Индивидуальный предприниматель из Приморско-Ахтарска Александр Хворост восемь лет назад арендовал территорию обанкротившегося предприятия «Судоверфь». Начал тогда свое дело с изготовления и монтажа металлоконструкций. Полтора года назад молодой и энергичный бизнесмен решил возродить традиционные для приморского города производства – судостроение и судоремонт. Сначала на предприятии выпускали только земснаряды – несамоходную технику для дноуглубительных работ и добычи песка из-под воды, ремонтировали катамараны и рыболовецкие суда. В конце прошлого года здесь построили первый корабль, который сейчас работает в Геленджике.
За год с небольшим завод достиг успехов: значительно выросло количество заказов на ремонт и постройку маломерных судов и плавучих конструкций, цеха пополнились новым оборудованием. Директор завода металлоконструкций Александр Хворост прошел с нами по производственной территории. Вид впечатлил: в заливе Азовского моря и на суше возвышаются разнообразные суда. Какие-то из них уже готовы к отправке заказчику, другие ждут своей очереди в ремонте или строительстве.
– Сегодня коллектив вырос до 30 человек, мы полностью обеспечены всем необходимым оборудованием: металло- и деревообрабатывающими станками, краном, подвозчиком и другим, – рассказал Александр Хворост. – Производство у нас круглогодичное, работаем в любую погоду.
За период работы на предприятии построили десять земснарядов, провели ремонт десяти судов, построили с нуля три корабля, еще один – на стадии завершения строительства.
– Пока наше производство не серийное, работаем под заказ, – продолжает руководитель. – Проектируем модели самостоятельно, учитывая все пожелания заказчика. В среднем на изготовление одного судна уходит восемь месяцев. А вот земснаряды мы научились делать за два месяца.
Свою работу предприятие ведет как на открытых площадках, так и в цехах. Кроме ремонта и постройки судов, завод оказывает дополнительные услуги по сдаче в аренду стапельных мест и отстою судов. Одно такое судно находится сейчас на причале. Оно шло из Москвы в Турцию, но попало в шторм. В итоге вышел из строя двигатель, сломалась мачта. Пришлось пришвартоваться в Приморско-Ахтарске, команда проводит ремонт самостоятельно.
На берегу видим огромный технологический понтон, его отбуксировали сюда для капитального ремонта из Сочи. Ожидается прибытие еще двух кораблей из Геленджика для проведения на них ремонтных работ. На открытой площадке также находится прогулочное судно, построенное на заказ для предпринимателя из Анапы. На нем осталось проделать небольшой объем отделки и провести электрику.
Проходим в закрытые корпусные цеха предприятия. В первом из них, основном, собирают корпуса кораблей длиной до 20 метров и шириной до 6 метров. А недавно предприниматель приобрел новый станок плазменной резки. С его помощью работники проводят с большой точностью и скоростью раскрой металла – судовой стали. Если раньше на то, чтобы, например, нарезать 20 фланцев, уходило несколько часов, то с помощью нового оборудования – 10 минут.
В следующем, малом корпусном, цехе видим, как сваривают из листового металла корпус судна, которое будет проводить поисково-исследовательские работы в Черном и Азовском морях, на реках Дон и Волга. Порт его приписки – Геленджик. После изготовления корпуса работники завода проведут пескоструйную покраску и внутреннюю отделку, установят электрику, двигатель, другие механизмы.
На вопрос, как удается находить заказы, Александр Хворост отвечает:
– Размещаем рекламу в интернете, плюс сарафанное радио помогает. Заказчики есть, без работы не стоим.
Судостроительное предприятие строит большие планы по расширению производства. Сегодня при поддержке департамента промышленной политики Краснодарского края и районной администрации завод проходит процедуру получения лицензии на ремонт вооружения и военной морской техники.
– Уверен, что уже в марте будущего года мы сможем участвовать в тендерах на обслуживание военной техники, – отметил Александр Хворост. – Поблизости немало пограничных морских частей, их техника нуждается в периодическом ремонте. Это будет для нас огромным шагом вперед. Количество рабочих мест вырастет до 100.
Еще одно направление развития завода – строительство рыболовецких судов. Чтобы занять эту нишу, необходимо выполнить ряд условий. В частности, зарегистрировать в Минпромторге ранее построенные рыболовные катера как товар отечественного производства. Это позволит рыбодобывающим компаниям, заказывающим технику на приморско-ахтарском заводе, получать в рамках программы господдержки субсидию – возмещение затрат до 30 процентов от стоимости судна. Работа в этом направлении ведется также при помощи краевой и районной власти.
– В наших планах также продолжить обновление промышленного парка, – рассказал директор Александр Хворост. – Надеемся, что в этом нам помогут госпрограммы, готовим вместе со специалистами администрации района соответствующие документы. Новые станки и оборудование еще больше увеличат наши шансы на рынке.
Директор предприятия поделился и глобальными планами: заработать и выкупить мощности бывшей «Судоверфи» в собственность.
– Территория и цеха требуют больших вложений, мы и так уже много сделали в плане улучшения материальной базы и благоустройства, – сказал Александр Хворост. – Сейчас занимаемся прокладкой нового электрического кабеля – старые электросети не выдерживают нагрузки. В качестве собственника, конечно, было бы проще решать подобные проблемы, ведь аренда отнимает у нас около 300 тысяч рублей в месяц.
Индивидуальное предприятие по ремонту, изготовлению лодок и комплектующих к ним также располагается в Приморско-Ахтарске. В отличие от завода, о котором мы рассказали выше, оно семейное, с более чем 20-летней историей.
