Мы беседуем с Федором Смоловым в салоне микроавтобуса, за дверями которого скопилось порядка 50 человек – его фанатов. Все они ждут, когда футболист наконец-таки выйдет к ним. До финала футбольного турнира «К11» среди дворовых команд, куда он приглашен в качестве почетного гостя, остается несколько игр. Пора. Дверь машины открывается, и девчонки 13 – 15 лет начинают истошно кричать и чуть ли не плакать от счастья.
В свои 27 лет он может позволить себе крутые машины, модные вещи, экзотические путешествия, красивых подруг, одной из которых когда-то являлась Виктория Лопырева – фотомодель, телеведущая и посол чемпионата мира по футболу-2018. При этом парень не стоит на месте – продолжает развиваться и практически в каждом матче подтверждает статус лучшего бомбардира чемпионата России.
– Зачем? У тебя ведь все уже есть, – спрашиваю я его.
– Я играю в футбол не из-за денег, – не моргнув глазом, отвечает Федор. – Я изначально пришел в него, потому что люблю этот вид спорта и эта моя страсть. Не представляю свою жизнь без футбола. Моя цель – играть на самом высоком уровне, выиграть какой-нибудь европейский топ-чемпионат. Стремлюсь попробовать там свои силы.
– А какая тогда мечта? Она совпадает с целью?
– Нет, – улыбается Федя. – Мечта у меня другая – хочу выиграть Лигу чемпионов в составе «Милана». С 7 лет болею за эту команду. Но из Италии предложений мне пока не поступало.
Федя говорит, что ради футбола он готов пожертвовать чем угодно: общением с друзьями, отдыхом, свободным временем. В одно время даже ночные клубы отошли у него на второй план.
– Есть период молодости, взросления, когда хочется что-то попробовать и посмотреть. Просто на каком-то этапе решил, что для меня это лишнее. Но я не вижу ничего в этом криминального, когда человек идет в клуб, а у него на следующий день выходной.
Незнающий биографию Смолова, может сказать, что это пустые слова, мол, кто не любит развлечься. Но еще 3 года назад за право играть в составе команды, а не просто сидеть на лавке запасных Федя даже согласился на понижение зарплаты более чем в 2,5 раза и перешел в ряды екатеринбургского «Урала». А уже в новом сезоне покорял столицу Кубани.
– Когда я переезжал в Краснодар, все мои друзья остались в Москве, и для меня это не было важным, потому что понимал: ФК «Краснодар» – наиболее удачное развитие моей карьеры.
И ведь как в воду глядел: в составе «быков» (прозвище ФК «Краснодар») в биографии Смолова наступила настоящая оттепель. Если раньше вся страна его психологически «убивала» за отсутствие забитых голов, то здесь стали в буквальном смысле боготворить.
– В первую очередь я хотел доказать самому себе, что мне это по силам, что я чего-то стою.
– Что ты прокручивал в голове перед матчами?
– Это личное. Но главное я себе говорил, что могу добиться большего и изменить мнение о себе, – добавляет Федор. – Когда ты долго не забиваешь, перед ударом начинают проскакивать мысли: «Вот этот момент, которого ты так долго ждал, сейчас все свершится». Но ничего не происходит – чтобы забить гол, нужно фокусироваться на ударе.
– Ты как-то говорил, мол, безголевой период был Божьим испытанием, чтобы понять, чего тебе надо от жизни.
– Да. Я понял, что нельзя служить двум богам, и если я вижу продолжение своей жизни, связанное с футболом, то мне нужно через это пройти, преодолеть себя. А не почивать на лаврах после промежуточного успеха.
– Так глубоко…
– Но период-то долгий был, – расплываясь в своей голливудской улыбке, говорит Федор.
– На мой взгляд, если у тебя нет обеспеченных родителей, то очень трудно пробиться в большой футбол…
– Это очень редкий случай и доля везения. Ведь бывает так, что парень в 15 лет выделяется, а в 18 даже не попадает, условно говоря, в дубль команды. Может быть, и наоборот: все детство сидит на замене, а потом приходит тренер и ставит его в состав. В итоге игрок попадает в Премьер-лигу. Промежуточные успехи в юношеском возрасте ничего не гарантируют.
– Но сегодня у детских тренеров даже нет мотивации для воспитания хороших футболистов. Все лавры за выдающего игрока получают спортивные агенты.
– По каждому профессиональному контракту есть пункт, когда тренеру выплачивается определенный процент с заработной платы игрока, и так далее.
– Сколько идет от твоей зарплаты твоему наставнику?
– Александру Поспелову я выплачиваю сам. Он начал тренировать меня в СДЮСШОР «Сокол», когда мне было 9 лет – ушел от него в 15. До сих пор поддерживаю с ним отношения, помогаю ему: передаю бутсы, экипировку для ребят. Мои родители общаются, отец периодически видится с ним.
