Как-то принято считать, что партизанская война против фашистов шла в основном на оккупированных территориях Белоруссии и Украины. Именно об этих боях написаны книги, опубликованы многочисленные мемуары и сняты фильмы. Но партизанские подвиги совершались и на Кубани. Именно поэтому во многих городах и станицах края улицы носят гордое имя Красных Партизан.
Оставленные во многих станицах, в том числе в районных центрах Отрадной, Спокойной, Подгорной, Советской и Армавире подпольщики начали собирать сведения о враге с момента его прихода. В конце августа за собранными сведениями в район Армавира был послан на нашу конспиративную квартиру Михаил Колбасин. Он должен был, помимо этого, побывать еще в Отрадненском, Советском, Лабинском районах и выяснить расположение воинских частей, штабов противника, собрать информацию о режиме, введенном оккупантами в населенных пунктах.
Одновременно и я с тремя разведчиками - А. В.Пащенко, П. П. Игнатенко и Смирновым - отправился на автомобиле по тылам противника. Чтобы ввести в заблуждение оккупантов и их приспешников-полицаев, мы решили одеть своих разведчиков во вражескую военную форму. На мне была шинель капитана. Без приключений проехали Подгорную и Спокойную. Стояла ясная теплая погода. Полицаи, завидев нашу машину, останавливались и приветствовали нас. Я небрежно поднимал руку в ответ.
К десяти часам вечера прибыли в район нашей квартиры. Вдали от хутора, свернув с глухой полевой дороги в заросли бузины, заглушили мотор и замаскировали машину. На квартире мы встретились с Колбасиным. Добытые нами сведения были очень весомы. У нас были полные данные о расположении гитлеровских частей, штабов. На аэродроме базировалось около двухсот двух- и четырехмоторных бомбардировщиков. В двух километрах западнее аэродрома находился склад авиабомб. На вокзале -- скопление эшелонов с войсками, танками, артиллерией ... На завтра же эти сведения были в штабе армейского соединения. И на бомбежку военных объектов вылетали советские самолеты. За несколько дней наша группа побывала в ряде населенных пунктов, встретилась с подпольщиками, собрала много материала. Задача была выполнена.
Особенно хочу отметить роль женщин в работе партизан по сбору разведданных. Одни из них жили в станицах и на хуторах. Они вели наблюдения, прислушивались к разговорам и таким образом незаметно собирали ценную для нас информацию, которую у них забирали связные. Другие, как пионерка Лариса Гульницкая с матерью, находились в отряде и делали периодические выходы в те или иные населенные пункты.
Девочка Лариса получила подробное инструктирование. Она ходила по хуторам и станицам, «искала» всюду свою мать, которую якобы потеряла при эвакуации. С собой прихватывала листовки, отпечатанные на машинке матерью - Ириной Андреевной, и незаметно разбрасывала их в хуторах и станицах. Лариса побывала в Подгорной, Бесстрашной. И каждый раз, приходя с задания, она надевала пионерский галстук и только тогда шла к начальнику разведки докладывать о результатах своего похода.
Однажды, когда пионерка возвращалась в лагерь, у станицы Подгорной ее задержал полицай. Лариса спаслась буквально чудом. Ее буквально за бутылку самогона выкупил и полицая местный житель, которого звали Иваныч. Он знал, кто такая Лариса, поэтому сделал все, чтобы ее спасти. Так местное население помогало партизанам. Через несколько часов Лариса предстала перед начальником разведки. Она доложила, что ей удалось узнать и увидеть, и как ее спас незнакомый человек Иваныч.
... В середине ноября враг предпринял яростные атаки против партизан Спокойненского, Упорненского, Удобненского и Отрадненского районов, пытался нас окружить и уничтожить. Наше командование решило отправить всех женщин, подростков и стариков в станицы, где они должны были укрыться у надежных людей, связаться с подпольем и продолжать борьбу всеми возможными средствами. Уходящие из отряда подвергались большому риску, но нужно было, как говорят, из двух зол выбирать меньшее. Но многие из тех, кто ушли из отряда, погибли в гестаповских застенках.
Ирине Андреевне с дочерью Ларисой повезло. Они остались живы и дождались нашей Победы. Еще раз хочется отметить большую роль разведки в партизанской борьбе. Разведгруппа состояла из преданных Родине самоотверженных людей, таких, как Михаил Колбасин, Андрей Пащенко, П. Дудаев, Терентий Ночевка, Криворучко. Это были настоящие следопыты, мастера своего дела, находившие выход из самых трудных положений.
Успеху разведки способствовало то, что почти в каждом населенном пункте находились люди, которые помогали нам. Одни из них заранее ушли в подполье, другие включились в борьбу позднее. Это были настоящие патриоты - подпольщики, связные, разведчики. В сущности, они информировали нас о положении на оккупированной территории. А разведчики моей группы выполняли труднейшие задачи по сбору данных о противнике, его намерениях и планах.
Командование отметило работу разведчиков. «За выполнение особых заданий в тылу противника», как говорилось в приказе, награждались орденом Красной Звезды П. П. Игнатенко и мой заместитель Н. С. Ткаченко. Мне был вручен орден Красного Знамени. Это были первые награды. И их дали разведчикам. Впоследствии были отмечены и многие бойцы. Ни один партизан не остался без внимания. Родина никогда не забывает тех, кто честно и самоотверженно выполняет свой патриотический долг.