Глава региона отвечал на вопросы в течение двух с половиной часов. За это время постарались объять необъятное: подвести итоги года, обсудить ближайшие планы, не обошлось и без личных вопросов. Губернатор признался, что в работе всегда прислушивается к мнению жителей.
«Живу их ощущениями, – говорит он, – сегодня в бюджете есть деньги, и важно построить то, что нужно людям в первую очередь. Поэтому главное – правильно расставить приоритеты».
– Вениамин Иванович, каким для вас был 2019 год? Какие главные решения – рабочего и личного характера – были приняты в уходящем году?
– В целом год был удачным. Мы приступили к реализации нескольких крупных региональных проектов в образовании, здравоохранении, спорте. Например, школа для одаренных детей в Краснодаре на 1100 мест с интернатом на 600 мест, где будут жить, учиться и оттачивать свои таланты мальчишки и девчонки со всей Кубани, в том числе из сельской местности. А новый корпус детской краевой больницы и вторая очередь краевой больницы имени Очаповского?
По сути, это еще два новых лечебных учреждения – и по площади, и по объемам финансирования. Мы завершили строительство 11 школ в Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Армавире, Динском, Славянском, Приморско-Ахтарском районах. Также были построены 12 детских садов и 5 пристроек. В 2020 году должны сдать еще 14 школ и довести общее количество новых школ за последние пять лет до 50.
Сегодня край уделяет особое внимание патриотическому и духовному воспитанию молодежи. Поэтому мы приступили к строительству современного кадетского корпуса в Краснодаре, военно-исторического парка «Патриот» в Динском районе, где молодые люди со всего края будут проходить первоначальную военно-спортивную подготовку. Парк площадью 150 гектаров будет включать взлетно-посадочную полосу, выставочную площадку для военной техники, мемориал, Вечный огонь. А то разве это дело, что кубанские мальчишки свой первый прыжок с парашютом совершают в соседней республике?
Разработана дорожная карта по созданию типовых центров единоборств. К 2023 году они отроются во всех 44 муниципалитетах. В этом году уже началось строительство первых десяти объектов. Кроме того, будет построен региональный центр единоборств в Краснодаре.
– В этом году очевиден тренд на запуск новых мегапроектов. Хотя еще около пяти лет назад вы говорили, что край не может себе этого позволить. Что изменилось?
– Изменилась ситуация с бюджетом. Хочу вам напомнить, что в 2015 году краевой консолидированный бюджет был 190 миллиардов рублей. Задолженность перед Минфином, банками, в том числе коммерческими, составляла 145 миллиардов рублей. Когда я приступил к исполнению обязанностей губернатора и увидел эту картину, конечно, ни о каких мегапроектах не могло идти речи. Нужно было просто вырулить ситуацию. Вывести край, экономику из долговой ямы. Нужно было жить, сохранять стабильность, выплачивать зарплаты, социальные гарантии, развивать промышленность, поддерживать сельское хозяйство. Нужно, нужно, нужно… Везде и все было нужно. Четыре года прошло. Сегодня картина такая: бюджет составляет 320 миллиардов рублей, погашено 45 миллиардов рублей задолженности. Появилась реальная возможность приступить к реализации масштабных проектов.
Если честно, то эти 45 миллиардов было так жалко отдавать! На себе испытал поговорку «Берешь чужие, отдаешь свои». Но куда деваться? Хотя федеральное министерство финансов поначалу не верило, что мы за столь короткий срок вернем такую солидную сумму. Вернули! Потому что мы – сильный регион, третий по социально-экономическому росту в стране.
Сегодня у нас есть стратегия зарабатывания и расходования средств. И, согласно ей, будем двигаться. К 2030 году мы должны иметь бюджет в 600 миллиардов рублей. В этом году мы уже перевыполнили задачу, которую ставили в начале года, и собрали 320 миллиардов рублей собственных доходов вместо планируемых 300 миллиардов. Если будем и дальше идти такими темпами, то у нас все получится. Главное – не останавливаться, принимать правильные экономические решения. Надо, чтобы край работал, как один большой механизм.
– Как вы оцениваете результаты реализации нацпроектов в этом году?
– Все нацпроекты по итогам этого года мы выполнили. А некоторые даже досрочно, такие как «Культура» и «Безопасные и качественные дороги». Кубань вошла в тройку лидеров наряду с Крымом и Санкт-Петербургом среди российских субъектов с самыми большими дотациями от правительства. Наш регион получил почти 1,5 миллиарда рублей. Всего кабинет министров распределил 45 миллиардов рублей между 50 регионами страны, и одним из ключевых показателей при распределении этих средств стала успешная реализация нацпроектов.
