Кубанские Новости
Общество

Версия о связи лотерей с победительницей розыгрыша на миллиард рублей не подтвердилась

1 января миллионы россиян ждали объявления победителей лотереи «Русское лото» — разыгрывался сразу миллиард рублей. Известно, чт

1 января миллионы россиян ждали объявления победителей лотереи «Русское лото» — разыгрывался сразу миллиард рублей. Известно, что его получила жительница Подмосковья Надежда Бартош. Сюжеты об этом с комментариями победительницы вышли во многих СМИ. А в анонимных телеграм-каналах появились «расследования», утверждающие, что победа не была чистой. Приводились два аргумента: розыгрыш не шел в прямом эфире, а между Бартош и распространителями лотереи есть связь.

Начнем с того, что в России с 2014 года нет частных лотерей. Их организаторами выступают Минфин и Минспорта. Частный бизнес, а точнее, компания «Столото», занимается только распространением билетов. И платит государству 10% от разницы между выручкой от продажи билетов и выплатами победителям.

Посмотрим на аргументы, приведенные адвокатом Александром Сергеевым, который направил обращение в Федеральную налоговую службу. Там два пункта. Первый и самый простой: розыгрыш лотереи якобы не шел в прямом эфире. Мы направили официальный запрос в «Газпром-медиа». Нам ответили, что НТВ транслировало «миллиардный» розыгрыш именно в прямом эфире во всех часовых поясах, и представили в подтверждение эфирную справку.

Кстати, адвокат Сергеев сообщил: подавать иски на «Столото» не планирует, но по его заявлению должна начаться проверка ФНС. На днях он направил в адрес компании заявление об опровержении сведений, где говорится: «Я не утверждаю, что при проведении лотереи «Русское лото» имели место подтасовки и фальсификации», — документ есть в распоряжении редакции.

В России с 2014 года нет частных лотерей. Их организаторами выступают Минфин и Минспорта. Частный бизнес, а точнее, компания «Столото», занимается только распространением билетов. И платит государству 10% от разницы между выручкой от продажи билетов и выплатами победителям.

В пресс-службе «Столото» по поводу возможных проверок заявили, что различные государственные органы (правоохранительные, контрольно-надзорные, министерства-организаторы) на регулярной основе проверяют их деятельность, и компания будет рада очередной проверке, которая, без сомнения, подтвердит законность всех действий.

Теперь о самой сложной части истории: юридической связи между «Столото» и Бартош. На первый взгляд, она выглядит убедительной. «Столото» — это бренд, а юрлицо, занимающееся распространением лотерейных билетов, называется АО «Технологическая Компания «Центр». Согласно данным ЕГРЮЛ, ее в мае 2012 года учредило ЗАО «ФОРБ». Тот же учредитель — у компании «Канон».

А ее конкурсный управляющий, Денис Полийчук, владеет ООО «Царский осетр» совместно с Надеждой Бартош. Бинго?

Однако достаточно базовых знаний российского законодательства, чтобы понимать: учредитель акционерного общества и его сегодняшний владелец совершенно не­обязательно одно лицо. Более того, между ними вообще может не быть никакой связи. Редакция ознакомилась с реестром, представленным «Столото», подтверждающим, что в текущем составе акционеров общества учредители не фигурируют, но при этом сведения о них остаются в ЕГРЮЛ навсегда.

Зато с помощью того же СПАРК можно узнать, что ЗАО «Форб» представляет собой типичного массового учредителя. Это его бизнес — создавать и продавать компании. Помимо «Технологической Компании «Центр» и «Канона» «Форб» учредил еще 370 юрлиц, занимающихся очень разным бизнесом и никак, кроме как учредителем, не связанных.

В «Столото» нам сообщили, что текущие акционеры стали собственниками АО «ТК «Центр» (на тот момент оно даже называлось иначе — «Элеон») еще в 2012 году. И с тех пор всегда находилось в периметре владения лотерейщиков.

Проведение каждого тиража контролируется тиражной комиссией. В министерствах-организаторах установлены IT-системы, дублирующие все операции лотерейщиков.

А вот как складывалась судьба одной из сотен «сестер» по имени «Канон» в период с 2008 (год создания) по 2018 г., неизвестно. Да это и не важно, потому что как раз в апреле 2018-го была начата процедура ее банкротства. И сначала временным, а затем и конкурсным управляющим решением собрания кредиторов был назначен Денис Полийчук.

Вот это, пожалуй, бинго. Потому что «связь» между Бартош и всем семейством «Форба», включая «Канон» и «Технологическую Компанию «Центр», возникает именно благодаря Полийчуку. Но он стал формальным руководителем «Канона» по роду своей профессиональной деятельности — арбитражного управляющего. Согласно требованиям закона, «не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам».

Таким образом, связь между Бартош и распространителями лотерейных билетов не подтверждается.

Но возможно ли повлиять на результаты розыгрыша, какие есть механизмы и «степени защиты»?

На этот вопрос «Новой газете» ответил Артем Паршевский, генеральный директор распространителя лотерей ООО «Лото Сервис»: «Сами распространители, их родственники и друзья имеют полное право на участие в лотереях. Это разрешено законом, потому что они не могут повлиять на исход розыгрыша. Билеты защищены от подделок и печатаются в сторонних типографиях. Проведение каждого тиража контролируется тиражной комиссией. В министерствах-организаторах установлены IT-системы, дублирующие все операции лотерейщиков. А уж про то, какое внимание госорганы проявляют к знаковым тиражам, — и говорить нечего».

И последнее: честная лотерея — это как раз такая, в которой может выиграть и богатый человек, потому что это именно лотерея, а не благотворительная программа.