Кубанские Новости
Общество
Анастасия Зинченко

Сергей Мурзин: «Кинематограф должен воспитывать человека»

Сергей Мурзин: «Кинематограф должен воспитывать человека»
Кадр из фильма "Брат"
Актер, сыгравший бандита Круглого в фильме «Брат», побывал на Кубани и рассказал «КН» об актуальности кинокартины Балабанова, актерском мастерстве, театре и современном российском кинематографе.

Культовый фильм Алексея Балабанова «Брат» вышел на экраны в 1997 году. Спустя 28 лет он продолжает вызвать интерес как у взрослых, так и у совсем юных зрителей. Мы побеседовали с Сергеем Мурзиным, исполнителем одной из самых ярких ролей в фильме – бандита Круглого.

Актер рассказал о том, почему фильм «Брат» до сих пор популярен, каким, по его мнению, должен быть современный кинематограф, стоит ли российскому кино перенимать зарубежные тенденции. Актер поделился интересными историями, рассказал, чем занимается сейчас, и какие места на Кубани приглянулись ему больше всего.

- Сергей, как часто вы бываете в Краснодарском крае? Есть излюбленные места на Кубани?

- На Кубани я бываю довольно часто, поскольку моя жена родом из Лазаревского. Здесь живет наша родня и многие друзья. Летом прошлого года мы не смогли купить билеты на поезд, чтобы приехать в Краснодарский край из Питера, потому что все раскупили. У нас не получилось их достать даже со связями. Поэтому мы с семьей предпочитаем путешествовать на машине, чтобы заглянуть в неизведанные нами кубанские уголки. Краснодарский край большой, я еще не везде успел побывать. Излюбленные места на Кубани у меня, конечно, есть. Среди них Лазаревское, Геленджик, Кабардинка и Лабинск.

О фильме «Брат» и современном российском кинематографе

- Спустя 28 лет фильм «Брат» продолжают смотреть не только в России, но и за рубежом. Как вы считаете, почему?

- Голливудский режиссер Марио Ван Пиблз, в его фильме «Red Sky» я играл русского летчика, однажды сказал, что фильм «Брат» можно поставить на одну ступень с такими кинокартинами, как «Крестный отец» и «Однажды в Америке», потому что эти кинокартины смотрят везде.

Действительно, уже почти 30 лет фильм «Брат» входит в десятку самых скачиваемых фильмов на Западе. Мне до сих пор звонят и пишут люди со всего мира после просмотра этого фильма, говорят, что я их Аль Капоне.

Мне кажется, секрет популярности фильма «Брат» в том, что это историческая правда. Гений Балабанова заставил нас полностью погрузиться в свои роли и достоверно показать, как народ проживал этот период в истории России. Ему хотелось рассказать о жизни людей, с которыми довелось встретиться в 90-е. Кстати, бандит Круглый, которого я сыграл в фильме «Брат» – это сборный персонаж. В нем есть качества тех людей, которых я встречал в этот период.

- Многие актеры наделяют своего героя какими-то качествами, которые изначально не были прописаны в сценарии. Каким вы увидели бандита Круглого? Что своего привнесли в этот образ?

- Круглый изначально был написан придурочным балагуром. Таких, как он, в 90-е было очень много. На самом деле, жизнь бандита того времени была яркой, но короткой. Однако, пообщавшись с людьми, в том числе из бандитской среды, я понял, что они не были полными придурками. Они были хорошими людьми для своих родных и близких. Вот и мне хотелось показать, что бандит Круглый – это, прежде всего, человек.

Вспомните эпизод, где он сидит в общей бане и пьет пиво. По сюжету Круглый очень богат. У него была возможность купить любую баню и закрыться в ней с девками, но он предпочел пить пиво и есть сушеную рыбу в обществе людей. Все потому что он русский, и ему нравится быть среди народа.

Кадр из фильма "Брат"
Кадр из фильма "Брат"

- В прошлый раз мы с вами говорили о том, как снимался фильм «Брат», вы рассказывали интересные истории со съемок. Этим интервью заинтересовались многие молодые люди, которые не жили в 90-х. Как думаете, что их так привлекло?

- Мне кажется, дело в том, что современные молодые люди интересуются историей своей страны. К сожалению, не всегда учебники, книги, педагоги в школах и университетах способны достоверно и доступно рассказать о том, что происходило в 90-е. А фильм «Брат» уникален еще и тем, что показывает не только разруху и падение нравов, но и человечность людей, живших в это время.

- Каким по вашему мнению должен быть российский кинематограф в современных условиях?

- Владимир Ильич Ленин сказал гениальную фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Потому что в стране, которую в те времена строили, кинематограф имел очень большое значение для общества, в том числе выполнял воспитательную функцию. Я тоже считаю, что кинематограф должен воспитывать человека.

