Родня одного из казненных фашистами детей в Ейске не хочет новой эксгумации тел
Это нужно для того, чтобы потомков погибших в душегубках Гестапо признали потерпевшими по статье о геноциде.
Краснодарцы Аза и Георгий Аванесовы всегда знали, что младший брат отца - Георгий Аванесов - был в числе жертв фашистов. А в прошлом году рассекретили документы массовой казни воспитанников с пороками развития в 1942 году. Вскоре последовало возбуждение уголовного дела по статье о геноциде. 214 детей в возрасте от 6 до 16 лет сначала отравили углекислым газом, а потом скинули в противотанковый ров за пределами Ейска. Позже братскую могилу и страшные списки погибших нашли наши солдаты, когда отбили город у палачей.
- Отец рассказывал, что дядю Жору пришлось отдать в детский дом, когда они переезжали с места на место из-за волнений. После гибели матери дети остались с отцом. После одного из конфликтов с ним маленький Жора ушел на речку, перемерз и у него отнялись ноги, - вспомнили Аза и Георгий. - Он не мог ходить, передвигался на руках. В Ейске это был специализированный дом для таких детей и Жору отправили туда.
О гибели маленького Жоры отец и брат узнали лишь после войны, когда сами вернулись с фронта.
- Были 60-е годы, помню, мне не было еще и 10 лет, по телевидению вышла передача. Отец ее ждал. Меня он попросил выйти из дома во двор, но через окно я услышала, как по телевизору читали какой-то список из имен и фамилий, среди них назвали Аванесова Жору, после чего отец зарыдал во весь голос., - рассказывает Аза Аванесова.
Потомки Жоры не собираются добиваться статуса потерпевших по делу о геноциде. Ведь для этого требуется эксгумация тел погибших. Такова процедура признания родства.
Все, чего хотят родственники жертв фашизма, чтобы место захоронения казненных детей было достоверно установлено, пишет «КП - Кубань».
Как ранее сообщали «Кубанские новости», 9 и 10 октября 1942 года члены Зондеркоманды СС-10 «а» убили 214 воспитанников Ейского детдома с помощью мобильных машин-«душегубок». Тела детей были обнаружены после освобождения Краснодарского края от немецко-фашистской оккупации в 1943 году в районе хутора Широчанского.
ФСБ рассекретило список убитых нацистами воспитанников детского дома в Краснодарском крае. Среди убитых воспитанников детского дома в Ейске в 1942 году были дети как минимум восьми национальностей.
СК РФ в рамках дела об уничтожении фашистами Ейского детского дома в 1942 году запросил у Канады материалы в отношении переводчика зондеркоманды СС-10 «а» Гельмута Оберлендера, который подозревается в причастности к этому преступлению.
В 1940-х и 1960-х годах ряд переводчиков и иных участников были задержаны и осуждены. Однако Оберлендер скрылся от органов предварительного следствия сразу же после капитуляции Германии и избежал уголовной ответственности.
Гельмут Оберлендер, которому сейчас 96 лет, попросил не депортировать его из Канады. Его адвокаты просят закрыть дело.