Кубанские Новости
Общество
Наталья Бердникова

Безбарьерная среда: как обеспечить комфорт и удобства маломобильным пассажирам

Безбарьерная среда: как обеспечить комфорт и удобства маломобильным пассажирам
Фото: Михаил Ступин
В Краснодаре обсудили проблему отсутствия соответствующего обустройства остановок, чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться низкопольным транспортом.

В публичных слушаниях по исполнению краевого бюджета за прошлый год, приняли участие депутаты, ученые, эксперты и общественники. С одним из участников совещания, председателем комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета по развитию гражданского общества при губернаторе Краснодарского края, Совета Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество» Павлом Снаксаревым, побеседовал корреспондент «КН».

Сфера особого внимания

– Павел Борисович, ваше впечатление о слушаниях по бюджету?

– Я не первый год участвую в данных обсуждениях. Это очень правильные и значимые мероприятия, позволяющие понять, на что были потрачены бюджетные средства и какова эффективность их использования. А главное, это трибуна для гражданского общества, где можно акцентировать внимание на актуальных вопросах для населения нашего края или отдельных муниципалитетов, взглянув на них со стороны.

Павел Снаксарев
Павел Снаксарев
Фото: Михаил Ступин

При рассмотрении бюджета важно распределить средства на первоочередные важнейшие направления. Мы понимаем, что не все вопросы в Краснодарском крае решены, понятно, что ими занимаются. Власти определяют, какие из них требуют первоочередного урегулирования, какие могут еще подождать, включив их в следующий бюджет.

При этом представители гражданского общества акцентируют внимание на наиболее сложных. Одна из видимых проблем доступности городской среды для маломобильных и иных граждан уже сейчас требует особого внимания.

Рельсы не подвинешь

– В чем конкретно это выражается?

– Проблема в отсутствии платформ как единого тротуарного пространства на большинстве трамвайных остановок на дорогах местного значения, по которым проложены трамвайные линии.

Проблема существовала всегда, но раньше транспорт был менее доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья, стариков и многодетных мам и на это не так обращали внимание.

Но сейчас, когда в течение нескольких лет поступают низкопольные трамваи, проблема выступила вперед еще острей. Остановки не отвечают современным требованиям и не приспособлены для разных категорий граждан. Нет прямого доступа с тротуара в трамвай. Между ступеньками на входе в трамвай и бордюром на остановках зачастую расстояние – метр или полтора, на котором инвалидная коляска – инородное тело.

Выдвинутые аппарели не решат проблемы доступа, так как они не достают до остановочного бордюра.

Как может бабушка с сумкой или мамочка с коляской подняться, а если еще гололед или идет дождь? Конечно, в этом случае им помогают сердобольные горожане – на руках вносят коляску с ребенком. А как поднять инвалида вместе с его коляской?

Город Краснодар получил за последнее время 108 новых трамвайных вагонов, и в этом году ожидается пополнение еще на 60 единиц транспорта. А проблема с обустройством платформ остается, если учесть, что не соответствующих нормам остановок еще достаточно много.

Если водителя троллейбуса или автобуса можно попросить подъехать к тротуару даже жестом и остановить транспорт для удобства стариков или инвалидов, то в трамвае с этим сложно: рельсы не перенесешь за несколько минут к тротуару.

Проблема становится радикальной, к тому же остановки, как мы понимаем, единое пространство с тротуаром и, конечно, лицо города, показатель отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, старикам и многодетным мамам. Это особенно заметно, когда дороги и тротуары ремонтируются сразу кварталами в рамках реализации государственных программ на территории края.

А наши примеры неутешительны. В Краснодаре на основных пересадочных магистралях улиц Коммунаров и Мира, улиц Коммунаров и Гоголя, возле первого вокзала нет платформ, и это сильно затрудняет передвижение не только жителей Краснодара, но и приехавших к нам людей, требующих дополнительного внимания. И таких примеров в городе-миллионнике достаточно.

Пора действовать

– Каким вы видите решение проблемы?

– Особого внимания требуют обустройство трамвайных остановок, создание на дорогах местного значения, по которым проложены трамвайные линии, платформ для пассажиров.

Надо признать, что в последние годы при поддержке администрации края в процессе реализации госпрограмм мэрия Краснодара создает условия для доступа маломобильных граждан к транспортной инфраструктуре. Так, с 2015 по 2021 год сделано 188 остановок для транспорта, но трамвайных платформ из них единицы. Это мы говорим о трамвайных линиях на дорогах местного значения в центральной части города. Посадочные платформы на вновь вводимых линиях соответствуют нормативам.

Да, очень хорошо, что этой проблемой озаботились депутаты городской Думы и вместе с ними департамент транспорта города, и было бы вообще прекрасно начать решать ее уже в этом году, включив в план реализации на 2023–2024 годы 33 платформы, о которых мы как раз и говорили на слушаниях по итогам бюджета за 2022 год. И начать с платформ от перинатального центра – старой водолечебницы – до улицы Вишняковой. А за три-четыре года создать 100–150 обустроенных трамвайных остановок, которых ох как не хватает.

Сегодня меняется все: Краснодар приобретает современный облик, транспортные средства обновляются. И мы становимся другими. Справедливо предъявляем требования к транспортной инфраструктуре, совместно с властью не только говорим, но и добиваемся улучшения качества жизни, и всем вместе надо озаботиться решением и этой актуальной на сегодняшний день проблемы.

Есть программы

– А где брать средства? У кого-то отнять?

– Ни в коем случае. Все расписано в бюджете, в котором задействованы мероприятия реализации государственных программ на территории нашего региона. Сюда входят и государственные программы Краснодарского края «Благоустройство», «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», и подпрограмма «Доступная среда».

Надо направить средства от неисполненных обязательств бюджета, о чем сегодня и упоминали представители высшей школы. И хотя бы одну треть из 33 актуальных, востребованных остановочных пунктов, о которых мы говорили на публичных слушаниях, сделать уже в этом году.

Краснодарский край участвует во всех госпрограммах, что придает дополнительный импульс развитию региона, кубанская столица также активна в этом плане. А мы хотим, чтобы в городе комфортно жилось всем и для этого была программа, в которой обозначены вопросы обустройства остановочных пунктов на трамвайных линиях.

И как один из вариантов решения проблемы – предоставление субсидий Краснодару из краевого бюджета для участия в работе по обеспечению доступности трамвайных остановок для всех категорий граждан на основе софинансирования расходов из средств, не востребованных подрядчиком вовремя и остающихся в планах реализации.

И еще можно провести онлайн-голосование по вопросу создания комфортабельных и удобных остановок и привлечь средства Фонда развития и благоустройства, который предоставляет муниципалитетам возможности развивать территории, приводить их в порядок.

Очень хочется, чтобы были построены остановки, соответствующие всем требованиям, поскольку это не роскошь, а обычные людские потребности.