Уже видны результаты этой важной работы. Например, только за этот год отремонтировали десятки домов культуры. Или посмотрите, какие стали дороги! Есть эффект и от нацпроекта «Здравоохранение», на реализацию которого в этом году было выделено 3,9 миллиарда рублей. На следующий год запланировано еще 7,7 миллиарда.
Я всегда особенно сильно переживаю за сельскую местность, хотя бы потому, что молодежь не должна уезжать из села. Чтобы жилось там не хуже, чем в городе. Но для этого мы должны строить, создавать инфраструктуру. В этом году было направлено 700 миллионов на ремонт поликлиник и больниц в сельской местности, в следующем году эта сумма составит более 1 миллиарда рублей. На приобретение медицинского и информационного оборудования в этом году выделили 2,9 миллиарда рублей, в следующем будет 5 миллиардов.
Но реализацию нацпроектов должны увидеть сами люди, должны их оценить, лично ощутить на себе. В реализацию нацпроектов вовлечена вся нация. Каждый из нас! Власть – исполняет, население – контролирует. Никто не должен быть в стороне, пока последняя копейка последнего нацпроекта не будет освоена.
– Вопрос, который, наверное, поднимается практически на каждой встрече с гражданами, – это долгострои и обманутые дольщики. Когда эта тема будет закрыта полностью и мы наконец выйдем из числа регионов с этой проблемой?
– Был принят федеральный закон, согласно которому теперь строительные компании перешли на проектное финансирование. Это позволит прекратить строительную вакханалию. На завершение проблемных объектов на три года заложено 1,5 миллиарда рублей. Плюс еще один миллиард предусмотрели, чтобы войти в федеральный Фонд по защите обманутых дольщиков, где в совокупности сможем привлечь еще 4 миллиарда рублей. Эти средства позволят завершить самые сложные долгострои. В этом году мы достроили и сдали 43 объекта. В следующем – доведем до ума более ста домов.
Но есть и другая сторона медали. Жители края задают резонный вопрос: мы все налогоплательщики, но почему наши деньги идут на решение проблем обманутых дольщиков, ведь это их личные проблемы? Получается, что все жители края платят налоги, а потом мы берем эти деньги и помогаем каким-то конкретным людям. Да, эти деньги действительно можно было бы направить на другие нужды. Но я всегда напоминаю, что это наши обманутые сограждане! Кто-то взял кредиты, кто-то продал последнее, чтобы вложиться в свое единственное жилье. И оставить их на улице один на один со своей бедой – это неправильно.
– Вениамин Иванович, на недавней пресс-конференции президента Владимира Путина прозвучал вопрос о жилье для ветеранов в Сочи. Сложилось впечатление, что журналиста интересовало не столько состояние этого жилья, сколько в целом ситуация в строительной отрасли в Сочи. Вы прокомментировали, что журналист ввел президента в заблуждение. Что вы имели в виду, о каких домах на самом деле шла речь?
– Журналист рассказал президенту обо всем, в том числе и ветеранах, которые в этом доме на самом деле не живут. Рассказал о сносе домов, в которые, по его мнению, ветеранов нужно переселить. Но он не уточнил, что речь идет о самостроях. Это первое, с чем я начал бороться, когда пришел на эту должность. Нужно было немедленно останавливать эту самостройную вакханалию. И не только в Сочи, а в целом по краю. А спросил ли журналист у жителей Сочи: готовы они жить в городе, где самострой на самострое и самостроем погоняет?
Сегодня около 19 самостроев в Сочи уже снесены. И эта работа продолжится. И каждый нерадивый застройщик понимает, что рано или поздно мы до него дойдем. Поэтому делает все возможное, чтобы как-то остановить этот процесс. Поэтому этот вопрос, очевидно, был не в защиту ветеранов, а призван помочь тем, кто эти самострои построил. Таким образом, повторюсь, журналист ввел в заблуждение президента страны, попросту его обманул. Это мое мнение.
– Еще один злободневный вопрос – обеспечение курортов инфраструктурой. Предприняты неудобные для бизнеса меры – ограничение этажности побережья, запрет жилой застройки на расстоянии 500 метров от побережья. Что дальше? Этих мер достаточно, чтобы навести порядок в градостроительной политике?
– Думаю, достаточно. Мы взяли под контроль застройку муниципальных образований, жестко ограничили возможность использования земельных массивов и лесного фонда. Сейчас стоит задача наладить соблюдение уже принятых ограничений. Это касается и генплана Краснодара.
Я внимательно прислушиваюсь к замечаниям своих коллег, общественников. Кстати, именно последние заметили в 2016 году несостыковки в первом варианте генплана: там, где должны быть зеленые зоны, уже давно все оказалось застроено. Поэтому мы так долго работаем над генпланом, уже пошел третий год. Сегодня подрядчик – питерский институт – практически завершил разработку документа. Теперь он четкий и прозрачный.
