Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Генеральная уборка для свалки: на мусорном полигоне Геленджика началась рекультивация

Генеральная уборка для свалки: на мусорном полигоне Геленджика началась рекультивация
Фото: Антон Приходько
На полигоне рядом с геленджикским поселком Кабардинка сегодня кипит работа: ковши экскаваторов грузят в самосвалы бетонные плиты, бульдозеры превращают кучи в правильные террасы. Совсем скоро на этом месте будет зеленая зона, которая больше не принесет вреда окружающей среде.

Мусорная мина замедленного действия

Эта свалка была закрыта уже более пяти лет – ее ресурсы давно исчерпали себя, а отходы стали занимать около 17 га вместо предписанных когда-то документацией четырех. По приблизительным подсчетам, за 44 года работы, с 1973-го по 2017 год, сюда вывезли 6,5 млн кубометров мусора. Причем тело полигона расползлось даже на земли соседнего лесного фонда.

Пять лет назад горы мусора просто засыпали землей, свалку законсервировали. Но для курортной зоны, в которой живут 120 тыс. человек и еще около 4 млн туристов приезжают ежегодно, такое решение могло быть только временным.

Фото: Антон Приходько

В 2021 году в ходе встречи министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева было принято решение о рекультивации полигона. Как отмечал Александр Козлов, пристальное внимание руководства региона к этому объекту имело под собой все основания. Даже неработающая свалка представляет угрозу для окружающей среды: из-за отсутствия необходимого оборудования неконтролируемо выделяется свалочный газ, фильтрат наносит вред земле и грунтовым водам, существует опасность оползневых явлений.

Историческое событие

Уже в августе 2022 года Главгосэкспертиза России рассмотрела проектно-сметную документацию по рекультивации и выдала положительное заключение. Главный эксперт проекта Татьяна Малашина сообщила, что запланированы перепланировка тела полигона и устройство защитного экрана на поверхности. Для отведения свалочных газов создадут систему пассивной дегазации: 30 скважин глубиной от 6 до 29 метров, оборудованных биофильтрами.

Глава Геленджика Алексей Богодистов назвал предстоящую реконструкцию историческим событием, ведь для территории курорта вопросы экологии последние пять лет являются самыми важными.

– В октябре 2022 года был заключен контракт между администрацией города-курорта Геленджика и публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» о рекультивации полигона в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», – рассказал начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Геленджика Исак Кимишкез. – Сумма контракта – около 700 миллионов рублей. Все работы должны завершиться к декабрю 2023 года. Рекультивация поможет прекратить загрязнение окружающей среды в курортной зоне. В частности, раньше здесь часто происходило тление отходов, сейчас это будет исключено.

«Слоеный пирог» из отходов

Рекультивация полигона в Кабардинке пройдет в два этапа. Уже сейчас компания-субподрядчик начала вывозить бетонные плиты, которые вместе со строительным мусором были когда-то вывалены на свалку и находились в самом верху пирамиды. Тяжелые большегрузы буксуют на раскисшей от снега и дождя смеси строительного цемента и грунта, но с приходом тепла работать станет проще, темпы ускорятся. Подрядчики обещают задействовать здесь три бульдозера, четыре экскаватора, два катка и13 самосвалов.

– Также в рамках технического этапа мы соберем все свалочные массы, которые вышли за границу полигона, – рассказал начальник участка Кирилл Донской. – Территория будет выравниваться, уплотняться, и каждый слой в 60 сантиметров мусора засыплют грунтом. Склоны холма сформируют в виде террас.

Свалочный газ – одна из главных опасностей мусорных полигонов. На 50–75 процентов он состоит из метана, еще на 25–50 процентов – из углекислого газа и примесей азота, сероводорода и органических веществ. В высоких концентрациях он вызывает отравления, в низких – просто плохо пахнет и обладает сильным парниковым эффектом. Чтобы свести к минимуму вред от свалочного газа, на полигоне создадут целую систему скважин с биофильтрами.

Фото: Антон Приходько

– Мы пробурим шурфы на глубину до 30 метров, в каждый из них будет опускаться труба с фильтрами из щебня, песчано-гравийной смеси, щепы. Пройдя фильтрацию, газ будет выходить наружу максимально безвредным для окружающей среды, – рассказал Кирилл Донской.

Финальные работы технического этапа – возведение саркофага. Тело полигона послойно накроют защитным экраном, который состоит из геотекстиля и песчано-гравийной смеси. В самом верху «слоеного мусорного пирога» будет насыпан плодородный грунт.

Также в самой низкой точке полигона появятся два бассейна для грунтовых и сточных вод. При переполнении воду отсюда будут откачивать специальными машинами, а образовавшийся осадок – вывозить на другой, действующий полигон.

По словам Кирилла Донского, компания-субподрядчик «АнгарскСтройМеханизация» уже занималась подобными проектами. Так, на их счету рекультивация полигона в Иркутской области. Ситуация там была похожая, хоть свалка и занимала меньшую площадь. Сейчас объект успешно рекультивирован и вреда для окружающей среды не несет.

