Кубанские Новости
Общество
Андрей Евтеев

Сделка «Иран-Контрас»: как США тайно вооружали своего врага и финансировали террористов

Сделка «Иран-Контрас» - очередная позорная страница в истории западных спецслужб
Сделка «Иран-Контрас» вызвала серьезный международный скандал и стала очередной темной страницей в истории западных спецслужб.
Фото: Изображение сгенерировано нейросетью.
Эта тайная операция – не просто очередной политический скандал с участием американских спецслужб и администрации президента США. Это история о том, как высокие идеалы «борьбы со злом» рухнули под тяжестью крайне циничной сделки, где мораль была выставлена на торги, а законы – порваны в клочья.

Вашингтон – Тегеран – Никарагуа

Середина 80-х годов прошлого столетия. Холодная война уже на излете, но мир не стал безопаснее. В Ливане томятся американские заложники, захваченные проиранской «Хезболлой». В Никарагуа у власти марксистские «сандинисты», но США яро поддерживают их врагов — боевиков группировки «контрас». Конгресс, уставший от грязных и кровавых войн, принимает так называемую поправку Боланда, которая запрещает какую-либо военную помощь никарагуанским боевикам.

Для администрации Рональда Рейгана это не просто закон. Это пощечина. Он видел в «сандинистах» форпост СССР в Западном полушарии, а в «контрас» он видел «борцов за свободу». Но их жестокость и связь с наркобизнесом вызывали отвращение у Конгресса. И тогда в недрах Совета национальной безопасности (СНБ) и ЦРУ рождается схема, изощренно сплетающая в один клубок лжи две запретные сделки. Кодового имени у сделки не было, но история позже даст ей емкое и позорное название – «Иран-Контрас»!

Суть аферы довольно проста: продать оружие злейшему врагу (Ирану) в обмен на заложников и деньги, а выручку тайком, в обход Конгресса, переправить «контрас» в Никарагуа. Участники свято верили: цель (борьба с коммунизмом и спасение граждан) оправдывает любые средства. Какой ценой? Ценой глубочайшего политического кризиса и вековой вражды с Ираном. Фактически, США заложили бомбу под собственное будущее на Ближнем Востоке – и она рванула спустя 40 лет.

Зенитные комплексы поставляемые в рамках сделки «Иран-Контрас»
Зенитный комплекс Hawk.
Фото: wikipedia.org

Оружие врагу, деньги террористам: адская схема в деталях

Представьте Белый Дом середины 80-х. Президент США Рональд Рейган – непримиримый борец с «империей зла». И пока он громогласно клянется искоренить терроризм и победить коммунизм, за его спиной его советники тайком грузят американские ракеты в самолеты, которые берут курс… на Иран – страну, ими же объявленную главным спонсором террора! И это еще не все.

Грязные деньги от этой сделки они хотят направить на поддержку никарагуанских «контрас» – боевиков, чья жестокость уже шокировала мир и даже заставила Конгресс сказать «стоп»!

Как работал конвейер «Оружие → Иран → Деньги → Оружие → Контрас»

  1. Израильский «крючок». «Мы можем помочь с заложниками!» – шепнули израильтяне американцам. Мол, Иран (воюющий с Ираком) готов надавить на «Хезболлу» в Ливане, удерживающую американцев. Плата? Остро необходимое оружие: противотанковые TOW и зенитные комплексы Hawk.

  2. Тайные рейсы. Чтобы замести следы, первые поставки шли через Израиль. Самолеты (часто с фальшивыми документами) летели напрямую из США или через нейтральные страны вроде Португалии.

  3. Циничный навар. Посредники взвинчивали цены в разы! Например, ракета TOW с начальной ценой $3,500 в итоге обходилась Ирану в $10,000 и выше. Разницу делили теневые дельцы вроде Манучера Горбанифара и отставного генерала Ричарда Секорда.

  4. Черная касса подполковника Норта. Львиная доля денег оседала на секретных счетах в швейцарских банках, которые контролировал подполковник СНБ Оливер Норт – «мозг» операции. Эти миллионы долларов вопреки прямому запрету Конгресса (поправки Боланда!), текли на поддержку «контрас».

  5. Оружие для «контрас». Деньги через подставные фирмы (организованные бывшим агентом ЦРУ Альбертом Хакимом) превращались в оружие, боеприпасы, самолеты. Доставку в Никарагуа иногда обеспечивала авиакомпания Southern Air Transport (наследница известной авиакомпании Civil Air Transport/CAT, связанной с ЦРУ).

Афера была раскрыта лишь после того, как 5 октября 1986 года в небе над Никарагуа сандинисты ракетой «земля-воздух» сбили транспортный самолет, перевозивший оружие для «контрас». Один из членов экипажа сбитого самолета – Юджин Хазенфус, бывший морской пехотинец армии США – выжил и попал в плен. Позднее он сообщил на пресс-конференции, что полеты в Никарагуа осуществлялись под прямым контролем ЦРУ. К тому же, на борту сбитого самолета были обнаружены документы, подтверждающие связь с агентами разведки.

Израиль: больше чем посредник?

Израиль был не просто посредником. Израиль был ключевым игроком, преследующим свои цели: продлить войну между Ираном и Ираком, чтобы эти два потенциальных врага еврейского государства как можно дольше были заняты войной друг с другом, тем самым ослабляя себя. Первые партии оружия в Тегеран отгружались из Израиля – это дало администрации Рейгана возможность отрицать свое прямое участие в поставках.

Фактически Израиль в погоне за своей выгодой стал непосредственным участником этой позорной сделки. И история сыграла с ним злую шутку – поставки Hawk и TOW в 1980-х не просто помогли Ирану выстоять против Ирака. Они спасли режим аятолл от внутреннего кризиса и дали старт его собственной ракетной программе! Сегодня иранские ракеты, созданные, в том числе, на базе технологий, полученных в рамках сделки с США, способны долететь до многих стран региона, в том числе и до Израиля.

