Предшественники первых трамваев на электрической тяге – любопытная и малоисследованная тема. Сведения о них обрывочны и зачастую предположительные. Но наверняка где-то сохранились и первые рельсы узкоколеек и другие технические элементы некогда весьма разветвленной системы.
Сегодня мы расскажем четыре такие истории.
Трамвайное движение в Новороссийске было открыто летом 1934 года. Первый маршрут связал цементный завод «Пролетарий» со спальными районами города. С самого начала на линию вышли 6 моторных вагонов и 3 прицепных.
В 1942 году во время боевых действий трамвайная сеть Новороссийска была разрушена.
Весной 1969 года в городе появились первые троллейбусы. Именно на них стали делать ставку власти, и в 1970-м трамвайное движение в Новороссийске было закрыто. Подвижной состав и сооружения были списаны.
Сейчас о существовании трамвая в городе-герое напоминают лишь оставшиеся кое-где крючки для крепления контактной сети на стенах домов дореволюционной постройки (угол улиц Толстого и Лейтенанта Шмидта). Рельсы не сохранились.
Официальная причина закрытие трамвайных маршрутов в Новороссийске – колоссальные убытки. Городские власти поспешили избавиться от уже развитой системы в пользу троллейбусного движения.
В южных городах широко применялась конка. До перевода на электрическую тягу трамваи по рельсам тащила пара лошадей, управляемая кучером. В вагоне могли поместиться до 15 пассажиров. Например, в Саратове конка появилась в Саратове еще 1887 году.
В станице Абинской (статус города получен в 1963-м) система конно-железных узкоколейных дорог функционировала с 1914 по 1919 годы.
Случилось так, что фабрикант Семен Кургузов подарил подъездные железнодорожные пути к мельнице и маслобойне, которыми он владел вместе с младшим братом. Бизнесмен жил в Екатеринодаре (ныне Краснодар), а со станицей Абинской поддерживал телефонную связь.
Лошади возили вагон с пассажирами по рельсам от железнодорожной станции «Абинская» через нынешние улицы Пионерская, Крымская и Интернациональная до главной площади.
Некоторые краеведы полагают, что конка в станице ходила до 1929 года, а тариф проезда был не больше двух копеек за километр пути.
Конка станицы Крымской (с 1958-го года – город Крымск) поддерживалась местными властями с 1921 по 1932 годы. Вагоны были самодельные с двигателями внутреннего сгорания и работали на бензине, а возможно и керосине.
Рельсы оставались вплоть до 1960-х годов. Сейчас по ним проложен тротуар.
Открыть узкоколейку было проще, чем проложить шоссе с твердым покрытием. Достаточно возвести невысокую насыпь, а на нее положить рельсы. Такие пути строили, например, для вывоза из карьера известняка. В оккупацию 1942-1943 годов крымской узкоколейкой пользовались фашисты. А после войны такие рельсы провели по улице Луначарского – для подвоза стройматериалов.
В память о первом трамвае-омнибусе пять лет назад на пересечении улиц Синева и Карла Либкнехта появился необычный арт-объект – вагон конки, выполненный в реальных размерах. Именно в этом месте в первой трети 20 века проходили конно-железные пути.
В 1908 году начала работать конка в этой станице Северского района (с 1947-го Ильской присвоен статус поселка городского типа). Первый вагон на конной тяге курсировал между железнодорожной станцией и центром Ильской. Предполагаемый путь проходил по современной улице Ленина.
Движение закрыли, скорее всего, в 1919 году.
Идея создания Ильской конки принадлежала местным предпринимателям, которые искали способ облегчить перевозку грузов и пассажиров внутри станицы и между соседними поселениями.