Кубанские Новости
Спорт
Светлана Голуб

Мамаев и Кокорин: казнить нельзя помиловать

6 февраля Тверской районный суд Москвы рассмотрит ходатайство о продлении ареста полузащитнику ФК «Краснодар» Павлу Мамаеву и на

«Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой…» – эти строчки из стихотворения «Узник» Александра Пушкина как нельзя кстати сейчас подходят для полузащитника ФК «Краснодар» Павла Мамаева и нападающего «Зенита» Александра Кокорина.

8 февраля истекает срок их содержания в СИЗО «Бутырка». В Тверской районный суд Москвы поступили материалы следствия с ходатайством о продлении ареста до 8 апреля этого года, рассмотрение назначено на 6 февраля.

Или пусть еще посидят?

Над делом «Мамаев – Кокорин» корпит 18 (!) следователей. За четыре месяца – именно столько футболисты находятся в «Бутырке» – правоохранители успели собрать 16 томов. И согласно статье 109 УПК РФ «Сроки содержания под стражей» расследование они могут «затянуть» еще до восьми месяцев.

Напомним, задержанным предъявлены обвинения по двум статьям Уголовного кодекса РФ: 116-й («Побои») и 213-й («Хулиганство»). Им грозит до семи лет лишения свободы. 8 октября они устроили две драки в центре Москвы.

Сначала на парковке около гостиницы «Пекин» избили гражданина Белоруссии Виталия Соловчука – водителя ведущей Первого канала Ольги Ушаковой, а чуть позже в кафе напали на главу одного из департаментов Минпромторга Дениса Пака и генерального директора НАМИ Сергея Гайсина.

6 февраля следователь вновь будет ходатайствовать перед судом о продлении меры пресечения спортсменов еще на два месяца. И объяснять, скорей всего, будет тем, что в деле есть «белые пятна», которые необходимо заполнить. Такие доводы приводились на предыдущих слушаниях, и суд принял их во внимание.

Родной клуб Кокорина – питерский «Зенит», судя по заявке для участия в матчах плей-офф Лиги Европы, верит в положительный исход дела.

Тренерский штаб включил своего подопечного в список на матчи против турецкого «Фенербахче», которые состоятся 12 и 21 февраля. ФК «Краснодар» тоже ждет возвращения Мамаева, только не на поле: руководство команды подготовило договор о расторжении контракта, который Павел должен подписать.

Отправили под рентген

Даже если футболистов освободят, участие Кокорина в Лиге Европы под большим вопросом. На протяжении четырех месяцев, что он находится в СИЗО, парень жалуется на ноющую боль в колене. В марте 2018 года в матче Лиги Европы против «Лейпцига» он получил разрыв крестообразных связок и пропустил почти весь прошлый сезон, включая домашний чемпионат мира. Форвард «Зенита» восстановился только к осени, блеснул на поле в матче с «Краснодаром», после чего загулял с Мамаевым.

Специалистов узкого профиля, как настаивает его защита, к Кокорину не пускают. Возможно, считают, что все это симуляции на футбольном поле. Хотя медики РФС бьют тревогу и подозревают, что Александру может понадобиться замена прооперированного коленного сустава на искусственный.

«Врач СИЗО повел Александра делать рентген колена, – сообщила в своем Инстаграме его адвокат Татьяна Стукалова. – Даже интересно, что может показать рентген, если у пациента нет перелома. Мне представляется, что идет «медицинская» подготовка обеспечения продления срока содержания под стражей, в результате которой суду предъявят справку, что проведенным рентгеном ничего не выявлено.

Так создается видимость проведения проверки доводов защиты об ухудшении состояния здоровья Кокорина».

По программе реабилитации футболист должен заниматься коленом не менее пяти часов. Вместо этого он проводит занятия только 1 – 2 часа в день: - лечебной физкультурой с ним лично занимается врач СИЗО. Правда, не ежедневно и без специальных снарядов и препаратов.

Написали свой роман

С материалами дела – 16 томами – обвиняемые и их адвокаты ознакомились только 30 января. Первым материалы проштудировал полузащитник «Краснодара» – за отведенный срок он успел прочитать только десять томов.

– Мы не имеем возможности нормально изучить дело, – сказал адвокат Павла Мамаева Игорь Бушманов в интервью «Спорт-Экспрессу». – Надеемся, суд учтет, что в процессе следствия допускается неоднократная волокита, нарушаются процессуальные сроки. Очередное продление содержания обвиняемых под стражей связано не с тем, что не хватило времени для завершения всех процедур, а фактически с бездействием следствия в течение длительного времени. Оно, имея большие процессуальные возможности, большой состав следственной группы, достаточно долго расследовало уголовное дело и больше месяца не начинало ознакомление. Официально нам сказали, что расследование окончено 27 декабря прошлого года. С той самой поры абсолютно никаких следственных действий не происходит – просто сидят, и все. Очевидных причин нет никаких.

При этом сами потерпевшие, по словам Татьяны Стукаловой, отказались ознакомиться с делом, ссылаясь на занятость.

По словам адвоката Кокорина Татьяны Стукаловой, информация о времени ознакомления потерпевших и их адвокатов с материалами дела от обвиняемых и их защиты была скрыта:

– Материалы об этом незаконно изъяты из последнего, 16-го тома уголовного дела, очевидно, затем, чтобы лишить защиту возможности ссылаться на данные факты в суде при продлении меры пресечения, чем обеспечить ее дальнейшее продление. Это все, что можно рассказать по делу, не нарушая подписку о неразглашении.

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» – так заканчивается стихотворение Пушкина «Узник». А вот полетят ли Павел Мамаев и Александр Кокорин 6 февраля по домам – решит суд.

Комментарии специалистов

Вячеслав Барик, адвокат Кирилла Кокорина (брата футболиста):

– Если суд их выпустит, то формально будет противоречить сам себе. Для чего тогда изначально надо было брать их под стражу, а сейчас выпускать? Не думаю, что что-то изменится. Уж если обвинители в предыдущем ходатайстве ссылались на то, что необходимы еще определенные следственные действия и в этот период нужно обвиняемых держать под стражей, то сейчас никаких следственных действий не планируется, в связи с чем людей разумно отпустить домой. Но этого не произойдет.

Всеволод Павлов, адвокат, руководитель уголовно-процессуального департамента компании «Умные решения»:

– На мой взгляд, и к сожалению для ребят, такая вероятность равна нулю. И, естественно, в большей степени это связано с внепроцессуальными, скажем так, основаниями, а именно статусом и репутацией самих обвиняемых, общественным резонансом, занимаемой должностью одного из потерпевших, необходимостью провести «показательную казнь». По этой причине лично у меня не вызывает сомнений то, что Кокорин, Мамаев и их «подельники» как минимум до приговора суда будут находиться под стражей в следственном изоляторе.