В 1892 году образовался выселок станицы Воровсколесской Баталпашинского отдела Кубанской области. Сейчас место, откуда пришли новоселы находится на территории Ставропольского края.
Выселком называли особый вид крестьянских поселений на пустошах. Новые жители происходили из другого населенного пункта. Чаще всего выселки были размером с хутор и назывались так же, как и место, откуда вышли отцы-основатели. Однако к прежнему названию добавлялось слово «выселки».
А странное на первый взгляд имя «Воровсколесская» заставляет вспомнить времена «воровских набегов» соседей на опорные пункты казачьих первопроходцев.
Считается, что впервые термин «выселок» официально задокументирован в 1829 году. Хотя это название особых крестьянских поселений использовал писатель Михаил Загоскин в своей книге «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
На Руси вместо слова «выселок» могли использоваться иные определения, в зависимости от географии. Например, в окрестностях Ярославля и Рязани говорили – заселок или заселье, на Вятской земле – починок, а под Симбирском и близ Казани – околоток.
В советское время выселки часто преобразовывались в поселки и деревни, а потом этот термин и вовсе вышел из употребления, поскольку ассоциировался с «неперспективными» населенными пунктами.
Более того, выселками стали называть удаленные от городов поселки, куда принудительно сселяли подозрительные личности, людей, уличенных в антисоветской пропаганде.
Зная этот нюанс, яснее становится смысл культовой песни Виктора Цоя «Кукушка»:
Песен, еще не написанных, сколько?
Скажи, кукушка, пропой.
В городе мне жить или на выселках?
Камнем лежать или гореть звездой, звездой?
Солнце мое, взгляни на меня.
Моя ладонь превратилась в кулак…
Лидер популярной группы «Кино» написал хит в 1990 году. Это одна из последних его песен, написанных незадолго до гибели.
В 1968 году в журнале «Байкал» вышла научно-фантастическая повесть братьев Стругацких, которую они сами считали «самым совершенным и самым значительным своим произведением».
В притче «Улитка на склоне», символизирующей неторопливость прогресса и человеческое упорство в достижении цели, есть упоминание таинственных и жутковатых «Выселок».
В чаще лесной аномальной зоне есть загадочное место, расположенное вдали от обжитой аборигенами деревни. Выселки Стругацких обладают признаками щекочущей нервы потусторонности и какой-то неимоверно притягательной тайной.
Выселки представляют собой пограничную зону между цивилизацией и природой, где правила и законы обычного мира уже не действуют. В этом контексте «лесное поселение» Стругацких служит метафорой для всего неизведанного и вдохновляющего.