Под защитным колпаком

Заключительный этап рекультивации полигона – биологический. В подготовленный грунт сверху саркофага высаживаются травы, кустарники или деревья, которые хорошо растут в этой климатической зоне. По словам Кирилла Донского, здесь даже можно разбить огороды и сажать картошку – урожай будет не хуже, чем на обычных полях.

Конечно, разлагаться мусор под защитным колпаком будет еще многие десятилетия, а то и столетия. Ведь до сих пор никто так и не видел, как в природе разложился пластик. Ученые только предполагают, что без попадания ультрафиолета от солнца на полный распад всем знакомой пластиковой бутылки требуется около 450 лет. А бутылок и пакетов в мусорном массиве, к сожалению, немало.

Фото: Антон Приходько

Все следующие десятилетия рекультивированный полигон будет оставаться на контроле у муниципалитета. Ведь ему, как и любому искусственно возведенному объекту, понадобятся уход и содержание. Возможно, придется подсыпать грунт на просевшие участки и проводить техническое обслуживание системы дегазации. Но уже через год жители Геленджика смогут навсегда забыть о плохо пахнущей свалке, которая отравляла их жизнь более 40 лет. На ее месте появится тихая зеленая зона с видом на Маркотхский хребет.

Как помойка превращается в парк: удачные примеры рекультивации мусорных полигонов в разных странах

  • Китай

Город Тяньцзинь – четвертый в Китае по величине. Его численность – около 15 млн человек. Весь мусор, который производили жители несколько десятилетий в XX веке, свозили на свалку размером в 23 га на окраине города. Когда помойка подошла вплотную к близлежащим домам и ситуация стала критической, правительство решило провести рекультивацию территории. В 2003 году муниципалитет обратился к архитекторам с просьбой разработать проект по созданию зеленой зоны. Уже в 2005 году 23 га загрязненной земли превратились в многоярусный парк на воде. Здесь есть площадки для детей, зоны для пеших прогулок и даже рыбалки.

  • Финляндия

Зеленый парк Кумпарепуйсто в финском городе-крепости Котка для отдыха площадью около 6 га тоже когда-то был мусорным полигоном. После проведения необходимых работ это место превратилось в благоустроенную зону, где созданы условия для отдыха на свежем воздухе в любое время года. Зимой здесь можно покататься на лыжах или санках, а летом – погулять, поиграть с детьми или устроить пикник. Для проведения работ по формированию ландшафта потребовалось около 1 млн кубометров грунта.

  • США

Один из самых известных проектов рекультивации мусорных полигонов –парк Фрешкиллс на острове Статен-Айленд в Нью-Йорке. Когда-то здесь располагалась самая крупная в мире свалка. Она функционировала больше 50 лет – с 1948-го по 2001 год. Сегодня ее пытаются превратить в крупнейший в мегаполисе парк с многочисленными детскими и спортивными площадками, а также разнообразными возможностями для прогулок, катания на велосипеде, верховой езды и даже каякинга. Работы по созданию парка начались в 2003 году и рассчитаны на 30 лет.

  • Израиль

Парк им. А. Шарона расположен близ Тель-Авива, и сегодня это одно из самых зеленых мест страны, куда приезжают тысячи туристов. Однако с 1952-го по 1998 год на этом месте располагалась Хирия – крупнейшая свалка Израиля, на которую свозили все отходы Тель-Авива и окрестностей. Бесконтрольность этого процесса привела к тому, что к середине 90-х куча мусора занимала более 800 га и достигала 80 метров в высоту.

Перед каждым, кто попадает наверх бывшей мусорной кучи, открываются великолепный пруд с фонтаном, необычные деревья, цветы, пешеходные и велодорожки. Постепенно парк становится местом проведения культурных и образовательных мероприятий. Здесь проводят и концерты под открытым небом: для этого построена сцена, которая разместилась на фоне панорамы Тель-Авива.

  • Южная Корея

В 1978 году мусор из Сеула стали свозить на остров Нандзидо. Свалка росла на протяжении 15 лет – без фильтрации свалочного газа и сточных вод. Здесь хранились 92 млн тонн мусора. Шесть лет потребовалось на его стабилизацию, еще год – на строительство большого экологического парка, который решено было возвести в преддверие чемпионата мира по футболу 2002 года.

Бывшая свалка сейчас состоит из пяти парков. Парк Ханыль и парк Ноул были построены на вершине горы мусора, здесь есть обзорные площадки и лестница, которая стала туристической достопримечательностью – она состоит из 291 ступенки. Парки Пхенхва и Наньчжичон были застроены на равнине, а парк Ханган – вдоль реки Хан. К 2010 году в экологическом парке уже росли 502 вида растений и обитал 731 вид животных.

  • Испания

Впадина Валь-ден Джоан в 1974 году была выбрана в качестве площадки для складирования отходов Барселоны и ее окрестностей. В течение более 30 лет эксплуатации она вместила в себя свыше 20 млн тонн мусора, слой которого в некоторых местах достигал 100 метров.

В 1999 году было принято решение преобразовать эту свалку в общественный парк. Воплощение проекта ландшафтного дизайна бывшей свалки в жизнь заняло семь лет и стоило испанскому правительству 26 млн евро. На террасах высадили бобовые культуры, которые сыграли положительную роль в восстановлении почвы. На склонах – сосну, вечнозеленый дуб, ежевику.