Кубанские Новости
Экономика
Ольга Любимцева

Ольга Лукашева: «Инноваторам сейчас самое время регистрировать малые технологичные компании»

Ольга Лукашева: «Инноваторам сейчас самое время регистрировать малые технологичные компании»
Ольга Лукашева
Фото: Фонд развития инноваций Краснодарского края.
Как будет развиваться технологичный бизнес, чем грозит повсеместное IT-образование и как кубанские инноваторы разрабатывают решения для крупных федеральных компаний – в специальном интервью исполнительного директора Фонда развития инноваций Краснодарского края.

Всех затянула «Воронка»

– Ольга Викторовна, три года назад, когда создавался фонд, сообщества инноваторов в крае не было. Удалось ли сплотить его за это время?

– Изначально, когда мы планировали завоевать этот инновационный рынок и быть полезными для наших инноваторов, о которых мы тогда даже не знали, мы выходили буквально на пустое поле. Не было никакого списка инноваторов, какого-то реестра, чтобы мы могли понимать, с кем нам работать и какие запросы у этого бизнеса. И мы тогда начали с комплексного мероприятия «Воронка инновационных стартапов».

Когда мы презентовали руководству этот проект и обсуждали его перспективу, говорили о том, что будем пожинать плоды только через три года. Все-таки это инновационные проекты и увидеть какие-то результаты в годичном цикле невозможно. Если сравнивать первый год и третий, то количество обратившихся к нам инноваторов-предпринимателей увеличилось больше чем в два раза! Это результат работы не только физических лиц – идейных ребят, которые приходят к нам и с господдержкой становятся предпринимателями, но и того бизнеса, который раньше инновационным не был, но теперь вовлекает эти технологии.

Бизнес становится все более инновационным. В первый год после введения санкций инновационный рынок замер: когда технологические гиганты ушли, сперва было ожидание, что они все-таки вернутся. Со временем стало понятно, что нет, надо формировать собственный технологический суверенитет и смотреть уже в сторону своих технологий. И бизнес пошел к нам с запросом на технологию. Наши хакатоны стали вызывать все больший интерес у бизнеса. На сегодняшний день около 300 миллионов инвестировано в доработку тех решений, которые создавались в рамках хакатонов. Это и решения конкретно для кейсодателей, и коробочные решения, которые теперь продаются бизнесу.

Фото: Фонд развития инноваций Краснодарского края.

Студенческая команда после другого нашего проекта – «Стартап как диплом» – пришла со своей разработкой в классический бизнес к индустриальному партнеру, который внедрил новый состав полимеров в производство своей продукции. В итоге его рынок сбыта расширился не только за пределы края, но и за пределы страны.

Нам удалось стать действительно той площадкой, где бизнес и инноваторы находят друг друга – разумеется, на взаимовыгодных условиях. За три года мы оказали больше 10 200 услуг. Недавно приводили статистику налоговых органов по предпринимателям, которые были выращены на наших проектах, при нашей поддержке. За три года рост их отчислений в бюджет составил 55 процентов, в консолидированный бюджет края – 75 процентов, а во внебюджетные фонды – 85 процентов.

И, конечно, все наши услуги бесплатны для бизнеса Краснодарского края в рамках профильного нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Из вуза – на ПМЭФ

– Вы упомянули проект «Стартап как диплом». Следите за судьбой выпускников, которые защитились? Что сейчас происходит с их разработками?

– Мы всегда понимаем, что не все 100 процентов могут пойти в реальный бизнес. Кто-то вообще распадается как команда, кто-то понимает, что делает не тот продукт, который необходим рынку. Но разобраться в этом можно, только пройдя эту акселерацию. И это в целом очень хорошая история, когда и материально-техническая база вуза, и его научные разработки начинают поворачиваться к рынку. Изначально в «Стартап как диплом» шли в основном научные исследования и разработки, которые уже велись в университетах. И по итогам первого года стало понятно, что эти научные исследования не равно готовность к рынку.

И вот это понимание стало четко фокусировать сами вузы на том, как использовать свой огромный потенциал, всю материально-техническую базу для этих стартапов, чтобы их выводить все-таки в рынок. Мы дополнили проект предакселератором – проводим его осенью, чтобы помочь вузам отобрать разработки. Ввели диагностику на первом этапе.

