Кубанские Новости
Общество

Госархив раскрыл личности участников расправы над воспитанниками детдома в Краснодарском крае во время войны

Госархив РФ раскрыл список из 19 человек, которые могут являться непосредственными участниками расправы над воспитанниками Ейско

Напомним, в октябре прошлого года Главное следственное управление СК РФ по результатам изучения рассекреченных ФСБ России архивных материалов об убийстве членами зондеркоманды СС-10 «а» в октябре 1942 года воспитанников Ейского детдома возбудил уголовное дело по статье «Геноцид».

Работники Ейского историко-краеведческого музея имени Самсонова направили запрос в Госархив РФ, на основании которого ведомство предоставило список непосредственных участников убийства. Фамилии отражены в справке за подписью председателя Военного трибунала Черноморского флота, датированной 1943 годом, которая предназначалась начальнику главного управления военных трибуналов СССР.

Согласно документу «непосредственными виновниками зверского убийства» являлись как фашисты, так и некоторые местные жители. Информации о том, ведутся ли проверки на причастность кого-либо из данных лиц к делу о геноциде, пока нет.

Как уточнила замдиректора музея Марина Сидоренко, часть из них были осуждены во время войны, мог ли кто-то из участников уклониться от уголовного преследования, достоверно не известно.

Также из текста справки следует, что врачу Ейского детского дома Владиславу Аникееву, кладовщику пригородного хозяйства детдома Петру Мишенину и директору детдома Сергею Фомину в военные годы были предъявлены обвинения по статье об измене родине.

- С приходом немцев в город Ейск президент Ейской управы Ворожбиев отказал в снабжении детского дома продуктами питания. По доносу Мишенина в сентябре 1942 года в детский дом приехала комиссия, состоящая из бурмистра Ейска Мишина, заведующего отделом просвещения Воронцова и Мишенина, и стала выявлять среди детей и воспитателей евреев и коммунистов. В результате работы этой комиссии были уволены с работы комсомолка Мирошниченко и гр-ка Маслак М. Ф., заподозренная в том, что она еврейка, и арестован воспитанник Литвинский, который в детский дом больше не возвращался и был расстрелян, - говорится в тексте документа.

Уточняется, что после работы комиссии воспитанники детского дома был «умерщвлены в душегубках».

В тексте приговора от 1943 года говорится, что их непосредственное участие в расправе над воспитанниками и пособничество членам зондеркоманды не нашло подтверждения. Врач Ейского детского дома Владислав Аникеев и кладовщик пригородного хозяйства детдома Петр Мишенин были осуждены по статьям уголовного кодекса РСФСР об антисоветской агитации, контактах в контрреволюционных целях с иностранным государством, а директор Сергей Фомин оправдан.

- Раскрытие данного списка важно с точки зрения восстановления исторической справедливости не только в отношении немецких оккупантов, чьи имена в нем фигурируют, но и советских граждан, которых в этом списке тоже немало и которые могли оказаться пособниками при совершении расправы над воспитанниками детского дома и избежать в свое время уголовного преследования, - цитирует ТАСС Сидоренко.

Как ранее сообщали «Кубанские новости», 9 и 10 октября 1942 года члены Зондеркоманды СС-10 «а» убили 214 воспитанников Ейского детдома с помощью мобильных машин-«душегубок». Тела детей были обнаружены после освобождения Краснодарского края от немецко-фашистской оккупации в 1943 году в районе хутора Широчанского.

ФСБ рассекретило список убитых нацистами воспитанников детского дома в Краснодарском крае. Среди убитых воспитанников детского дома в Ейске в 1942 году были дети как минимум восьми национальностей.

СК РФ в рамках дела об уничтожении фашистами Ейского детского дома в 1942 году запросил у Канады материалы в отношении переводчика зондеркоманды СС-10 «а» Гельмута Оберлендера, который подозревается в причастности к этому преступлению.

В 1940-х и 1960-х годах ряд переводчиков и иных участников были задержаны и осуждены. Однако Оберлендер скрылся от органов предварительного следствия сразу же после капитуляции Германии и избежал уголовной ответственности.

Гельмут Оберлендер, которому сейчас 96 лет, попросил не депортировать его из Канады. Его адвокаты просят закрыть дело.