Меня радует, что нынешняя молодежь задумывается о чести, совести и важности семейных ценностей. Тридцать лет назад, когда разваливался Советский Союз, эти вопросы почти никого не волновали. Такую тенденцию можно проследить в кинокартинах того времени. Отличный пример - фильм «Брат». В 90-е люди действительно жили и думали так, как показано в кинокартине. А сегодня все по-другому.

Я убежден в том, что современному российскому кинематографу не стоит подражать западному. У нас есть свои талантливые сценаристы, среди которых много молодых. Я также считаю, что не стоит ориентироваться на западную аудиторию. У нас есть свой зритель.

- Зарубежный кинематограф часто пропагандирует нетрадиционные ценности, оправдывая это тем, что это запрос зрителя. Как вы думаете, стоит ли в России снимать на подобные темы?

Если у зарубежной аудитории есть такой запрос, то пусть режиссеры в этих странах делают все, что хотят. Яркий пример – открытие олимпиады в Париже. Но я считаю, что у России свой путь. Нашему кинематографу точно не следует перенимать подобное.

Для чего нам снимать на такие темы? Зачем акцентировать внимание на нетрадиционных ценностях? Куда нам тогда деть Библию, в которой сказано, что это мерзость? Будем перечеркивать все, что в ней написано? Я считаю, этого делать точно не стоит.

За рубежом любят повторять, что Бог – есть любовь, и Он принимает всех такими, какие они есть. Да, Он любит всех. Но в Библии сказано, что, если мужчина ляжет с мужчиной, как с женщиной, то их надо вывести за ворота города и побить камнями. Я всегда говорю – читайте в первоисточнике.

- Какие темы сегодня наиболее актуальны для российского кинематографа, на ваш взгляд?

- Во время Великой Отечественной войны снимались фильмы об этом непростом периоде. Среди них есть картины с отличным юмором. Такие фильмы поднимали дух народа. Сегодня тоже сложный для государства период, поэтому и кинокартины должны быть соответствующими.

Раз в две недели я выступаю перед ребятами, которые находятся на лечение в реабилитационных центрах и госпиталях Санкт-Петербурга. Это люди, которые отдают свои здоровье и жизнь за страну, для которых Родина – не пустой звук. Я вижу, как они реагируют, когда приезжают чиновники и начинают говорить о патриотизме. А потом выходит артист и начинает с ними общаться, не произнося громких дежурных фраз. Исполняет веселые песни, например, Высоцкого. И это нравится бойцам намного больше.

В начале марта 2024 года я был «за ленточкой». С концертами мы ездили по войсковым частям, блиндажам на передовой. Самой востребованной песней под гитару была «Охота на кабанов» Высоцкого. Им также нравились «Песня друзей» из «Бременских музыкантов» и «Голубой вагон».

Никогда не забуду случай в одном из питерских госпиталей. После того, как я спел песню «Трава у дома» группы Земляне, ко мне на коляске подъехал один из бойцов. Ему очень понравилось исполнение этой песни. Он поблагодарил меня и рассказал историю, связанную с ней. Во время обстрела он повредил ноги и не мог самостоятельно идти. На помощь пришли сослуживцы. Они несли его и просили только об одном – не терять сознание. Первое, что пришло в голову бойцу – громко петь строчки и песни «А снится нам не рокот космодрома». Пока его перетаскивали в безопасное место, он пел. Он считает, что эта песня спасла ему жизнь. История этого бойца тронула меня до глубины души. Я понял, что сегодня людям нужно показывать и рассказывать воодушевляющие истории в это непростое время.

Актер театра и кино Сергей Мурзин
Актер театра и кино Сергей Мурзин
Фото: Андрей Чистяков

- Сильно ли, по вашему мнению, потерял российский кинематограф после того, как некоторые актеры уехали из страны?

- Российский кинематограф совершенно ничего не потерял. В России сейчас много талантливых актеров. После Октябрьской революции поизошла похожая ситуация. Многие артисты бежали из страны. Потом кто-то из них вернулся, попросив прощения. Так, например, было с Александром Вертинским. Но даже уехав из страны, он никогда не позволял себе негативно высказываться о России и ее народе. А когда Вертинский осознал, что в чужой стране никому не нужен, то вернулся.

Я считаю, что многие из тех, кто сегодня уехали из России, начнут возвращаться. Но профессиональное будущее этих артистов в стране будет зависеть от того, простит ли их народ. Ведь актера таковым делает именно зритель. Поэтому, если артист хочет быть любимым и востребованным, то ему нужно уважать народ, не позволять себе негативно высказываться в его сторону.

- Какие фильмы вы могли бы посоветовать молодому поколению?

