«Смерш» – героическая советская военная контрразведка. Под этим названием она просуществовала всего три года, но за это время блестяще справилась с возложенной на нее задачей – переиграла опытных гитлеровских агентов и предателей Родины.
Вообще-то «Смершей» было три. Первый – Главное управление контрразведки «Смерш», входившее в состав Народного комиссариата обороны Советского Союза. Непосредственное руководство армейским «Смершем» осуществлял начальник управления комиссар государственной безопасности 2-го ранга Виктор Абакумов. Второй «Смерш» – Управление контрразведки «Смерш» Наркомата Военно-морского флота СССР, которым руководил генерал-майор береговой службы Петр Гладков. Третий – Отдел контрразведки «Смерш» Наркомата внутренних дел СССР под командованием комиссара государственной безопасности Семена Юхимовича.
К 1943 году гитлеровская Германия, начавшая терпеть поражение за поражением на поле боя, активизировала работу своей военной разведки. Диверсионные группы, шпионы и подрывники противника доставляли немало проблем советским войскам, поэтому и было принято решение включить военную контрразведку в структуру общего военного командования. В обязанности «Смерш» входила борьба с преступностью и шпионажем не только в прифронтовой полосе, но и на освобожденных территориях страны.
Сотрудниками «Смерш» были ликвидированы группы диверсантов, заброшенные в «проблемные» регионы советского тыла – Калмыкию, Казахстан и на Северный Кавказ. Перед вражескими агентами ставились задачи распространения националистических настроений и организации местного антисоветского подполья в местах проживания народов, имевших напряженные отношения с советской властью. Нередко «смершевцам» приходилось вступать в бой с подобными формированиями.
Еще более напряженными были условия работы «Смерш» в прифронтовой полосе. Контрразведчики следовали вместе с основными частями и соединениями действующей армии, не только выявляя вражескую агентуру, но и занимаясь оперативной работой по выявлению преступлений, совершенных гитлеровцами на оккупированных территориях.
Военнопленных фашистской Германии и ее союзников необходимо было проверять на принадлежность к разведывательным службам, а также на причастность к совершению преступлений на территории Советского Союза и других стран. Именно «смершевцы» в конце войны и первый год после ее окончания выявили большое количество таких военных преступников.
После поражения гитлеровской Германии «Смерш» участвовал в боевых действиях против Японии на территории Китая и Кореи, а также в разгроме украинских и прибалтийских националистов.
В 1946 году Главное управление «Смерш» прекратил существование. Органы военной контрразведки включили в созданное Министерство государственной безопасности СССР.
Стоит отметить, что за все время существования в «Смерш» не было ни одного случая предательства, перехода на сторону противника или выдачи военных секретов. До сих пор «смершевцы» по праву считаются элитой советской военной контрразведки.
В «Смерше» довелось служить и жителю Анапы Сарвару Саригаскаровичу Файрузову. Но прежде чем попасть в контрразведку, он прошел серьезную фронтовую закалку.
На фронт Сарвар Саригаскарович попал в 1942 году 17-летним пареньком. Его призвали в 99-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. Начало военной службы запомнилось ему усиленными тренировками и ожиданием заброски в тыл неприятеля, чтобы помогать уничтожению врага изнутри. Но по стечению обстоятельств операция не состоялась.
– Если бы приземлились в заданном районе, то никого бы не осталось в живых. Разведка у немцев тоже хорошо работала, они нас ждали, – поделился воспоминаниями фронтовик.
Так он впервые обманул смерть. Также Сарвару Файрузову по счастливому стечению обстоятельств удалось остаться в живых во время форсирования реки Свирь на границе с Карелией.
– Помню, мы плыли на лодке. До берега оставалась пара десятков метров, и тут немецкий самолет сбросил бомбу. Она хоть и взорвалась на середине Свири – в нас не попала, но огромные волны перевернули лодку. Думал, что это конец, ведь оружие и обмундирование тянет вниз. Однако оказалось, что в этом месте мель. Мы просто дошли по дну до берега и побежали в наступление, – рассказал ветеран.
Сарвар Файрузов и его боевые товарищи тогда захватили высоту на сопке и отбивали яростные атаки противника. Во время одного из сражений командир взвода был тяжело ранен и молодому Сарвару пришлось взять командование на себя.
– Три дня немцы стреляли, спать было невозможно, питались сухпайком. В итоге наши пошли в атаку – вставали из окопов с криком «Десантники, ура!». Фашисты не ожидали такого напора, и это сыграло нашим на руку. Противник бежал, побросав оружие и снаряжение, – рассказал герой.
В этом бою Сарвар был дважды ранен. К счастью, легко. Он не покинул передовую и продолжил воевать до самой Победы, приняв участие во взятии Будапешта, в боях у озера Балатон и в освобождении Братиславы.
– До Праги оставалось 30 километров, когда объявили, что война закончилась. Описать словами наше состояние трудно, это была сплошная эйфория. Многие плакали, я тоже не мог удержаться, – вспоминал ветеран.
После войны лучшим бойцам, проявившим храбрость в боях, предлагали поступать в военные училища. Сарвар отказался. А вот другой вариант – послужить в «Смерш» – его сразу заинтересовал. Как признался сам герой, образ военного контрразведчика, с горячим сердцем и холодным умом, был близок ему по духу.
Деятельность в органах безопасности начал в оперативном отделе в немецком Бадене. Подробности об этой работе ветеран не разглашает – говорит, что до сих пор это военная тайна. Рассказал лишь, что чекисты выявляли и задерживали шпионов, пособников гитлеровского режима, предателей из армии Власова.
А еще контрразведчик добавил, что сегодня очень важно сохранять историческую правду и развеивать мифы о работе «Смерш». В частности о том, что входившие в подразделение были наделены особыми полномочиями и могли без суда выносить и приводить в исполнение смертные приговоры.
– Мы вычисляли шпионов и передавали их в следственные органы. Жить или не жить человеку – такие решения мы не принимали. Нельзя выворачивать историю наизнанку, – считает Сарвар Файрузов.
После службы в «Смерш» Сарвар Саригаскарович был направлен в особый отдел КГБ Дальневосточного округа. Работал на Сахалине, в Хабаровском, Приморском краях. Позже был переведен в Ташкент. Кроме наград времен Великой Отечественной войны, у него есть именная медаль «За отличие в контрразведке» за выдающийся результат в оперативной служебной работе. В 2024 году Сарвар Файрузов отметил вековой юбилей.
Герой не раз напутствовал молодое поколение.
– Будьте честными, добрыми, защищайте нашу Родину, как мы ее защищали, и всегда помните – она у нас одна!