В публичных слушаниях по исполнению краевого бюджета за прошлый год, приняли участие депутаты, ученые, эксперты и общественники. С одним из участников совещания, председателем комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета по развитию гражданского общества при губернаторе Краснодарского края, Совета Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество» Павлом Снаксаревым, побеседовал корреспондент «КН».
– Павел Борисович, ваше впечатление о слушаниях по бюджету?
– Я не первый год участвую в данных обсуждениях. Это очень правильные и значимые мероприятия, позволяющие понять, на что были потрачены бюджетные средства и какова эффективность их использования. А главное, это трибуна для гражданского общества, где можно акцентировать внимание на актуальных вопросах для населения нашего края или отдельных муниципалитетов, взглянув на них со стороны.
При рассмотрении бюджета важно распределить средства на первоочередные важнейшие направления. Мы понимаем, что не все вопросы в Краснодарском крае решены, понятно, что ими занимаются. Власти определяют, какие из них требуют первоочередного урегулирования, какие могут еще подождать, включив их в следующий бюджет.
При этом представители гражданского общества акцентируют внимание на наиболее сложных. Одна из видимых проблем доступности городской среды для маломобильных и иных граждан уже сейчас требует особого внимания.
– В чем конкретно это выражается?
– Проблема в отсутствии платформ как единого тротуарного пространства на большинстве трамвайных остановок на дорогах местного значения, по которым проложены трамвайные линии.
Проблема существовала всегда, но раньше транспорт был менее доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья, стариков и многодетных мам и на это не так обращали внимание.
Но сейчас, когда в течение нескольких лет поступают низкопольные трамваи, проблема выступила вперед еще острей. Остановки не отвечают современным требованиям и не приспособлены для разных категорий граждан. Нет прямого доступа с тротуара в трамвай. Между ступеньками на входе в трамвай и бордюром на остановках зачастую расстояние – метр или полтора, на котором инвалидная коляска – инородное тело.
Выдвинутые аппарели не решат проблемы доступа, так как они не достают до остановочного бордюра.
Как может бабушка с сумкой или мамочка с коляской подняться, а если еще гололед или идет дождь? Конечно, в этом случае им помогают сердобольные горожане – на руках вносят коляску с ребенком. А как поднять инвалида вместе с его коляской?
Город Краснодар получил за последнее время 108 новых трамвайных вагонов, и в этом году ожидается пополнение еще на 60 единиц транспорта. А проблема с обустройством платформ остается, если учесть, что не соответствующих нормам остановок еще достаточно много.
Если водителя троллейбуса или автобуса можно попросить подъехать к тротуару даже жестом и остановить транспорт для удобства стариков или инвалидов, то в трамвае с этим сложно: рельсы не перенесешь за несколько минут к тротуару.
Проблема становится радикальной, к тому же остановки, как мы понимаем, единое пространство с тротуаром и, конечно, лицо города, показатель отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, старикам и многодетным мамам. Это особенно заметно, когда дороги и тротуары ремонтируются сразу кварталами в рамках реализации государственных программ на территории края.
А наши примеры неутешительны. В Краснодаре на основных пересадочных магистралях улиц Коммунаров и Мира, улиц Коммунаров и Гоголя, возле первого вокзала нет платформ, и это сильно затрудняет передвижение не только жителей Краснодара, но и приехавших к нам людей, требующих дополнительного внимания. И таких примеров в городе-миллионнике достаточно.
– Каким вы видите решение проблемы?
– Особого внимания требуют обустройство трамвайных остановок, создание на дорогах местного значения, по которым проложены трамвайные линии, платформ для пассажиров.
Надо признать, что в последние годы при поддержке администрации края в процессе реализации госпрограмм мэрия Краснодара создает условия для доступа маломобильных граждан к транспортной инфраструктуре. Так, с 2015 по 2021 год сделано 188 остановок для транспорта, но трамвайных платформ из них единицы. Это мы говорим о трамвайных линиях на дорогах местного значения в центральной части города. Посадочные платформы на вновь вводимых линиях соответствуют нормативам.
Да, очень хорошо, что этой проблемой озаботились депутаты городской Думы и вместе с ними департамент транспорта города, и было бы вообще прекрасно начать решать ее уже в этом году, включив в план реализации на 2023–2024 годы 33 платформы, о которых мы как раз и говорили на слушаниях по итогам бюджета за 2022 год. И начать с платформ от перинатального центра – старой водолечебницы – до улицы Вишняковой. А за три-четыре года создать 100–150 обустроенных трамвайных остановок, которых ох как не хватает.
Сегодня меняется все: Краснодар приобретает современный облик, транспортные средства обновляются. И мы становимся другими. Справедливо предъявляем требования к транспортной инфраструктуре, совместно с властью не только говорим, но и добиваемся улучшения качества жизни, и всем вместе надо озаботиться решением и этой актуальной на сегодняшний день проблемы.
– А где брать средства? У кого-то отнять?
– Ни в коем случае. Все расписано в бюджете, в котором задействованы мероприятия реализации государственных программ на территории нашего региона. Сюда входят и государственные программы Краснодарского края «Благоустройство», «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», и подпрограмма «Доступная среда».
Надо направить средства от неисполненных обязательств бюджета, о чем сегодня и упоминали представители высшей школы. И хотя бы одну треть из 33 актуальных, востребованных остановочных пунктов, о которых мы говорили на публичных слушаниях, сделать уже в этом году.
Краснодарский край участвует во всех госпрограммах, что придает дополнительный импульс развитию региона, кубанская столица также активна в этом плане. А мы хотим, чтобы в городе комфортно жилось всем и для этого была программа, в которой обозначены вопросы обустройства остановочных пунктов на трамвайных линиях.
И как один из вариантов решения проблемы – предоставление субсидий Краснодару из краевого бюджета для участия в работе по обеспечению доступности трамвайных остановок для всех категорий граждан на основе софинансирования расходов из средств, не востребованных подрядчиком вовремя и остающихся в планах реализации.
И еще можно провести онлайн-голосование по вопросу создания комфортабельных и удобных остановок и привлечь средства Фонда развития и благоустройства, который предоставляет муниципалитетам возможности развивать территории, приводить их в порядок.
Очень хочется, чтобы были построены остановки, соответствующие всем требованиям, поскольку это не роскошь, а обычные людские потребности.