- Мне очень нравятся мультики, которые выпускает студия «Мельница». Я их смотрю вместе со своими маленькими детьми. Нам с семьей понравились мультфильмы про Богатырей. Конечно, с точки зрения истории то, что показано в этих картинах – вымысел. Но искусство не может быть полностью правдивым. Иначе оно превратилось бы в документальное кино. Также недавно пересмотрели «СуперБобровых» и смеялись до слез. Для тех, кто любит комедии – отличный вариант.

Еще есть такой режиссер Ирина Евтеева. На последнем Гатчинском фестивале она взяла гран-при с очень хорошим документальным мультипликационным фильмом о блокаде Ленинграда. Но это тяжелая картина для тех, кто любит думать и хочет узнать, как действительно это все происходило.

О театре и актерском мастерстве

- Какая из сыгранных вами ролей в театре или кино самая любимая? Какая запомнилась больше всего?

- В театре и в кино все роли любимые, потому что в каждой из них есть частичка меня. Все роли, которые я сыграл, для меня запоминающиеся.

Например, одним из первых моих проектов в кино стал художественный фильм «Бесконечность» режиссера Марлена Хуциева. Я тогда был студентом первого курса Ярославского театрального института.

Для студента поработать с Марленом Хуциевым – это большая честь и одно удовольствие. Он в то время уже был звездой мирового уровня с «Лавровой ветвью» и прочими заслугами. Попал я в этот проект потому, что умел держаться в седле. А им как раз нужен был актер, который гарцевал бы на коне. Так я получил роль прапорщика царской армии.

- Расскажите еще об интересных случаях из вашей актерской деятельности.

- Помню, как познакомился с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Однажды к нам в институт пришел ассистент по актерам. Он искал ребят, которым хотелось бы поучаствовать в проекте. Всего предполагалось три съемочных дня. Я согласился, потому что съемки были ночные, за них платили двойную ставку. Поскольку моя роль была со словами, да еще и трюковая, я получал за одну ночную смену 16 рублей при стипендии 40 рублей. То есть, за три дня мне заплатили 48 рублей.

Когда я приехал на съемочную площадку, меня подвели к какому-то человеку, сидящему на стуле и говорят: «Познакомьтесь, это ваш партнер, вы будете за ним охотиться, а в конце вам нужно будет попытаться его убить». Я говорю: «Да легко!». Этому человеку на стуле говорят: «Иннокентий Михайлович, познакомьтесь, это Сережа». Он говорит: «Очень приятно! Кеша». А потом поднимает на меня глаза, и я вижу перед собой Иннокентия Михайловича Смоктуновского.

- Есть роли, которые вам хотелось бы еще сыграть?

- Если мы говорим о кино, то мне хотелось бы сыграть в какой-нибудь сказке. В театре кем из сказочных персонажей я только не был, опыт у меня большой. А в кино не доводилось, но очень хотелось бы попробовать.

- Проще или интереснее играть положительного или отрицательного персонажа?

- Я не могу сказать, что каких-то героев играть проще или интереснее. И в том, и в другом случае нужно проживать роль человека, а не персонажа. Актер должен, прежде всего, влюбиться в свою роль. По-другому никак.

- Забывали ли вы когда-нибудь слова на сцене? Как актеры обычно выходят из этого положения?

- Нет, у меня никогда такого не было. Но я однажды с этим столкнулся, когда мой партнер по сцене забыл свои слова. Это нельзя назвать проблемой новичков, такое может случиться практически с каждым.

Бывают непредвиденные обстоятельства, которые способны выбить из колеи. Никогда не забуду, как еще студентом я попал на спектакль в Московский театр имени Маяковского, в котором играл Армен Борисович Джигарханян. От его игры замер весь зал. В конце люди встали со своих мест и начали аплодировать. Все актеры вышли на поклон. Затем закрылся занавес, а зрители все не расходились и продолжали хлопать. Минуты через три вышел администратор и попросил тишины. Он сказал, что Армен Борисович не выйдет к ним, потому что у него сегодня ночью погибла дочь.

Понимаете, актеры ведь тоже люди. Они могут заболеть или просто устать. И, конечно, любой человек на сцене может забыть текст. Но для этого и существуют партнеры. Ведь хороший актер знает назубок не только свои слова, но и текст коллеги, потому что на сцене мы зависим друг от друга.

- Как актеры справляются с выгоранием?

- Любимый мной Георгий Вицин произнес гениальные слова «Выходя из кадра, не забудь выйти из роли». Актерам нельзя путать свою жизнь с ролью, в которой тебе нужно пробыть лишь определенный отрезок времени. Я же сейчас не Круглый из фильма «Брат» и не Борюсик из «Убойной силы». Работа – это работа. Семья, дом – это семья и дом.

