Кубанские Новости
Общество
Белла Перекопская, Ольга Сафронова

Как освобождали Кубань: Фотолетопись Тбилисского района

29 января 1943 года солдаты Красной Армии освободили от немецко-фашистских захватчиков Тбилисский район, который был оккупирован

Под игом «нового порядка»

Около полугода Тбилисский район находился в оккупации. По приказу военного командования немецкого коменданта Рикке фашисты грабили и разрушали райцентр, станицы и близлежащие хутора. Немецкая авиация разбомбила станцию Гречишкино, оккупанты взорвали водонапорную башню и хлебный элеватор, склады, железнодорожные стрелки.

Духовой оркестр 36-го казачьего полка перед отправкой на фронт, 1941 год, стю Тбилисская.
Духовой оркестр 36-го казачьего полка перед отправкой на фронт, 1941 год, стю Тбилисская.

В Тбилисской МТС взорвали мастерские и сожгли контору. Сгорела Гречишкинская нефтебаза, деревянный маслозавод по улице Пионерской, пожар уничтожил в Тбилисской десятки жилых домов. Жители во всей «красе» испытали на себе «новый порядок», который установили гитлеровцы.

Не сдадимся

Несмотря на террор и запугивания оккупантов и их прихвостней, местные жители, как могли, оказывали сопротивление насильникам и грабителям. Когда немцы отремонтировали железнодорожные пути на станции Гречишкино и принялись за отправку уцелевшего на элеваторе хлеба в Германию, тбилиссцы ночью распилили пол в вагонах, чтобы зерно просыпалось на землю и его могли подобрать жители станицы.

Командование 36-го казачьего кавалерийского полка. лева направо: парторг И.С. Саганов, командир полка А.В. Александрин, комиссар  М.П, Давыдов, заместитель командира полка И.С. Пистин
Командование 36-го казачьего кавалерийского полка. лева направо: парторг И.С. Саганов, командир полка А.В. Александрин, комиссар М.П, Давыдов, заместитель командира полка И.С. Пистин

Немцы заставили сохранить полеводческие бригады и животноводческие фермы в колхозах и совхозах. Но местные жители ловко водили фашистов за нос, большая доля производимой продукции тайком распределялась среди жителей района, и только небольшая часть доставалась врагу.

3.	Казаки 4-го Гвардейского казачьего кавалерийского корпуса на боевых пулеметных тачанках выступают в поход. 1943 год.
3. Казаки 4-го Гвардейского казачьего кавалерийского корпуса на боевых пулеметных тачанках выступают в поход. 1943 год.

По заданию бригадира Кондрата Москалева комсомольцы подсыпали песок в горючее, прятали узлы тракторных деталей в колодцах. Поэтому все МТС работали в полсилы.

Имени героя

Один из переулков Алексее-Тенгинской носит имя юного комсомольца Василия Подрезова, геройски погибшего при освобождении родной станицы 27 января 1943 года.

В 14 лет Вася Подрезов вступил в ряды ВЛКСМ, через год ему доверили пост секретаря школьной комсомольской организации. Василий не раз обращался в военкомат с просьбой отправить его на фронт, но 16-летнего парнишку служить не брали.

Вася Подрезов. Фото из архива СШ №12 станицы Алексее-Тенгинской.
Вася Подрезов. Фото из архива СШ №12 станицы Алексее-Тенгинской.

Решением районного комсомола его оставили в станице Алексее-Тенгинской для организации подрывных действий. Парень вывел из строя немало сельхозтехники. Однажды ему удалось завладеть винтовкой, которую он спрятал дома. С ней он и ринулся в бой неподалеку от станицы Алексее-Тенгинской во время отступления фашистов.

В том бою погибло 88 наших бойцов. В их числе был и 17-летний Василий Подрезов. Вражеская мина настигла юношу, когда он подносил патроны бойцам.

Когда юного героя предавали земле, нашелся залитый кровью комсомольский билет. С ним Вася не расставался ни на минуту, подвергая себя верной гибели.

Второй день рождения

Валентина Марковна Кравченко – одна из очевидцев событий, происходивших в годы оккупации Тбилисского района. Вот что она вспоминает о том времени:

– Вместе с матерью в 1941 году мы приехали в гости к родным в станицу Алексее-Тенгинскую из Баку. Мама устроилась на работу на местный молокозавод. Пока она была на работе, за мной и другими малышами присматривали старшие дети из других семей.

Валентина Кравченко (справа) в двоюродным братом-тезкой.
Валентина Кравченко (справа) в двоюродным братом-тезкой.

В конце 1942 года в станице обосновались немцы. Однажды днем в поисках партизан фашисты набрели на тот самый дом, в котором мы укрывались. Детвора бросилась врассыпную по комнатам. А я осталась сидеть на сундуке, вцепившись в свою игрушку… Мала была еще, не понимала, что нужно прятаться.

Сотрудники госпиталя, который находился в здании сберкассы. Февраль 1943 г.
Сотрудники госпиталя, который находился в здании сберкассы. Февраль 1943 г.

Один немец вошел в дом и огляделся по сторонам. Не увидев никого в горнице, собрался уходить, но в это время я уронила игрушку на пол… Солдат повернулся на звук и заметил меня, сидящую на сундуке. Но все-таки пожалел и не тронул… Я считаю ту дату своим вторым днем рождения.

Час возмездия

Тбилисский район освобождали части 9-й и 37-й армий Северо-Кавказского фронта, образованного на базе частей Северной группы войск Закавказского фронта. Немецко-фашистские войска ожесточенно сопротивлялись наступающим частям Красной Армии (2-я гвардейская и 295-я стрелковая дивизии). Кровопролитные бои прошли в районах хуторов Веревкин, Староармянский – Новоармянский – Веселый, Алексее-Тенгинская.

Здание средней школы №1 в Тбилисской. Во время оккупации здесь был госпиталь.
Здание средней школы №1 в Тбилисской. Во время оккупации здесь был госпиталь.

Тбилисская была оставлена фашистами без боя, так как они стягивались в ударный кулак для обороны на подступах к Краснодару. Но от частых бомбежек гитлеровцев станица была сильно разрушена. Поспешно отступая, немцы подожгли здание райисполкома и средней школы № 1.

Тбилисцы восторженно встречали своих освободителей – воинов 1279-го стрелкового полка 389-й стрелковой дивизии, проделавшей позднее боевой путь до Берлина и Праги. Командовал им боевой офицер из станицы Васюринской Иван Белый.

Жители освобожденного района с большим воодушевлением принялись за восстановление разрушенных хозяйств.
Жители освобожденного района с большим воодушевлением принялись за восстановление разрушенных хозяйств.

Уже с окраины станицы, где у дороги, а где у домов, кучковались селяне, в большинстве – старики, женщины, дети. «Мне запомнилась одна девочка. Было ей лет пять – шесть, – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны В. Г.Можайский. – На голове рваный и прожженный платок, на плечах засаленный мужской пиджак, ноги – голые, на одной – здоровенная калоша, а другая обмотана тряпьем и обвязана веревкой. Ее глаза, большие и неподвижные, смотрели как бы в одну точку. Такие глаза часто встречаются у старух, много видевших, переживших и уставших».


Подготовлено по материалам архивного отдела Тбилисской районной администрации во главе с Ириной Шуваевой.