Культовый фильм Алексея Балабанова «Брат» вышел на экраны в 1997 году. Спустя 28 лет он продолжает вызвать интерес как у взрослых, так и у совсем юных зрителей. Мы побеседовали с Сергеем Мурзиным, исполнителем одной из самых ярких ролей в фильме – бандита Круглого.
Актер рассказал о том, почему фильм «Брат» до сих пор популярен, каким, по его мнению, должен быть современный кинематограф, стоит ли российскому кино перенимать зарубежные тенденции. Актер поделился интересными историями, рассказал, чем занимается сейчас, и какие места на Кубани приглянулись ему больше всего.
- Сергей, как часто вы бываете в Краснодарском крае? Есть излюбленные места на Кубани?
- На Кубани я бываю довольно часто, поскольку моя жена родом из Лазаревского. Здесь живет наша родня и многие друзья. Летом прошлого года мы не смогли купить билеты на поезд, чтобы приехать в Краснодарский край из Питера, потому что все раскупили. У нас не получилось их достать даже со связями. Поэтому мы с семьей предпочитаем путешествовать на машине, чтобы заглянуть в неизведанные нами кубанские уголки. Краснодарский край большой, я еще не везде успел побывать. Излюбленные места на Кубани у меня, конечно, есть. Среди них Лазаревское, Геленджик, Кабардинка и Лабинск.
- Спустя 28 лет фильм «Брат» продолжают смотреть не только в России, но и за рубежом. Как вы считаете, почему?
- Голливудский режиссер Марио Ван Пиблз, в его фильме «Red Sky» я играл русского летчика, однажды сказал, что фильм «Брат» можно поставить на одну ступень с такими кинокартинами, как «Крестный отец» и «Однажды в Америке», потому что эти кинокартины смотрят везде.
Действительно, уже почти 30 лет фильм «Брат» входит в десятку самых скачиваемых фильмов на Западе. Мне до сих пор звонят и пишут люди со всего мира после просмотра этого фильма, говорят, что я их Аль Капоне.
Мне кажется, секрет популярности фильма «Брат» в том, что это историческая правда. Гений Балабанова заставил нас полностью погрузиться в свои роли и достоверно показать, как народ проживал этот период в истории России. Ему хотелось рассказать о жизни людей, с которыми довелось встретиться в 90-е. Кстати, бандит Круглый, которого я сыграл в фильме «Брат» – это сборный персонаж. В нем есть качества тех людей, которых я встречал в этот период.
- Многие актеры наделяют своего героя какими-то качествами, которые изначально не были прописаны в сценарии. Каким вы увидели бандита Круглого? Что своего привнесли в этот образ?
- Круглый изначально был написан придурочным балагуром. Таких, как он, в 90-е было очень много. На самом деле, жизнь бандита того времени была яркой, но короткой. Однако, пообщавшись с людьми, в том числе из бандитской среды, я понял, что они не были полными придурками. Они были хорошими людьми для своих родных и близких. Вот и мне хотелось показать, что бандит Круглый – это, прежде всего, человек.
Вспомните эпизод, где он сидит в общей бане и пьет пиво. По сюжету Круглый очень богат. У него была возможность купить любую баню и закрыться в ней с девками, но он предпочел пить пиво и есть сушеную рыбу в обществе людей. Все потому что он русский, и ему нравится быть среди народа.
- В прошлый раз мы с вами говорили о том, как снимался фильм «Брат», вы рассказывали интересные истории со съемок. Этим интервью заинтересовались многие молодые люди, которые не жили в 90-х. Как думаете, что их так привлекло?
- Мне кажется, дело в том, что современные молодые люди интересуются историей своей страны. К сожалению, не всегда учебники, книги, педагоги в школах и университетах способны достоверно и доступно рассказать о том, что происходило в 90-е. А фильм «Брат» уникален еще и тем, что показывает не только разруху и падение нравов, но и человечность людей, живших в это время.
- Каким по вашему мнению должен быть российский кинематограф в современных условиях?
- Владимир Ильич Ленин сказал гениальную фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Потому что в стране, которую в те времена строили, кинематограф имел очень большое значение для общества, в том числе выполнял воспитательную функцию. Я тоже считаю, что кинематограф должен воспитывать человека.
Меня радует, что нынешняя молодежь задумывается о чести, совести и важности семейных ценностей. Тридцать лет назад, когда разваливался Советский Союз, эти вопросы почти никого не волновали. Такую тенденцию можно проследить в кинокартинах того времени. Отличный пример - фильм «Брат». В 90-е люди действительно жили и думали так, как показано в кинокартине. А сегодня все по-другому.
Я убежден в том, что современному российскому кинематографу не стоит подражать западному. У нас есть свои талантливые сценаристы, среди которых много молодых. Я также считаю, что не стоит ориентироваться на западную аудиторию. У нас есть свой зритель.
- Зарубежный кинематограф часто пропагандирует нетрадиционные ценности, оправдывая это тем, что это запрос зрителя. Как вы думаете, стоит ли в России снимать на подобные темы?
Если у зарубежной аудитории есть такой запрос, то пусть режиссеры в этих странах делают все, что хотят. Яркий пример – открытие олимпиады в Париже. Но я считаю, что у России свой путь. Нашему кинематографу точно не следует перенимать подобное.
Для чего нам снимать на такие темы? Зачем акцентировать внимание на нетрадиционных ценностях? Куда нам тогда деть Библию, в которой сказано, что это мерзость? Будем перечеркивать все, что в ней написано? Я считаю, этого делать точно не стоит.
За рубежом любят повторять, что Бог – есть любовь, и Он принимает всех такими, какие они есть. Да, Он любит всех. Но в Библии сказано, что, если мужчина ляжет с мужчиной, как с женщиной, то их надо вывести за ворота города и побить камнями. Я всегда говорю – читайте в первоисточнике.
- Какие темы сегодня наиболее актуальны для российского кинематографа, на ваш взгляд?
- Во время Великой Отечественной войны снимались фильмы об этом непростом периоде. Среди них есть картины с отличным юмором. Такие фильмы поднимали дух народа. Сегодня тоже сложный для государства период, поэтому и кинокартины должны быть соответствующими.
Раз в две недели я выступаю перед ребятами, которые находятся на лечение в реабилитационных центрах и госпиталях Санкт-Петербурга. Это люди, которые отдают свои здоровье и жизнь за страну, для которых Родина – не пустой звук. Я вижу, как они реагируют, когда приезжают чиновники и начинают говорить о патриотизме. А потом выходит артист и начинает с ними общаться, не произнося громких дежурных фраз. Исполняет веселые песни, например, Высоцкого. И это нравится бойцам намного больше.
В начале марта 2024 года я был «за ленточкой». С концертами мы ездили по войсковым частям, блиндажам на передовой. Самой востребованной песней под гитару была «Охота на кабанов» Высоцкого. Им также нравились «Песня друзей» из «Бременских музыкантов» и «Голубой вагон».
Никогда не забуду случай в одном из питерских госпиталей. После того, как я спел песню «Трава у дома» группы Земляне, ко мне на коляске подъехал один из бойцов. Ему очень понравилось исполнение этой песни. Он поблагодарил меня и рассказал историю, связанную с ней. Во время обстрела он повредил ноги и не мог самостоятельно идти. На помощь пришли сослуживцы. Они несли его и просили только об одном – не терять сознание. Первое, что пришло в голову бойцу – громко петь строчки и песни «А снится нам не рокот космодрома». Пока его перетаскивали в безопасное место, он пел. Он считает, что эта песня спасла ему жизнь. История этого бойца тронула меня до глубины души. Я понял, что сегодня людям нужно показывать и рассказывать воодушевляющие истории в это непростое время.
- Сильно ли, по вашему мнению, потерял российский кинематограф после того, как некоторые актеры уехали из страны?
- Российский кинематограф совершенно ничего не потерял. В России сейчас много талантливых актеров. После Октябрьской революции поизошла похожая ситуация. Многие артисты бежали из страны. Потом кто-то из них вернулся, попросив прощения. Так, например, было с Александром Вертинским. Но даже уехав из страны, он никогда не позволял себе негативно высказываться о России и ее народе. А когда Вертинский осознал, что в чужой стране никому не нужен, то вернулся.
Я считаю, что многие из тех, кто сегодня уехали из России, начнут возвращаться. Но профессиональное будущее этих артистов в стране будет зависеть от того, простит ли их народ. Ведь актера таковым делает именно зритель. Поэтому, если артист хочет быть любимым и востребованным, то ему нужно уважать народ, не позволять себе негативно высказываться в его сторону.
- Какие фильмы вы могли бы посоветовать молодому поколению?
- Мне очень нравятся мультики, которые выпускает студия «Мельница». Я их смотрю вместе со своими маленькими детьми. Нам с семьей понравились мультфильмы про Богатырей. Конечно, с точки зрения истории то, что показано в этих картинах – вымысел. Но искусство не может быть полностью правдивым. Иначе оно превратилось бы в документальное кино. Также недавно пересмотрели «СуперБобровых» и смеялись до слез. Для тех, кто любит комедии – отличный вариант.