Актер театра и кино Сергей Мурзин
Актер театра и кино Сергей Мурзин
Фото: Андрей Чистяков

- Сергей, у вас есть хобби? Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

- Все мои увлечения каким-то образом связаны с актерским мастерством. Артисту в жизни могут пригодиться совершенно разные навыки. Я не могу знать заранее, какую роль мне предложат сыграть завтра, поэтому все в своей жизни я делаю с мыслью, что это опыт, который я потом смогу применить в кино. Как говорил мой учитель: «Все в актерскую копилку».

К примеру, я был помощником депутата Госдумы, общался с чиновниками, а позже мне пришлось играть губернатора Чукотского автономного округа. Он у меня получился живым и естественным. Наверное, я бы не смог убедить зрителя, не будь у меня такого опыта.

- Вы не раз говорили о том, что любите читать. Какие произведения вы могли бы посоветовать молодому поколению?

- Да, я действительно очень люблю читать. Поэтому с удовольствием посоветую произведения не только молодежи, но и людям думающим. Возможно эти книги покажутся сложными, но они натолкнут на разные мысли и наверняка будут полезными.

Для меня произведение номер один – это Библия. Потому что вся драматургия, мировая литература, в том числе и российская, написанная до 1930 года, основана на библейских ценностях. И, не зная Ветхого Завета, пророков, Нового Завета и послания апостолов, никогда не поймешь, о чем писали Достоевский, Толстой, Некрасов, Островский. Ведь в те времена люди были верующими, перед ними не стоял вопрос «Существует ли Бог на самом деле?». Они знали, что Он был, есть и будет.

На втором месте в моем личном рейтинге произведения Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» и «Евгений Онегин». На третьем месте для меня все, что связано с выдающимся сыщиком Шерлоком Холмсом. Далее «Идиот» Федора Ивановича Достоевского. Я перечитал недавно «Как закалялась сталь» Островского. Считаю, что книга неоправданно забыта.

Жителям Кубани я рекомендую почитать Булгакова «Белая гвардия», а также Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Это обязательно. Иначе вы не поймете ваших дедушек, бабушек, пап и мам, которые росли на тех ценностях, которые в этих произведениях очень правильно описываются.

О работе в институте и начинающих актерах

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Я заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера Санкт-Петербургского государственного института культуры. Наша кафедра выпускает актеров и режиссеров, руководителей народного и любительского театра. Серди выпускников нашей кафедры кинорежиссер Евгений Татарский, который снял такие фильмы, как «Золотая мина», «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», а также Кирилл Капица, который со своим отцом стоял у истоков «Улицы разбитых фонарей».

Мне нравится работать со студентами. Я чувству отдачу и вижу результат своей работы. Помимо всего прочего, мы с моими друзьями создали журнал «Народная дипломатия». В июне 2024 года вышел первый номер.

- На что члены комиссии обычно обращают внимание при отборе студентов на вступительном экзамене?

- Студенты должны подготовить стихотворение, басню, прозу, песню, танец, этюд. Если человек хочет поступить и связать свою жизнь с актерской профессией, ему необходимо хорошо подготовиться.

На вступительном экзамене студент должен быть органичным и естественным. Часто к нам приходят ребята, которые до этого уже получили какой-то актерский опыт. Многие приносят с собой дипломы и считают, что уже состоялись, как артисты. На любительском уровне, безусловно, так и есть. Но это сильно отличается от профессионального уровня.

Наверняка вы слышали, что актеры говорят не «работаю» в театре, а «служу». Актерская профессия – это действительно служение 24 часа на 7 дней. Артисты постоянно работают над собой, над своей ролью, персонажем, в которого они должны в итоге переродиться. Сделать это на любительском уровне не получится.

- Актерское мастерство – это больше профессионализм или все-таки талант?

- Среди актеров говорят, что талант – это 0,01 процента успеха. Все остальное – труд. Актер должен постоянно совершенствоваться. Например, у него должна быть четкая речь, чтобы его хорошо слышали зрители.

У актера должна быть хорошая пластика, которую тоже необходимо постоянно развивать. Он должен хорошо владеть своим телом, чтобы, например, фехтовать в спектакле «Сирано де Бержерак» или танцевать в сцене бала в постановке по «Войне и миру» Льва Николаевича Толстого.

Нынешняя молодежь, которая собирается связать свою жизнь с актерской профессией, зачастую считает, что для того, чтобы стать артистом, достаточно просто выучить слова и с выражением их рассказать на сцене. Но так может каждый.

Задача настоящего актера – прожить свою роль. Систему Станиславского никто не отменял. По ней живет и работает весь актерский мир, и не только в России. Интересно же наблюдать за тем, как перевоплощается Киану Ривз в «Джоне Уике» или в «Матрице». Но ведь в жизни он наверняка другой человек. Интересно же смотреть фильмы Советского периода. Разве Александр Демьяненко всегда был Шуриком? Нет, он ненавидел эту роль, но сделал ее гениальной.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies