– Алексей Дмитриевич, где на Кубани пройдут выборы и за кого будем голосовать?
– В этом году крупных федеральных и региональных выборов в крае нет. Нас ждут 65 муниципальных избирательных кампаний, в ходе которых планируются к замещению 234 выборные должности местных депутатов и глав.
Пройдут выборы депутатов Белореченского, Кавказского, Тихорецкого и Туапсинского районов, Геленджика, и 46 глав городских и сельских поселений.
Кроме того, состоятся дополнительные выборы 14 депутатов городских и районных советов по отдельным округам (в том числе в Краснодаре и Новороссийске) и 18 депутатов поселений.
Выборные процессы затрагивают большую половину муниципалитетов, так как они пройдут в 30 из 44 городских округов и муниципальных районов. Почти 700 тысяч избирателей смогут принять участие непосредственно в голосовании 9 сентября 2018 года.
– Это будут кампании, за которые ответственны территориальные и муниципальные избирательные комиссии, организующие выборы. А какова роль в них крайизбиркома?
– Формально это ответственность местных комиссий. Но принципиальная позиция крайизбиркома заключается в том, чтобы не делить выборы на «наши» и «не наши». Мы несем ответственность за все: каждый избирательный участок, участковую и территориальную комиссии.
Поэтому со всеми работаем системно в нескольких направлениях:
Во-первых, организуем обучение, оказываем консультативную и методическую помощь не только организаторам выборов, но и участникам избирательного процесса (партиям, кандидатам, средствам массовой информации и др.). Проводим для них многодневный обучающий семинар.
Во-вторых, у нас есть контрольные функции. Мы внимательно смотрим за тем, чтобы решения всех комиссий были исключительно законными и обоснованными, принятыми в пределах компетенции. У крайизбиркома есть право отменить их, если они таким критериям не отвечают. К счастью, и обучение, и слаженная повседневная работа избиркомов всех уровней позволяют не прибегать к крайним мерам.
И, в-третьих, мы также выполняем ряд исключительно «собственных» полномочий. Например, именно через крайизбирком проходит аккредитация журналистов, согласование применения технологии QR-кодирования, заслушивание информации о готовности помещений для голосования, и ряд иных функций.
Словом, в иерархии избирательных комиссий на любых выборах, в том числе муниципальных, никто не остается без дела.
– Какую задачу ставите перед собой на этих выборах?
– Мы ориентируем коллег из нижестоящих избирательных комиссий на качественную работу и соблюдение требований избирательного законодательства. Очевидно, что одна незначительная ошибка на «маленьких» выборах может вызвать большое недоверие к этому институту в целом. Поэтому задача всех избирательных комиссий – провести местные выборы, назначенные на единый день голосования, максимально профессионально, открыто, законно, чтобы ни у кого (даже проигравших) не было сомнения в их справедливости.
– В этом году были сформированы участковые избирательные комиссии. Насколько изменился их состав и много ли в них молодежи?
– Раз в пять лет идет обновление участковых комиссий. Таково требование закона. Любая система, которая хочет развиваться, нуждается в новых людях с их свежими идеями.
При формировании комиссий были учтены предложения как можно большего количества участников избирательного процесса: политических партий, общественных объединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей.
Сегодня в участковые избирательные комиссии назначены почти 31 тысяча членов с правом решающего голоса. В их составе более 65 процентов – представители 16 региональных отделений политических партий и общественных объединений, 32 процента – представители собраний избирателей, почти 3 процента – местных советов. Комиссии обновились на треть (33,3 процента).
В крае сформированы 104 молодежные участковые избирательные комиссии, в которых более половины членов с правом решающего голоса – лица в возрасте до 35 лет. Для сравнения, в 2013 году молодежных участковых избирательных комиссий было сформировано вдвое меньше.
– На прошедших недавно пленарных заседаниях кубанского парламента вы предложили ряд изменений в краевое выборное законодательство. С чем это связано и в чем ценность этих изменений для избирателей?
– Избирательная комиссия края регулярно выходит в краевой парламент с инициативами для совершенствования избирательной нормативно-правовой базы Кубани. Очень приятно, что в ЗСК мы всегда можем рассчитывать на оперативное и заинтересованное рассмотрение наших идей.
Из последних изменений могу отметить закрепление в региональном законодательстве возможности применения технологии «Мобильный избиратель» – голосование по месту нахождения. Оно позитивно зарекомендовало себя в ходе прошедшей президентской кампании, теперь будет применяться и на всех краевых выборах и референдумах. Открепительные удостоверения уйдут в историю, а избирателям голосовать станет еще удобней.
Но мы не стоим на месте и уже сегодня активно работаем над законопроектом по участию в осуществлении наблюдения на региональных и муниципальных выборах представителей общественного контроля. Если наша инициатива будет поддержана, то на участках станет больше независимых наблюдателей, что в очередной раз усилит открытость выборов.
– В последнее время вы ввели рассылку членам экспертного совета при крайизбиркоме законопроектов для обсуждения и выработки предложений. Продолжите ли эту практику в будущем, тем более что на следующий год в крае запланированы масштабные муниципальные выборные кампании?
– Все последние инициативы – общественно значимые, поэтому мы решили, что правильно будет, если пройдет максимально открытое обсуждение. Мы разослали законопроект не только членам общественного экспертного совета при крайизбиркоме, но и направили его общественной палате Краснодарского края, разместили на сайте сетевого издания «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края» и на официальном сайте крайизбиркома ikkk.ru. Обозначили удобные для связи контакты, чтобы любой желающий смог поучаствовать в обсуждении. Мы максимально открыты для дельных рекомендаций и полезных советов.
– Как дальше планируете взаимодействовать с общественными организациями?
– Это всегда было одним из приоритетов для избирательной комиссии края. Такое взаимодействие в последнее время получило и организационную основу. Был создан, а в этом году существенно расширен состав общественного экспертного совета при крайизбиркоме, куда входят представители различных общественных организаций и гражданских структур, работающих в избирательной сфере.
Мы находимся в теснейшем контакте с представителями гражданского общества, всячески поддерживаем их начинания и инициативы. Одна из последних – подписанное 6 июля 2018 года соглашение о создании мониторинговой группы общественного контроля на муниципальных выборах в Краснодарском крае, назначенных на единый день голосования 9 сентября 2018 года. Документ подписали уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае, председатели общественной палаты края, Совета при главе администрации края по развитию гражданского общества и правам человека и общественного экспертного совета при избирательной комиссии края.
Соглашение развивает и укрепляет практику реализации общественного контроля за выборами на Кубани, позволит обеспечить гласность, прозрачность и открытость выборов в единый день голосования 9 сентября 2018 года.
– Скажите, будет ли 9 сентября в день голосования в крайизбиркоме работать информационный центр, как на выборах ЗСК, Госдумы и президента? Куда стекается вся информация по голосованию?
– Обязательно. Информационный центр в день голосования практически стал нашей «визитной карточкой», поэтому в единый день голосования мы будем работать в круглосуточном режиме в краевой комиссии. У всех желающих представителей средств массовой информации будут возможности принять участие в освещении такого важного события, как выборы. Наши двери всегда открыты, поэтому приглашаю журналистов принять участие в работе Информационного центра избирательной комиссии Краснодарского края.