Кубанские Новости
Борис Золотов

Трудный год садоводов: в Краснодарском крае идет уборка урожая

Генеральный директор Союза садоводов Кубани Николай Щербаков рассказал о том, как идет уборка урожая и каким он будет.

Половина от былого

– Николай Алексеевич, на что могут рассчитывать садоводы Краснодарского края?

_HDZ0302.jpg
Николай Щербаков
– Вспомним для начала, что нынешней весной кубанские сады подверглись жесточайшим апрельским заморозкам – как раз в период их массового цветения. Сразу четыре волны возвратных холодов – такого не случалось последние 30 лет. Температура воздуха во многих районах края опускалась до 9–11 градусов мороза. Настоящая зима! В результате – страшная гибель будущего урожая. Косточковые культуры потеряли 80 процентов урожая. Это слива, алыча, абрикос, вишня, черешня, персик. Семечковые культуры вымерзли на 60 процентов. В основном это яблоко. Всего урожай погиб на 9,1 тысячи гектаров.

Тогда губернатор Кубани объявил чрезвычайную ситуацию в 15 муниципальных образованиях. Уже было ясно, что рассчитывать на достойный урожай, который ежегодно собирали наши садоводы, не придется. И осень будет трудной.

– И что сейчас показывают промежуточные результаты?

– Половина от прошлогоднего урожая. Как и ожидалось. Сбор семечковых культур, в основном яблока, идет сейчас полным ходом. Если соберем 200 тысяч тонн яблока вместо прошлогодних 460 тысяч тонн, то и это будет неплохо. Когда морозы прошли, цветок погиб, на отдельных сортах появились цветы на однолетних побегах – так дерево реагирует на стрессовые ситуации. Это хоть как-то помогло компенсировать гибель урожая. Есть сорта яблонь, которые умеют частично восстанавливаться. Это, например, «новелла», «флорина», «ренет симиренко» и другие. По косточковым культурам урожай составит 30–40 процентов от прошлогоднего. Ожидается сбор 10 тысяч тонн. Некоторые хозяйства соберут в лучшем случае только пятую часть от запланированного урожая.

И, как результат, если в прошлом году мы собрали 380 тысяч плодов, то в нынешнем соберем примерно половину этого, ну, может быть, чуть больше.

Фото: Влад Александров

Без поддержки не обойтись

– На что могут рассчитывать садоводы края в такой непростой ситуации? Были ли сады застрахованы от подобных катаклизмов?

– Надеемся на господдержку. Агрострахование, к сожалению, у нас пока находится в зачаточном состоянии. Еще предстоит немало работы по его усовершенствованию, разного рода согласований и обсуждений на различных уровнях. Этим наш союз в настоящее время серьезно занимается. Для понимания: в стране в нынешнем году застрахован только один процент будущего урожая.

– И как быть? До нового урожая еще год. Где взять деньги, чтобы сохранить сады, заложить основу будущего урожая, не говоря уже о закладке новых молодых садов?

– Нас поддерживают администрация Краснодарского края, министерство сельского хозяйства. Вице-губернатор Андрей Николаевич Коробка держит этот вопрос под постоянным контролем. С возникшей проблемой минсельхоз обращается в федеральные структуры. Еще весной, когда грянул этот гром, Союз садоводов Кубани совместно с коллегами со Ставрополья (у них та же беда) при поддержке Национального плодоовощного союза обратились к главе Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой поддержать садоводческие хозяйства и предприятия, пострадавшие от весенних заморозков в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Мы попросили председателя Совета Федерации обратиться в правительство с просьбой о выделении дополнительных мер господдержки садоводческой отрасли в размере 80 процентов от фактически понесенных производителями затрат без учета наличия договоров об агростраховании.

– Какая-то помощь поступила?

– Помощи пока нет. Но мы знаем, что нашу просьбу председатель Совета Федерации довела до сведения председателя правительства. Надеемся, что она будет рассмотрена.

Впереди еще много сложностей. Сейчас урожай надо убрать, реализовать, что-то заложить на хранение, рассчитаться по кредитам. Зимой деревья необходимо обрезать, подготовиться к весенним химическим обработкам. Все это деньги. А доходы садоводческих хозяйств упадут в два раза. Нам дополнительно на уходные работы надо примерно по 60 тысяч рублей на каждый гектар. На сады суперинтенсивного типа – и того больше.

– Грозит ли садоводческим хозяйствам банкротство?

– Об этом пока, к счастью, речь не идет. Во всех хозяйствах разная экономическая ситуация. У меня тоже есть сад, например. Планировал, что соберу в этом году 500 тонн фруктов. Из этого и рассчитывал свою хозяйственную деятельность. Теперь если получится собрать 100 тонн фруктов – и то будет хорошо. Помогают питомники. Буду саженцы продавать и покрывать убытки. Пути выхода из кризиса ищут все садоводы.

Останавливаться нельзя

– Что будет в дальнейшем с развитием отрасли?

– Дело в том, что закладка новых садов – это другая статья, и здесь действуют меры господдержки. Деньги выделены, и работы продолжаются. В год мы закладываем до 2 тысяч новых молодых садов. Сейчас нам остро необходимы деньги на работы по уходу за плодоносящими садами.

Как известно, садоводство сейчас приоритетная отрасль развития АПК. Администрация края в нынешнем году нам выделила 800 миллионов рублей. Более 70 процентов – это деньги из госбюджета. Субсидирование отрасли идет на основе софинансирования. Такой помощи еще не было. По прошлому году мы тоже получили солидную поддержку – 600 миллионов рублей.

Чистый сад

– Недавно в Мостовском районе собрались экологи, в том числе и зарубежные специалисты. Шла речь о производстве экологически чистой продукции. У нас есть сады, продукцию которых можно отнести к этой категории?

– Пока органическим садоводством занимаются только в одном КФХ. В яблоневом саду не проводится никаких химических обработок. Выращиваются специальные сорта яблок – чистейший продукт, но его еще надо сертифицировать. Мы подали соответствующую заявку, но путь этот долгий. Для этого потребуется три года.

А заниматься органическим садоводством действительно надо. За этим будущее, и мы рано или поздно к этому придем. И начинать тут надо с нуля. В этом направлении мы сейчас плотно работаем с НИИ биологической защиты растений.