Неделю назад сотни людей больше суток искали пятилетнюю Вику в Адлерском районе Сочи. Но еще до начала поисков ребенок был мертв.
Сразу напомним, что до вынесения приговора судом никто не может быть признан виновным. Мы лишь описываем версию, которая сложилась в эти дни из многочисленных сообщений правоохранительных органов и средств массовой информации.
Этот дом на окраине села Бестужевского Адлерского района Сочи не блещет ухоженностью. Уже по одному его внешнему виду можно понять, что живут тут небогато и без страсти к порядку. Хозяйка, многодетная мать, обосновалась здесь не так давно – приехала из Ростовской области в 2014 году.
Одна ее дочь учится в пятом классе, погибшей девочке было 5 лет, в декабре 2016 года женщина родила мальчика.
Ее сожитель – уроженец Азербайджана Ш. (сейчас он находится под следствием, и по закону мы не имеем права публиковать его данные, хотя они и широко известны: несколько дней вся страна следила за тем, как разворачиваются эти трагические события, с каждым новым часом теряя надежду на счастливый исход) приходился отчимом двум старшим детям.
Никто из местных жителей, которых опрашивали журналисты, не мог сказать об этой семье ничего плохого.
Мать была беременна очередным ребенком. Отчима ни разу не видели выпившим или агрессивным. Не хозяева, конечно, – грязно на подворье, но так это их дело.
В начале марта женщине пришла пора рожать. Как положено, она отправилась в соответствующее медучреждение, а детей оставила на отчима.
Вечером 12 марта пятилетняя Вика загрустила без мамы. Начала капризничать. Этого оказалось достаточно, чтобы вывести отчима из равновесия. Наверное, он был сильно занят...
Здоровый 28-летний мужик несколько раз ударил ребенка кулаком в грудь и живот, после чего приказал идти спать. Девочка, плача от боли и обиды, повиновалась. Только утром следующего дня Ш. обнаружил, что она умерла.
Поняв, что стал убийцей, отчим не пошел сдаваться в полицию. Он решил поступить иначе. Тело девочки положил в мусорный пакет, пакет – в спортивную сумку и понес в лес. Знакомой тропой – семьей они часто ходили этой дорогой за грибами. Подсвечивая себе фонариком в телефоне, он прошел метров 500 от дома, несколько раз уронил ношу. Недалеко от реки оставил сумку с телом, замаскировал ее камнями.
Сообщил матери девочки, что дочь пропала. Стал рассказывать, что в последний раз видел, как она играла во дворе, а когда пошел звать ее домой – не нашел. Сначала якобы искал сам, а когда понял, что не справится, пошел в полицию. На первый взгляд все выглядело довольно правдоподобно.
В полиции за дело принялись сразу. Подключились спасатели, сотрудники Росгвардии, кинологические расчеты, казаки, волонтеры и местные жители.
В соцсетях кинули клич: «Поможем найти Вику!» Девочку искали свыше тысячи человек. Больше суток они обшаривали каждый сантиметр леса, постепенно расширяя зону поиска. Днем дело осложняла плохая погода: срывался дождь, переходящий в ливень. Найти ребенка пытались с помощью квадрокоптеров с тепловизорами.
Силовики и чиновники провели в Бестужевском сход местных жителей. Соседи рассказали, что слышали крики и плач ребенка, которые, как им показалось, доносились как раз из дома, где проживала Вика.
На берегу местной речки волонтеры нашли юбку – поначалу они решили, что она принадлежит пропавшей девочке, но позже эта информация не подтвердилась. Обыскали дом на окраине. Представители следственного управления его закрыли, никого не пускали. О том, что еще несколько часов назад здесь была жизнь, напоминали сохнущее белье на веревках во дворе и разбросанные детские игрушки.
Сначала Ш. вместе со всеми искал ребенка, а затем исчез. Наверное, убийца не ожидал, что поиски примут такой масштаб.
Он отключил мобильный телефон, и тогда стало ясно, что отчим Вики знает гораздо больше, чем сразу рассказал полицейским, и именно его показания прольют свет на это дело.
Его задержали 14 марта в одном из хостелов Адлера. И уже спустя несколько часов он сознался в убийстве. Его признание подтвердили данные детектора лжи, который использовался при допросе.
Вскоре М. Ш. показал следователям место, где спрятал тело Вики, все подробно рассказал.
Сначала тело девочки отправили на экспертизу – необходимая процедура. Власти Сочи взяли на себя организацию похорон. С убитыми горем родственниками Вики работают психологи. Но ничего уже не изменить.
Смерть Вики потрясла Кубань и отозвалась по всей России. Так всегда бывает, когда жертвами становятся дети. В подавляющем большинстве подобных случаев можно сказать: «Этого могло не случиться, если бы…» Но почему произошло?
Не бывает так, чтобы добрый и отзывчивый человек моментально превратился в зверя, избивающего ребенка до смерти. Предпосылки наверняка были. Всплеск агрессии, приведший к ужасному финалу, – это лишь один эпизод из жизни семьи. Были ли подобные случаи раньше, сейчас разбирается следствие. Но почему-то слабо верится в безоблачные отношения между отчимом и детьми.
Ежегодно в нашей стране вследствие семейного насилия погибает 2 тысячи детей. Столько же кончают с собой, спасаясь от жестокого обращения со стороны родителей. В общей сложности мы каждый год теряем 4 тысячи детей! Не из-за болезней, войны и несчастных случаев, а потому, что папа, отчим, мама, мачеха их убили или довели до роковой черты. Иллюстрация к апокалипсису: 4 тысячи маленьких гробов.
Получается, как бы страшно это ни звучало, Вики – лишь одна из многих. И, приди ее убийца сам в полицию с повинной, мало кто узнал бы о ее смерти. А чистосердечное признание смягчило бы наказание преступнику – лет через пять за хорошее поведение, может, и выпустили бы.
Просто представьте, что в нашей стране каждые два часа из-за бытового насилия погибает один ребенок. То есть за сутки, которые искали Вику, не стало еще 11 детей. И про каждого можно сказать: «Этого могло не случиться, если бы…» Просто надо было не затыкать уши, когда за стеной в очередной раз кричал избиваемый ребенок, а позвонить в полицию, опеку, да хоть куда-нибудь. Неравнодушие – спасает.