Исторический центр по высотности четко регламентирован – не выше 5 этажей. Микрорайоны, окраины Краснодара строим комплексно – то есть должно быть четкое понимание, сколько здесь будет жителей, столько должно появиться школ, детских садов, парковок, спортивных комплексов, детских площадок. Комплексная застройка – вот основной принцип развития Краснодара.
– Вы как-то сказали, что запуск электричек между Кубанью и Крымом повысит интерес отдыхающих к Черноморскому побережью, и с этим трудно не согласиться. Однако не опасаетесь, что развитие удобной инфраструктуры соседнего региона, его транспортной системы может заметно сократить численность отдыхающих на соседних курортах? Ведь Крым был и остается главным конкурентом нашей курортной отрасли.
– И Краснодарский край, и Крым – это юг. В моем понимании мы вообще должны быть единым черноморским курортом! Мы должны свободно доехать из Туапсе в Сочи, из Сочи в Геленджик или Анапу, а затем к Крымскому мосту и дальше. То есть человек, который приехал на юг отдыхать, не должен замыкаться в одном курортном городе. Он должен спокойно сесть на автомобиль или автобус и свободно перемещаться, тогда отдых будет комфортным и разнообразным. И затем он снова захочет вернуться не просто в какой-то населенный пункт, а в целом на юг нашей страны и за две недели посетить все его города.
Если мы создадим общую комфортную дорожную инфраструктуру, то получим много плюсов. Тогда не только из Краснодара туристы поедут в Крым, но и из Крыма поедут в Краснодар. Будет один большой и нескучный курорт. Одна большая и комфортная дорога. Это будет другая психология отдыхающего. Поэтому делить нам точно нечего.
Большое значение имеет и строительство железнодорожной части Крымского моста, который недавно открыл наш президент Владимир Путин. Сейчас прорабатываем вопрос и о запуске электричек между регионами.
Кроме того, мы обсудили с Владимиром Путиным возможность переноса железной дороги от побережья Черного моря в районе Сочи. Это позволит расширить пляжи, курортам – развиваться и в целом сделает их логистику более удобной. Если мы сделаем объездную Новороссийска, так называемый заезд для большегрузов, которые сегодня круглосуточно едут в порт, то дорога Геленджик – Анапа станет практически беспрепятственной. И трасса от Сочи до Анапы через Геленджик – это фактически еще один комфортный и безопасной подход к Крымскому мосту. Президент поручил Министерству транспорта РФ просчитать стоимость проекта.
– В этом году появились новые меры поддержки АПК – например, агрострахование, компенсация газомоторного топлива. Насколько, по-вашему, удовлетворены запросы отрасли? Видите ли вы отдачу? И какие еще законы необходимо принять для помощи кубанским аграриям?
– В этом году отрасль АПК получила беспрецедентный объем господдержки – 7,7 миллиарда рублей. Из них 4 миллиарда – федеральные средства, почти столько же – краевые. В следующем году мы заложили на эти цели 8,3 миллиарда рублей.
Таким образом, сфера АПК в этом году стала самой успешной – рост составил 106,1 процента. Молочное скотоводство за прошлый год увеличилось на 28 процентов, объем мяса птицы вырос в 1,5 раза. Сегодня созданы все условия для развития АПК в крае. Были приняты различные нормативные акты в отношении отдельных отраслей, закон о развитии органической продукции – он вступит в силу с 1 января 2020 года. Как говорится, работай – не ленись!
Есть, безусловно, и проблемы. В основном они связаны с фермерством. Об этом говорили и на встрече с президентом Владимиром Путиным, которая прошла на днях в Адыгее. Например, малым предприятиям невозможно конкурировать с крупными агропромышленными комплексами. Потому что если появляется какой-то свободный клочок земли от фонда перераспределения, то на него сразу претендует агрохолдинг, проводятся дорогие конкурсы, и он их выигрывает. Нужно подумать, при каких условиях фермеры могли бы получать землю без торгов. Например, если у них развито молочное производство или переработка. На период, пока они занимаются этим направлением, могли бы пользоваться землей бесплатно. Над этим надо серьезно подумать и внести идею на рассмотрение президенту.
Ведь мы же придумали, как поддержать фермеров-садоводов, для которых в 2018 году была принята краевая программа «Малый сад». Она подразумевает получение гранта, который может покрывать до 90 процентов затрат на закладку садов интенсивного типа. Сегодня мы производим только 40 процентов яблок в стране, а можем намного больше. Поэтому господдержка садоводства в крае тоже ежегодно увеличивается.
– Мы – аграрный регион. Но люди по-прежнему бегут в большие города. Что делается для поддержки села? Из-за высокой миграции Краснодар стал одним из густонаселенных городов региона. Отсюда и ряд проблем: нехватка детских садов, школ, очереди в поликлиниках. Как вы планируете удержать людей на селе? Как, по вашему мнению, можно направить миграционный поток в нужное русло?