Мы не торгуем с террористами?

Рональд Рейган всегда утверждал, что ничего не знал о финансировании «контрас». Он публично заявил: «Мы не торгуем с террористами!» Однако его личные дневники, а также признания помощников — Макфарлейна и Пойндекстера — рисуют другую картину. Он действительно одобрил поставки оружия Ирану, искренне веря, что спасает заложников.

«Иран-Контрас»
Президент Рейган получает отчет комиссии Тауэра в зале заседаний кабинета министров
Фото: Правительство США, Public domain, via Wikimedia Commons

Очевидно, его желание спасти заложников сочеталось с полным доверием к своим советникам и, вполне возможно, он не до конца осознавал истинные масштабы и цели схемы. Комиссия Тауэра, созданная для расследования этой операции, пришла к выводу, что президент не контролировал реальное положение дел.

Еще больше вопросов возникло к Джорджу Бушу-старшему, тогдашнему вице-президенту. Он категорически настаивал, что ничего не знал о сделке. Но его участие в ключевых совещаниях и дневниковые записи («я был против») говорят об обратном. В 1992 году, став президентом, Буш помиловал ключевых фигурантов дела как раз тогда, когда независимый прокурор Лоуренс Уолш подбирался к нему самому. Многие увидели в этом откровенную попытку похоронить правду.

Иран: от тайных поставок к ракетной мощи

Иранская ракетная программа строилась на изучении разных технологий (советских ракет «Скад», северокорейских разработок, китайских технологий и т.д.). Прямых документов, где бы говорилось: «Ракета Х разработана на основе разобранного Hawk, поставленного в 1986 году», – скорее всего, нет (или они до сих пор засекречены), однако совокупность факторов делает связь сильной и логичной: поставки высокотехнологичного американского оружия (ПТУР TOW, ЗРК Hawk) Ирану в рамках «Иран-контрас» могли оказать непосредственное влияние на разработки иранских ракет. Такие выводы делают многие эксперты, например, бывший глава израильской военной разведки АМАН генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин прямо связывал поставки Hawk с развитием иранской ракетной мощи.

Современное ракетное вооружение Ирана
На параде в честь Недели Священной обороны. Бендер-Аббас, Иран.
Фото: www.farsnews.ir | Fars Media, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons.

С помощью так называемого реверс-инжиниринга полученные системы стали для иранской оборонки настоящим учебным пособием, позволившим совершить качественный скачок в ракетных технологиях. Эта помощь не только помогла Тегерану выстоять в войне с Ираком, но укрепила существующий режим и стала критическим фактором в запуске его амбициозной ракетной программы.

Таким образом, тайная сделка администрации Рейгана, нацеленная на сиюминутные выгоды, в итоге обернулась серьезными проблемами для США и их союзников в регионе – прежде всего Израиля: американцы невольно поспособствовали созданию мощнейшего ракетного арсенала у своего злейшего врага на Ближнем Востоке.

Никарагуа: гражданская война с отметкой «Сделано в США»

Что касается Никарагуа, то деньги от сделок с Ираном позволили продлить гражданскую войну в этой стране. «Контрас», накачанные оружием и деньгами (не менее $30 млн от сделки с Ираном + $10 млн от Саудовской Аравии по инициативе Норта), развязали кровавый террор (массовые убийства, пытки, разрушение инфраструктуры), надолго погрузив страну в хаос.

По некоторым оценкам к 1990 году действия «контрас» нанесли экономике Никарагуа ущерб более 3 млрд долларов США.

Борис Ефимов «Свобода… терроризма» [Крокодил. 1984. №23].jpg Борис Ефимов, «Свобода… терроризма», журнал «Крокодил». 1984 г.

Морально-этическая пропасть

Скандал «Иран-Контрас» стал символом кризиса американской внешней политики и крайней степени цинизма спецслужб США:

  • Оружие врагу. Поставки оружия своему врагу, официально объявленному спонсору террора, ради сиюминутной выгоды – что может быть преступнее?

  • Помощь террористам. Финансирование «контрас», чьи зверства были задокументированы, в обход воли Конгресса и народа стало синононимом предательства демократии.

  • Тотальная ложь. Разработчики и участники сделки погрязли в систематическом обмане. Оливер Норт и его подельники обосновывали свои действия необходимостью борьбы с коммунизмом, но выбранные ими методы борьбы были далеки от закона и еще дальше от элементарной политической этики и человеческой морали.

  • Апофеоз цинизма. Иначе эту международную аферу и назвать трудно. Ведь всего за три года до этих событий США развернули широкомасштабную дипломатическую кампанию с целью убедить другие страны мира не продавать оружие Ирану.

Связь с современностью: бумеранг всегда возвращается

Скандал «Иран-Контрас» формально завершился в конце 80-х. Оливер Норт отсидел условно и стал медийной фигурой. Рейган покинул свой пост. Казалось бы, страница перевернута...

Но история, особенно грязная, имеет свойство становиться бумерангом. Очевидно, что те самые зенитные ракеты Hawk, проданные Тегерану в 1986 году, стали краеугольным камнем в его ракетной программе, благодаря которой Иран сегодня обладает самым современным ракетным оружием.

«Иран-Контрас» — это не просто история о секретных сделках и тайнах политики. Это предупреждение о том, что «торговля принципами» во имя сиюминутных целей способна разжечь пожары, тушить которые придется уже следующим поколениям. Пламя, зажженное США в 80-х прошлого столетия сегодня разгорается на Ближнем Востоке с новой силой!

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies