Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Живая вода: как плавание помогает особенным детям поверить в себя

Живая вода: как плавание помогает особенным детям поверить в себя
В семейном оздоровительном центре в Краснодаре для детей с ограниченными возможностями здоровья каждый день проводят бесплатные занятия.
Фото: Юрий Ходзицкий
В краснодарском семейном оздоровительном центре бесплатно проводят занятия в бассейне для детей с ограниченными возможностями зд

Вспомнить все

Жизнь маленькой Вероники Копыловой – постоянная борьба. Каждый день ей приходится много трудиться, чтобы не забыть элементарные для обычного ребенка навыки.

– У нас тяжелый и редкий диагноз – «Синдром Ретта». Таких детей очень мало. В Краснодарском крае, насколько я знаю, всего около 11 человек, а в России – не больше 300. Такие дети по внешним признакам рождаются абсолютно здоровыми. И только спустя полгода родители начинают замечать, что с ребенком что-то не так. Наступает резкая задержка развития. Более того, к полутора годам, если такой малыш успел научиться ползать, произносить слова, в редких случаях – ходить, даже эти навыки он может утратить в считанные дни. Еще вчера ребенок мог держать ложку, а наутро он просыпается и забывает, как ее взять, – рассказала мама девочки Алла Копылова.

Вода развивает координацию, помогает освоить двигательные навыки, управлять руками и ногами, тренировать мышцы и суставы. Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей, как правило, небольшой объем легких. В бассейне они учатся управлять дыханием, разрабатывают диафрагму.

Но даже при таком неутешительном диагнозе семья Вероники не сдается.

– Сейчас дочери 4,5 года. Она может ходить за руку, самостоятельно переворачиваться. Для нее и для меня это огромная победа, к которой мы шли несколько лет, – поделилась женщина.

Для таких детей, как Вероника, жизненно важна физическая активность. Большой эффект дают специальные занятия в бассейне. Вместе с мамой Вероника регулярно посещает Краснодарский семейный оздоровительный центр, где малышке помогает опытный тренер Евгений Титов.

Он ласково и терпеливо повторяет с малышкой комплекс упражнений, которые укрепляют ее позвоночник, тренируют легкие и дарят заряд бодрости.

Маленький навык – большая победа

Семилетнему Артему Терещенко активности не занимать. Он еще издалека видит любимого тренера и радуется ему. В бассейне мальчик весело плещется. Брызги воды для него в удовольствие. Евгений Титов мягко, но упорно направляет энергию Артема в нужное русло – на аквагимнастику. И через несколько минут видно, как воспитанник тренера расслабляется в воде и уже спокойно и четко при поддержке тренера выполняет упражнения.

– У Артема была обнаружена внутриутробная патология. Чтобы поддерживать физическую форму, мы водим его в бассейн с четырех месяцев. Видите сами, что, кроме пользы, это приносит ему еще и много радости, – рассказала мама мальчика Людмила. – Во многом эффект от занятий виден благодаря тому, что тренер сумел найти с сыном контакт. Эмоциональная связь с такими детками очень важна.

Тренер Евгений Титов радуется не меньше родителей успехам своих подопечных.
Тренер Евгений Титов радуется не меньше родителей успехам своих подопечных.
Фото: Юрий Ходзицкий

Кстати, у Евгения Титова более чем 25-летний стаж работы с детьми и подростками, в том числе с такими особенными, как Вероника и Артем.

– К каждому ребенку на занятиях необходим индивидуальный подход. Для Вероники важно держать тело в тонусе. Для этого я подбираю свой комплекс упражнений. Энергию Артема, наоборот, надо немного гасить, чтобы вода его успокаивала, расслабляла. Мне самому интересно работать с такими детьми. Они заставляют меня, как тренера, постоянно держать себя в форме, повышать квалификацию. Если что-то у меня не получается, иду на курсы. Читаю дополнительную литературу, советуюсь с коллегами, чтобы разработать действительно эффективный, полезный оздоровительный комплекс для помощи таким детям.