– Прежде всего – создать условия для комфортной жизни на селе. Чтобы в шаговой доступности были школы, детские сады, спортивные секции, дома культуры, медучреждения. Ведь наличие рядом врача – это тоже часть комфортной жизни. В этом году в сельской местности было построено 16 офисов врачей общей практики, плюс 6 ФАПов. И такими темпами мы намерены вести строительство каждый год. Возводя эти объекты, мы решаем не только медицинскую проблему, а создаем в целом комфортную жизнь в районах. И следующей нашей задачей станет создание инфраструктуры. Сокращать дефицит кадров на селе будем за счет строительства жилья для врачей и учителей. Тогда молодые специалисты после окончания вузов будут возвращаться. Мы не можем допустить, чтобы село обеднело самым главным капиталом – людьми.
– В различных мессенджерах появляется все больше негативной информации, которая касается вашей работы, личной жизни. Вы читаете эти сообщения? И как вообще относитесь к такой информационной атаке?
– Я живу в рамках реального мира, а не виртуального. Сообщения подобного рода не читаю, у меня на это нет времени. Но прекрасно понимаю, что есть оппоненты, которых не устраивает мой подход в том или ином вопросе. Но я принципиальный человек. Если пообещал, что в центре и на побережье не будет многоэтажной застройки, значит, ее не будет. Дома вы можете прийти и попросить у меня что угодно. Но на работе даже не подходите – со мною невозможно договориться, если это идет вразрез с интересами края и его жителей!
Повторюсь, я живу в реальном мире и добиваюсь реальных результатов.
– Вениамин Иванович, у всех гаджетов есть индикатор батарейки, который показывает заряд. Если сравнить человека, например, с телефоном, на сколько процентов вы сейчас заряжены?
– Я аккумулятор, который не может разрядиться. Не имеет права! Впереди новогодние каникулы, и я очень радуюсь, когда в эти дни жители и гости региона отправляются отдыхать на наши горнолыжные курорты или побережье. И задача власти – обеспечить этот отдых, создать беспрецедентные меры безопасности и комфорта. Я хочу, чтобы все было на высочайшем уровне!
Уже с 28 декабря в крае работает штаб, куда вхожу я и все мои заместители. На моих плечах, как губернатора, лежит бремя ответственности за все, что происходит в крае, будь то будни, выходные, праздники. Поэтому я всегда заряжен на все 100 процентов, чтобы быть готовым к быстрым действиям, оперативным решениям.
Кстати, за время своего губернаторства я ни разу не брал отпуск. Не вижу в этом смысла. Все равно не отдохнешь. Чувство ответственности давит: вдруг что-то случится, а поручить это заму, даже очень хорошему, нельзя, потому что ты сам должен контролировать ситуацию. И, чтобы никого потом не винить, лучше самому принять решение. Это мой принцип.
– Какие главные задачи вы обозначили для себя на будущий год?
– Главная задача – выполнить все, что пообещал! Ведь жители нашего края ничего сверхъестественного не просят. Опять же вспоминаю слова своей мамы, она говорила: «Сынок, так хочется успеть пожить!» Вот и мы с вами должны успеть пожить. В комфортных и безопасных условиях, в процветающем крае!
– А каким жизненным принципам вы учите своих детей? И купили ли уже новогодние подарки?
– Детей я учу в первую очередь относиться с пониманием к окружающим. С раннего детства я привожу их в храм – так же, как и меня мои родители приводили. Раньше я сам давал сыну сто рублей и просил кому-нибудь помочь. Объяснял ему: посмотри на обувь этой бабушки. Твои сто рублей ей могут быть очень нужны. Если каждый из прихожан даст ей хотя бы по чуть-чуть, то у нее будет новая обувь. Сейчас сын уже сам не может пройти мимо нуждающихся. И помогает, даже если его об этом не просят. Надеюсь, он этому научит и свою младшую сестру.
И меня тому же родители учили. Покойная мама всегда говорила: «В одиночку нельзя быть сытым, богатым и счастливым». Этот принцип всегда шел со мной по жизни. Поэтому я до сих пор один даже чаю выпить не могу. (Улыбается.)
Что касается подарков, то да, мои дети написали письма Деду Морозу. У них в этом году три елки – дома и у бабушек с дедушками. Поэтому написали по три письма! (Смеется.) Мы с женой поделили, кто какие подарки покупает. В ночь на 31 декабря они будут лежать под елками, и, как положено, их принесет Дед Мороз. Сын улыбается, он уже взрослый, чтобы верить в сказки. Но не может же он испортить праздник сестре, поэтому делает вид, что Дед Мороз существует.