– Программа «К11» – революционная система скаутинга, отбора и подготовки молодых футболистов, у которых пока нет профессионального контракта, впервые проходит в Краснодаре. Как думаешь, такой турнир что-то может изменить для этих парней?
– Конечно. Посмотрите, сколько народу пришло. Для них это праздник, а у победителей есть возможность оказаться в профессиональной команде, попробовать силы на самом высоком уровне. Если в мое время были такие турниры, то я параллельно с занятиями в СДЮСШОР прошел бы подобный отбор.
Если подрастающее поколение только вступает на этот тернистый путь, где слава и успех могут вскружить голову, то Федя уже ко всем этому привык. С болельщиками ведет себя раскрепощенно: радушно раздает автографы, дружески жмет руки, не отказывает в селфи, может ответить болельщикам в соцсетях. После поединка со «Спартаком» даже приглашал одного разбушевавшегося пообщаться с глазу на глаз.
– Это не я писал, – признался Федя. – Друзья попросили ответить на гневный комментарий с моей страницы, хотели встретиться. Но данный аккаунт тут же удалили. У меня был этап в жизни, когда я сам писал, реагировал на критику. Но встречаться – нет. Смысл? Все равно ничего не докажешь. К тому же после разговора, как правило, просят сфоткаться и добавляют: «Ты нормальный парень».
Я готова сравнить Федора Смолова с кроссвордом на последней странице газеты: все интервью ломала голову, чтобы его разгадать, но так и не уверена, что нашла верный ответ. Он хорошо и складно говорит, любит читать классику, владеет иностранными языками. Под стереотип о том, что все футболисты – глупые, явно не подходит.
– Откуда в тебе все это?
– Родители. Еще до школы я начал заниматься английским языком, потом поступил в английскую гимназию. Когда был маленький и не любил читать самостоятельно, меня заставляли. Не выпускали из дома гулять во время летних каникул, пока не перечитаю и не перескажу отрывок маме. В 18 – 19 лет полюбил читать сам. Сегодня, таким образом, я порой настраиваюсь на игру, убиваю время.
– Знаю, что ты любишь Достоевского, ему принадлежит цитата: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием». Каково твое счастье?
– Ммм... А что такое счастье? Что оно означает для вас? – вопросом на вопрос отвечает Федя.
– Семья. Когда все живы, здоровы...
– Это одно из составляющих. Я не могу дать определение слову «счастье». Мне кажется, это тот или иной момент жизнь. И осознаешь его по прошествии какого-то времени. Счастье – это путь. Если рассматривать мою жизнь в фокусе фразы Достоевского, то, наверное, все так и получается. Все, что у меня есть, то, чем я сейчас наслаждаюсь, было приобретено путем страданий и общественного гнета. В том числе и тот период, когда я не забивал. Были и другие этапы – более серьезные, но о них я не хочу говорить.
Здесь хочется напомнить всем фанаткам, что Федя до сих пор холостой. Поэтому следующий вопрос всплыл сам собой:
– Какие девушки тебе нравятся?
– У меня нет стереотипов, критериев, к примеру, по цвету волос, – выдает он ответ после долгих раздумий. – Мне важно, чтобы у моей спутницы была душа, чтобы я чувствовал это. В наше время это очень редко встречается.
Напоследок я успеваю ему задать вопрос о предстоящем матче – «Краснодар» встречается с питерским «Зенитом». Чтобы сохранить за собой право выступления в Лиге Европы, «быкам» необходимо побеждать.
– Это квалифицированная команда. Но «Зенит» мы в этом сезоне уже обыгрывали, хотя на выезде играть всегда тяжелее.
– «Краснодару» удается играть с сильным соперником…
– Потому что они отталкиваются от своей игры, происходит противостояние двух команд. Другое дело, когда 10 человек находятся у своих ворот, бьют мяч в аут – очень тяжело взломать такую оборону. Поэтому не всегда удается обыгрывать команды, которые по уровню мастерства гораздо слабее. Но, думаю, с «Зенитом» будет хорошая игра, а кто победит, узнаем.
ДОСЬЕ «КН»
Федор Смолов, нападающий ФК «Краснодар» и сборной России.
Воспитанник саратовской СДЮСШОР «Сокол».
27 лет, холост.
В стан «Краснодара» перешел в 2015 году и на данный момент забил за команду 46 голов.
В прошлом сезоне стал лучшим бомбардиром чемпионата России.
КОНКРЕТНО
«К11» – футбольный турнир среди дворовых команд. Главная его награда – возможность пробиться в профессиональную команду и заиграть на более высоком уровне.
Фото Анатолия Лобова, и из личного архива Федора Смолова