Еще есть такой режиссер Ирина Евтеева. На последнем Гатчинском фестивале она взяла гран-при с очень хорошим документальным мультипликационным фильмом о блокаде Ленинграда. Но это тяжелая картина для тех, кто любит думать и хочет узнать, как действительно это все происходило.
- Какая из сыгранных вами ролей в театре или кино самая любимая? Какая запомнилась больше всего?
- В театре и в кино все роли любимые, потому что в каждой из них есть частичка меня. Все роли, которые я сыграл, для меня запоминающиеся.
Например, одним из первых моих проектов в кино стал художественный фильм «Бесконечность» режиссера Марлена Хуциева. Я тогда был студентом первого курса Ярославского театрального института.
Для студента поработать с Марленом Хуциевым – это большая честь и одно удовольствие. Он в то время уже был звездой мирового уровня с «Лавровой ветвью» и прочими заслугами. Попал я в этот проект потому, что умел держаться в седле. А им как раз нужен был актер, который гарцевал бы на коне. Так я получил роль прапорщика царской армии.
- Расскажите еще об интересных случаях из вашей актерской деятельности.
- Помню, как познакомился с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Однажды к нам в институт пришел ассистент по актерам. Он искал ребят, которым хотелось бы поучаствовать в проекте. Всего предполагалось три съемочных дня. Я согласился, потому что съемки были ночные, за них платили двойную ставку. Поскольку моя роль была со словами, да еще и трюковая, я получал за одну ночную смену 16 рублей при стипендии 40 рублей. То есть, за три дня мне заплатили 48 рублей.
Когда я приехал на съемочную площадку, меня подвели к какому-то человеку, сидящему на стуле и говорят: «Познакомьтесь, это ваш партнер, вы будете за ним охотиться, а в конце вам нужно будет попытаться его убить». Я говорю: «Да легко!». Этому человеку на стуле говорят: «Иннокентий Михайлович, познакомьтесь, это Сережа». Он говорит: «Очень приятно! Кеша». А потом поднимает на меня глаза, и я вижу перед собой Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
- Есть роли, которые вам хотелось бы еще сыграть?
- Если мы говорим о кино, то мне хотелось бы сыграть в какой-нибудь сказке. В театре кем из сказочных персонажей я только не был, опыт у меня большой. А в кино не доводилось, но очень хотелось бы попробовать.
- Проще или интереснее играть положительного или отрицательного персонажа?
- Я не могу сказать, что каких-то героев играть проще или интереснее. И в том, и в другом случае нужно проживать роль человека, а не персонажа. Актер должен, прежде всего, влюбиться в свою роль. По-другому никак.
- Забывали ли вы когда-нибудь слова на сцене? Как актеры обычно выходят из этого положения?
- Нет, у меня никогда такого не было. Но я однажды с этим столкнулся, когда мой партнер по сцене забыл свои слова. Это нельзя назвать проблемой новичков, такое может случиться практически с каждым.
Бывают непредвиденные обстоятельства, которые способны выбить из колеи. Никогда не забуду, как еще студентом я попал на спектакль в Московский театр имени Маяковского, в котором играл Армен Борисович Джигарханян. От его игры замер весь зал. В конце люди встали со своих мест и начали аплодировать. Все актеры вышли на поклон. Затем закрылся занавес, а зрители все не расходились и продолжали хлопать. Минуты через три вышел администратор и попросил тишины. Он сказал, что Армен Борисович не выйдет к ним, потому что у него сегодня ночью погибла дочь.
Понимаете, актеры ведь тоже люди. Они могут заболеть или просто устать. И, конечно, любой человек на сцене может забыть текст. Но для этого и существуют партнеры. Ведь хороший актер знает назубок не только свои слова, но и текст коллеги, потому что на сцене мы зависим друг от друга.
- Как актеры справляются с выгоранием?
- Любимый мной Георгий Вицин произнес гениальные слова «Выходя из кадра, не забудь выйти из роли». Актерам нельзя путать свою жизнь с ролью, в которой тебе нужно пробыть лишь определенный отрезок времени. Я же сейчас не Круглый из фильма «Брат» и не Борюсик из «Убойной силы». Работа – это работа. Семья, дом – это семья и дом.
- Сергей, у вас есть хобби? Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
- Все мои увлечения каким-то образом связаны с актерским мастерством. Артисту в жизни могут пригодиться совершенно разные навыки. Я не могу знать заранее, какую роль мне предложат сыграть завтра, поэтому все в своей жизни я делаю с мыслью, что это опыт, который я потом смогу применить в кино. Как говорил мой учитель: «Все в актерскую копилку».
