У Евгении и Анны Зарукиных есть и простые и очень ценные вещи, но каждое украшение хранит частицу истории своего времени. Нынешние владелицы этих ожерелий, брошей, сережек изучают и раскрывают их тайны.
В отличие от современных украшений, винтажная бижутерия зачастую уникальна и редко встречается. Особенный дизайн, высокое качество исполнения с использованием редких материалов делает старинные украшения настоящими произведениями искусства, которыми приятно не просто любоваться, но и носить. Что и делает вот уже более 20 лет Евгения Зарукина из Краснодара – коллекционирует винтажную бижутерию и украшает ей свои повседневные образы.
В коллекции Евгении Зарукиной более тысячи экземпляров. Это броши, браслеты, кулоны, кольца, клипсы и другие виды винтажной бижутерии, которым 50 и более лет. Здесь и советские, и зарубежные изделия известных брендов: Диор, Шанель, Эрме и других. И у каждой вещи своя удивительная история, которую Евгения с интересом изучает.
Например, в коллекции есть интересно стилизованный кулон. Точно такой же украшал девушку Джеймса Бонда в серии «Бриллианты навсегда». Или советские броши под названием «леденцы»: именно из таких были составлены подвески королевы в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера». Также есть два американских браслета 1956 года выпуска, еще один из этой серии выставлен в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в разделе «История костюма».
Но все же особое место во всей этой красоте занимают броши. Именно с нескольких брошек из разноцветного стекла, популярных в Советском Союзе в 70-е годы прошлого века, и началось хобби Евгении. Они, а еще бусы под жемчуг, достались коллекционеру от мамы, Валентины. Собирала броши на рынках, барахолках, у родственников: советские, чешские, с янтарем, разноцветным стеклом и еще несколько вариаций. К примеру, серьги и броши с фарфоровыми вставками, выпускались в СССР в 1970–1980-е годы. Основа у них – позолота, и они хорошо сохраняются. Или броши, серьги, подвески из скрученной серебряной проволоки – отечественная разработка украшений для советских женщин.
В коллекции Евгении более 100 различных старинных брошей, и она очень любит украшать ими свои костюмы.
– Найти старинную бижутерию в хорошем состоянии – это успех, ее можно носить. И в общем, когда начинаешь изучать историю украшений и моды, историю костюма, открывается новый мир. И перед тобой уже не просто безделушки, а часть истории, – сказала коллекционер.
Интерес ко всему, что связано со стариной, у Евгении Зарукиной появился после замужества.
– Мой супруг, Виталий, и его семья всегда собирали что-то интересное, старинное. У него в роду были антиквары, купцы, любители старины. Вошла в его семью и со временем прониклась, мне тоже стало интересно, – рассказала она.
Виталий Зарукин, супруг Евгении, – известный в Краснодаре реставратор техники. В квартире этой семьи рядом с современными вещами можно увидеть сундук, вышитые рушники, занавески и картины, граммофон, пластинки, самовар, подстаканники и другие старинные предметы, доставшиеся от предков. Они передаются из поколения в поколение, бережно хранятся.

– Вот этой иконой нас с Виталиком бабушка на свадьбу благословляла. А этой стеклянной вазочке на ножке больше 100 лет… Все эти предметы дают нам силу предков, живших с самых истоков на Кубани. И мы очень ими дорожим, – поделилась Евгения.
Наша собеседница, как и многие женщины, всегда любила украшения, особенно доступную бижутерию.
– Когда у нас родилась дочка Анечка, захотелось наряжать, украшать не только себя, но и ее. Девочка для мамы – это же подружка, соратница во всем. Сейчас Аня уже взрослая и помогает мне собирать коллекцию винтажной бижутерии, – рассказала Евгения.
Именно при помощи Анны коллекция Евгении стала пополняться винтажными зарубежными изделиями. Они вместе находят в каталогах интересующие их экземпляры бижутерии, а затем на электронных торгах приобретают, собирают комплекты.
Мы увидели очень красивые шейные украшения. Например, американские лариаты, созданные в 1960-е годы. Это жгуты из разных материалов с украшенными концами. Их носят, завязав на узел, а на кончиках могут быть кисточки, шарики и другие подвески. Лариаты имеют специальное покрытие и не темнеют со временем.
Особенно красиво смотрятся комплекты – броши и клипсы. В коллекции их несколько видов от разных модных брендов: в виде морской звезды, ромашки, античного щита или в «чешуе дракона» …

На первый взгляд клипсы огромные и тяжелые. Но на самом деле они практически невесомые, а за счет силиконовой вставки на застежке не вызывают дискомфорта при ношении. Винтажные клипсы с жемчужной вставкой модного дома Ив Сен-Лорана середины прошлого века – любимое украшение Анны, она их часто носит.
– В коллекционировании есть определенный азарт найти уникальную вещь, исторически ценную. Причем особый интерес просыпается, когда находишь бижутерию 1960 года, а она практически нетронутая. Но это очень сложно. Изучая дизайн люксовых украшений, увидели, что в них есть зашифрованные послания. Например, Коко Шанель в детстве любила рисовать звезды. И эти детские рисунки перенесла на клипсы. А в бижутерии Диора 1950-х годов в завитках можно увидеть листочки ландыша – логотип мастера. И чем больше узнаешь таких секретов, тем интереснее находить новые для себя экземпляры винтажной бижутерии. И, конечно, носить их, – говорит Анна.
В социальной сети девушка ведет авторский блог, где объясняет подписчикам, как правильно стилизовать винтажные украшения.

– Очень часто люди считают, что бижутерия – это слишком ярко, что броши добавляют возраст. Это не так! Бижутерия вполне может вписаться в обычный современный образ, если правильно ее подобрать, стилизовать, – сказала она.
Евгения Зарукина – медицинский работник, ее дочь Анна по профессии экономист. Коллекционирование винтажной бижутерии объединяет их, дает возможность больше узнавать о моде, стиле и вкусах различных времен.
– Наше хобби дает радость в жизни, общение с другими поклонниками винтажных украшений. В Краснодаре это небольшой круг, но мы периодически встречаемся, делимся находками, вместе изучаем их историю, обмениваемся. Винтажная бижутерия ассоциируется с воспоминаниями о предках, ее ношение вызывает теплые чувства и создает связь с прошлым, – подчеркнула Евгения Зарукина.