– Основатель династии лодочников – наш отец Юрий Леонидович Цариценко, – рассказал Александр Цариценко, который сейчас возглавляет семейный бизнес. – Отец начал ремонтировать лодки в домашних условиях в 1998 году. У меня есть еще два брата, мы росли, помогали отцу и со временем стали не только ремонтировать, но и изготавливать лодки. Так и доросли до производства.
В 2005 году глава семьи и его сыновья выкупили участок земли на окраине города, работали, развивали свой бизнес. Сегодня их ИП – это шесть цехов, в каждом из которых проходит полный цикл производства лодок. В зависимости от модели на изготовление одной плавучей единицы техники уходит от одного до полутора месяцев.
Современные, комфортабельные, скоростные, вместимостью до 12 человек лодки предприятия Цариценко используются и для прогулок по воде, и для рыбного промысла. На счету семейного бизнеса уже более тысячи лодок, в год здесь выпускают примерно 100 единиц. Этот штучный товар расходится далеко за пределами района и Кубани – по всей России.
На предприятии сегодня трудится 20 постоянных работников. Основу составляют сборщики и клейщики полимерных изделий, а также судомеханик и электрик.
– Коллектив у нас сложившийся, больше половины сотрудников – костяк, трудятся с нами все 15 лет, – поделился предприниматель. – Каждый мастер-универсал полностью выполняет заказ – от начала и до конца. При этом еще и молодого работника обучает мастерству. Специфике профессии лодочника нигде не научишься, пришедшие к нам на работу новички постигают азы на практике рядом с мастерами.
Предприятие выпускает свою продукцию на заказ. География покупателей огромна – от Калининграда до Дальнего Востока. Доставку готовых лодок заказчику осуществляют с помощью транспортных компаний.
– Например, дальневосточные рыболовецкие артели, как правило, заказывают у нас партию по пять-шесть единиц сразу, – рассказал Александр Цариценко. – Доставляем готовые лодки на автовозах. Конечно, путь не близкий, но рыбаков устраивает качество наших лодок. Как они говорят, импортная техника через год может развалиться, а наша служит как минимум 15 лет.
Александр Цариценко показал производственные цеха своего предприятия, где мы увидели различные стадии изготовления лодок. Работа кипит, каждый мастер занят своей операцией. Вот в одном из цехов в матрицу – форму будущей лодки – мастер закладывает специальный наполнитель, который через время и составит ее внутренний скелет. В другом цеху лодка для промысловиков уже практически сделана, маляр занимается ее покраской. Затем полировка – и готово! Важно, что династия лодочников использует свою уникальную технологию. Ее секрет заключается в применении особых материалов, в смешивании в определенной пропорции смол. Постоянные эксперименты и мастерство позволяют лодкам приморско-ахтарского предприятия успешно конкурировать на рынке.
Однажды на этом производстве побывал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, он высоко оценил работу ИП. Результатом стало участие Александра Цариценко в Международной промышленной выставке в Екатеринбурге, где он заключил договоры на поставку лодок в Санкт-Петербург, Башкирию, Свердловскую и Самарскую области.
В ИП Цариценко предлагают на выбор заказчика 35 различных моделей, плюс к каждой из них пять видов компоновки системы управления. Минимальная длина лодки – 4,2 метра, максимальная – 9,5 метра. Все эскизы, виды моделей придумывает сам Александр Цариценко. Каждая лодка индивидуальна, рождается сначала в рисунке на бумаге. Многим своим моделям предприниматель дает имя. Вот, к примеру, лодка «Гадюка» – по форме вытянутая, вместительная, предназначена для передвижения по мелководью. А модель «Касатка-700-спорт» базовая, на ее основе создаются другие, совершенствуются по запросам заказчиков.
Одна из таких лодок, в красном цвете, – особая гордость предпринимателя. Очень красивая, комфортабельная, маневренная, может развить скорость 100 км/ч. Александр Цариценко создал ее для себя, дал имя «Доминика» в честь дочери и использует для демонстрации покупателям качеств модели на воде.
– В последние годы в Краснодарском крае такие малые предприятия, как наше, ощущают всестороннюю поддержку со стороны государства, – сказал Александр Цариценко. – По разным вопросам нашего развития обращаемся к специалистам краевого Фонда поддержки малого бизнеса, получаем квалифицированную помощь.
Бизнесмен с благодарностью рассказал и о поддержке местной администрации. Глава района Максим Бондаренко и его команда активно помогают малому бизнесу. Местная рыбинспекция заказала катер для борьбы с браконьерами, на предприятии для этого проекта разработали скоростную лодку скоростью до 120 км/ч. Также ожидаются заказы двух лодок для морских спасателей.
Сотрудничество с местными органами власти – это уже другой, более высокий уровень для бизнеса. Поэтому у Александра Цариценко масса планов, прежде всего расширение производства.
– Сейчас мы вместе с районной властью прорабатываем момент приобретения еще одного земельного участка – пришло время расширяться, – отметил руководитель предприятия. – С краевым фондом решаем вопрос приобретения оборудования для серийного производства.
На участке, где предприятие располагается в данный момент, Александр планирует оставить цеха для мелких лодок, а на новом – открыть крупносерийное производство. Все предпосылки для таких амбициозных планов имеются.
– Также мы занимаемся оформлением патента на наши лодки под общим названием «Кубань», – поделился предприниматель. – Из производственных планов назову сокращение сроков выпуска одной единицы до 21 дня, а также совершенствование моделей и их укрупнение до 11 метров в длину.
Реализация всех планов предприятия Александра Цариценко позволит создать еще 20 новых рабочих мест.