К примеру, я был помощником депутата Госдумы, общался с чиновниками, а позже мне пришлось играть губернатора Чукотского автономного округа. Он у меня получился живым и естественным. Наверное, я бы не смог убедить зрителя, не будь у меня такого опыта.
- Вы не раз говорили о том, что любите читать. Какие произведения вы могли бы посоветовать молодому поколению?
- Да, я действительно очень люблю читать. Поэтому с удовольствием посоветую произведения не только молодежи, но и людям думающим. Возможно эти книги покажутся сложными, но они натолкнут на разные мысли и наверняка будут полезными.
Для меня произведение номер один – это Библия. Потому что вся драматургия, мировая литература, в том числе и российская, написанная до 1930 года, основана на библейских ценностях. И, не зная Ветхого Завета, пророков, Нового Завета и послания апостолов, никогда не поймешь, о чем писали Достоевский, Толстой, Некрасов, Островский. Ведь в те времена люди были верующими, перед ними не стоял вопрос «Существует ли Бог на самом деле?». Они знали, что Он был, есть и будет.
На втором месте в моем личном рейтинге произведения Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» и «Евгений Онегин». На третьем месте для меня все, что связано с выдающимся сыщиком Шерлоком Холмсом. Далее «Идиот» Федора Ивановича Достоевского. Я перечитал недавно «Как закалялась сталь» Островского. Считаю, что книга неоправданно забыта.
Жителям Кубани я рекомендую почитать Булгакова «Белая гвардия», а также Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Это обязательно. Иначе вы не поймете ваших дедушек, бабушек, пап и мам, которые росли на тех ценностях, которые в этих произведениях очень правильно описываются.
- Чем вы занимаетесь сейчас?
- Я заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера Санкт-Петербургского государственного института культуры. Наша кафедра выпускает актеров и режиссеров, руководителей народного и любительского театра. Серди выпускников нашей кафедры кинорежиссер Евгений Татарский, который снял такие фильмы, как «Золотая мина», «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», а также Кирилл Капица, который со своим отцом стоял у истоков «Улицы разбитых фонарей».
Мне нравится работать со студентами. Я чувству отдачу и вижу результат своей работы. Помимо всего прочего, мы с моими друзьями создали журнал «Народная дипломатия». В июне 2024 года вышел первый номер.
- На что члены комиссии обычно обращают внимание при отборе студентов на вступительном экзамене?
- Студенты должны подготовить стихотворение, басню, прозу, песню, танец, этюд. Если человек хочет поступить и связать свою жизнь с актерской профессией, ему необходимо хорошо подготовиться.
На вступительном экзамене студент должен быть органичным и естественным. Часто к нам приходят ребята, которые до этого уже получили какой-то актерский опыт. Многие приносят с собой дипломы и считают, что уже состоялись, как артисты. На любительском уровне, безусловно, так и есть. Но это сильно отличается от профессионального уровня.
Наверняка вы слышали, что актеры говорят не «работаю» в театре, а «служу». Актерская профессия – это действительно служение 24 часа на 7 дней. Артисты постоянно работают над собой, над своей ролью, персонажем, в которого они должны в итоге переродиться. Сделать это на любительском уровне не получится.
- Актерское мастерство – это больше профессионализм или все-таки талант?
- Среди актеров говорят, что талант – это 0,01 процента успеха. Все остальное – труд. Актер должен постоянно совершенствоваться. Например, у него должна быть четкая речь, чтобы его хорошо слышали зрители.
У актера должна быть хорошая пластика, которую тоже необходимо постоянно развивать. Он должен хорошо владеть своим телом, чтобы, например, фехтовать в спектакле «Сирано де Бержерак» или танцевать в сцене бала в постановке по «Войне и миру» Льва Николаевича Толстого.
Нынешняя молодежь, которая собирается связать свою жизнь с актерской профессией, зачастую считает, что для того, чтобы стать артистом, достаточно просто выучить слова и с выражением их рассказать на сцене. Но так может каждый.
Задача настоящего актера – прожить свою роль. Систему Станиславского никто не отменял. По ней живет и работает весь актерский мир, и не только в России. Интересно же наблюдать за тем, как перевоплощается Киану Ривз в «Джоне Уике» или в «Матрице». Но ведь в жизни он наверняка другой человек. Интересно же смотреть фильмы Советского периода. Разве Александр Демьяненко всегда был Шуриком? Нет, он ненавидел эту роль, но сделал ее гениальной.