Среди захороненных на кладбище узников был найден житель города Сочи Сергей Алексеевич Птахин. Могилу красноармейца обнаружила член бельгийского общества «Бессмертный полк» Елла Бондарева, она сверила списки погибших и помогла установить личность сочинца.
- По данным, которые удалось обнаружить поисковикам, Птахин родился в 1900 году, проживал в Сочи по адресу: улица Кирова, дом 15. У солдата была супруга Анна. Птахин попал в концлагерь Шталаг 326, затем был переведен в Шталаг 304 в Германии, где добывал уголь в шахте концлагеря. Умер 12 января 1944 года, - рассказала координатор проекта «Возвращение имени» в Сочи Ольга Захран. - Сейчас мы разыскиваем родных воина. Это очень редкий случай, когда потомкам может быть предоставлена возможность найти и забрать прах своего родственника из концлагеря.
Пока поиски не увенчались успехом. По данному адресу в Адлерском районе курорта дверь никто не открыл. Для Сочи, поясняет Ольга Николаевна, сложные поиски родных - это обычная ситуация: большая миграция, многие переезжают, меняют место жительства. Те, кого удается найти, зачастую не имеют возможности перезахоронить погибших за рубежом родственников.
- Недавно в Абхазии обнаружили несколько захоронений немецких и австрийских военнопленных, - вспоминает Ольга Захран. - Когда война закончилась, их отправляли сюда, восстанавливать Советский Союз, на стройку. Со временем люди, как и все, умирали. Не потому, что их здесь пытали и мучили, это последствия войны, другой климат, болезни, тяжелая работа. Хоронили военнопленных здесь же. И сейчас их родственники очень хотят найти своих солдат. Обычно они приезжают и забирают погибших, чтобы перезахоронить у себя на Родине. Наши, если честно, так редко делают. Все же это очень сложный процесс: поездка за границу – это билеты, виза, проживание, питание, обратная дорога, плюс необходимо договориться с властями на перезахоронение. Проще поехать, привезти горстку земли и подхоронить к своим родным здесь.
Проект «Возвращение имени» был создан при участии Министерства обороны Абхазии в 2016 году.
Руководитель сочинского Центра «Юный Армеец» Ольга Захран со своими воспитанниками в 2019 году приехали в Сухум на Парад Победы, где и познакомились со Скворцовым. К тому моменту он нашел около 70 погибших в концлагерях сочинцев.
- Мы с ребятами заинтересовались, решили подключиться и помогать, искать узников-сочинцев. Нашли еще 100 человек. Это красноармейцы, которые почти все ушли на фронт в 1941 году и вскоре попали в плен, - перебирая пожелтевшие карточки, говорит Ольга Николаевна. – Раньше родственникам погибших в концлагерях про это не говорили, такие солдаты считались предателями Родины. Сейчас все по-другому. В годы Великой Отечественной войны на каждого военнопленного в концлагере заводилась карточка, куда вносились метрические данные: фио, дата и место рождения, откуда родом, кем работал, дата и причина смерти, место захоронения. На некоторых даже прикреплена фотография, есть отпечаток пальца, номер, который в концлагере им накалывали на руку, фио родителей, если была семья – жена и дети указываются. Этот огромный архив – картотека бывших военнопленных – сохранился в Германии, часть его передали в СССР и США. Мы по этим карточкам восстанавливаем судьбу солдата - где попал в плен, при каких обстоятельствах, был ли ранен, почему умер. После чего передаем их родным бойца.
На сегодня поисковики нашли почти всех сочинских узников. Теперь основная задача – отыскать и передать данные родственникам. Пока что из 170 человек родные обнаружены всего у восьми.
Пропавшие без вести
За время поисков и работы с архивными документами не раз случались интересные истории. Например, были случаи, когда солдат вроде попал в концлагерь и числится умершим, а на самом деле выясняется, что бежал оттуда и даже дошел до Берлина. А одна из воспитанниц Центра юнармейцев 15-летняя Эльвира Чамурян случайно нашла своего прадеда, которого долгое время считала пропавшим без вести.
- Во время работы над проектом я случайно увидела знакомую фамилию, как у меня. Правда, с одной ошибкой – Шамурян вместо Чамурян, - делится Эльвира. - Мне стало интересно – это родственник наш или нет, и почему была допущена ошибка. Я спросила у дедушки, и он подтвердил, что да, был у нас в роду Чамурян Мгр Ованесович, который в 1941 году вместе с сестрой ушел на фронт и почти сразу пропал. До сих пор он считался пропавшим без вести. Я начала искать фотографии прадеда, соотнесла все даты, имя-отчество, и получилось, что это действительно он. Единственная ошибка в фамилии была допущена из-за перевода с немецкого языка. Выяснилось, что военный путь прадедушки был недолгим: в первый же месяц их с сестрой взяли в плен, в этом же году он был убит в концлагере в Германии, через год там же погибла и она. Конечно, мы очень рады, что нашелся наш родной человек. Хочется еще найти сестру, о которой мы ничего не знаем.
Сейчас семья Чамурян с нетерпением ждет снятия всех ограничений, когда наконец они смогут получить карточку своего солдата и поехать к нему на могилу в Германию.