Евгений Титов радуется не меньше родителей успехам своих подопечных. Кто-то после курсов занятий в бассейне научился сжимать и разжимать пальчики на руках, кто-то держать голову или правильно дышать. Для семьи, тренера, а главное – для самого особенного ребенка каждый такой навык – большая победа.

Бассейны – помощники

Семейный оздоровительный центр в Краснодаре работает уже девятый год. Это коммерческая организация, но для детей с ограниченными возможностями здоровья здесь каждый день – утром и вечером – проводят бесплатные занятия.

– В центре занимаются малыши с двухмесячного возраста. Чем раньше ребенок начинает посещать занятия в бассейне, тем лучше эффект. А для особенных детей, если нет медицинских ограничений, оздоровление в воде должно быть регулярным. В идеале – каждый день или хотя бы несколько раз в неделю, – отметила руководитель центра Надежда Кисельникова. – Хочу уточнить, что у нас именно оздоровительный центр. То есть мы помогаем детям через физкультуру, плавание, движение в воде.

По словам Надежды Кисельниковой, нельзя недооценивать подобные занятия. Они благотворно воздействуют на детей с самым разным спектром заболеваний – от аутизма до ДЦП.

– Вода развивает координацию, помогает освоить двигательные навыки, управлять руками и ногами, тренировать мышцы и суставы. Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей, как правило, небольшой объем легких. В бассейне они учатся управлять дыханием, разрабатывают диафрагму.

С детьми работают восемь тренеров, все с высшим образованием.
С детьми работают восемь тренеров, все с высшим образованием.
Фото: Юрий Ходзицкий

Более того, ученые давно доказали, что за задержку дыхания у человека отвечают те же отделы мозга, что и за речь. А значит, тренируя диафрагму, мы даем стимул к тому, чтобы ребенок начал постепенно говорить. Ну и главное – занятия в бассейне помогают ребенку поверить в себя, а родителям – в своего сына или дочь. Когда ребенок, у которого на суше не получается проползти и пары сантиметров, взять самостоятельно игрушку, в бассейне начинает плыть, для него это огромный мотиватор, как и для его родителей, которые видят пользу и ведут ребенка в центр, чтобы продолжать занятия, – объяснила Надежда Кисельникова.

Кстати, сами бассейны в центре оборудованы для детей с разными особенностями. К примеру, для маленьких посетителей с гипертонусом, которым важно расслабиться в воде, есть бассейны с более высокой температурой. Гипотоники, напротив, выбирают более прохладную воду.

– Вся вода в бассейнах отвечает санитарным нормам и абсолютно безопасна, в том числе для младенцев. По санитарным правилам, для детей грудного, раннего и дошкольного возраста должна быть оборачиваемость воды примерно 30 минут. То есть занятие у нас идет полчаса. Затем весь объем воды проходит полную очистку, – уточнила руководитель центра.

С детьми работают восемь тренеров, все с высшим образованием. Специалисты регулярно проходят курсы повышения квалификации. Также в центре обучают других тренеров работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тренером и мамой

– Очень хотелось бы, чтобы к нам приводили больше особенных деток, ведь у нас есть хорошие возможности помочь им, – сказал Надежда Кисельникова. – Думаю, что здесь для многих родителей сдерживающим фактором является тот факт, что они вместе с тренером заходят в воду. Это обязательное условие бесплатных занятий, – рассказала Надежда Кисельникова.

Но, как объяснила руководитель центра, бояться этого не надо. Напротив, совместные занятия с тренером и родителями – огромное преимущество.

– На таких занятиях мы обучаем родителей упражнениям, которые они могут потом выполнять со своим ребенком, например, в отпуске на море или даже дома в ванне. Кроме того, когда в бассейне рядом мама или папа, ребенок психологически чувствует себя спокойнее, увереннее. То есть занятия с особенными детьми – это ответственный совместный труд родителей, тренера и малыша, – подчеркнула Надежда Кисельникова.

В оздоровительном центре практикуют и групповые бесплатные тренировки. Если удается собрать в бассейне группу из нескольких детей с родителями, под руководством тренера получается интересное занятие в игровой форме. А это помогает особенным детям развивать навыки общения со сверстниками, которых, как правило, им не хватает в обычной жизни.