Те проекты, которые выкристаллизовались из первого года, совершили прорыв, смогли открыть бизнес, вышли на рынок. Это сейчас стимулирует других ребят лучше любых слов.

Кстати, этот проект поддерживается на федеральном уровне. У нас все больше с каждым годом получателей гранта «Студенческий стартап» от федерального Фонда содействия инновациям. Сейчас это 1 миллион рублей. То есть ребятам, которые идут в наш «Стартап как диплом», мы потом помогаем упаковывать свой продукт для получения гранта. В этом году таких получателей среди студентов, защищавших диплом в формате стартапа, в крае было 16. Все, кто подавался, получили грант.

Фото: Фонд развития инноваций Краснодарского края.

Наш фонд входит в методическую группу Минобрнауки России по доработке и сопровождению проекта «Стартап как диплом». Мы ведь создали уникальный бесплатный межвузовский акселератор – такого нет ни в одном другом регионе страны, и сейчас этот опыт активно тиражируют. А все потому, что изначально наш регион был заинтересован в том, чтобы сделать эту работу как можно более эффективной.

В этом году коллеги из Минобрнауки пригласили нас представить проект на Петербургском международном экономическом форуме. Это, конечно, большая честь. Два наших выпускника участвовали в Дне молодежного предпринимательства в рамках ПМЭФ, рассказали про свои проекты, участвовали в дискуссиях. Завели полезные контакты на самом высоком уровне

Более того, в этом году проект вышел за границу! Наш департамент развития бизнеса и ВЭД организовывал бизнес-миссию в Узбекистан, я была в числе участников. На встрече с хокимом Андижанской области рассказала, как мы реализуем инфраструктуру поддержки инноваторов и в том числе про наш проект «Стартап как диплом» с примерами из сферы АПК, это направление очень развито в Андижанской области. И хоким заинтересовался настолько, что утром следующего дня была организована встреча ректоров семи вузов Андижанской области, чтобы я могла им рассказать про наш опыт реализации акселератора «Стартап как диплом». Ректоры прониклись, и уже через несколько часов в одном из вузов собрали всех деканов и научных руководителей – человек 70. Они внимательно слушали, задавали крайне компетентные вопросы. Сейчас мы обмениваемся методическими материалами, чтобы они могли поставить подобный проект уже на своих рельсах.

Как вырасти айтишнику?

– Еще одно ноу-хау фонда – проведение хакатонов, где молодые команды разработчиков могут прокачать свои навыки, решая задачи от органов власти или бизнеса. Как сейчас идет эта работа? Куда могут дорасти разработчики?

– На самом деле есть такая проблема в IT-сфере: одни говорят, что айтишников слишком много, другие говорят, что их не хватает. Правы и те, и другие. Есть градация разработчиков в соответствии с уровнем подготовки – на младших (Junior), средних (Middle) и старших (Senior). Когда начался бум IT-образования – все эти бесплатные курсы, экспресс-обучения и так далее, стала формироваться огромная армия «джунов». Она тоже необходима – для технических задач. Но когда начали появляться новые сложные задачи, ориентированные на технологический суверенитет, задачи, с которыми джунам не справиться, требуются минимум мидлы, стало понятно, что их очень немного. У нас возникла пробка из джунов, которые не переходят в мидлы – для этого нужны другие компетенции и кейсы.

Как раз наши хакатоны формируют вот эту кейсовую составляющую, где ты прокачиваешь компетенции и поднимаешь свой уровень. У нас есть несколько команд, которые являются кузницей кадров: заходят в хакатон, отрабатывают, выигрывают – и дальше часть команды идет в рынок отрабатывать решение, а часть идет в новый хакатон, чтобы опять выиграть или заинтересовать другого уже кейсодателя, чтобы потом снова «отпочковаться» и идти дальше. То есть они внутри себя формируют эту систему развития айтишников: от создания проектной команды до выхода оттуда.

Фото: Фонд развития инноваций Краснодарского края.

В этом году мы попробовали новый формат – креатон. Если хакатон – это про чистую разработку: как ты пропишешь код, как пропишешь нейронку и так далее, то креатон – это уже про готовый упакованный концепт и алгоритм цифрового сервиса. То есть все равно приходили те же наши хакатонщики, только уже с маркетологами, с проджект-менеджерами, чтобы продукт можно было сразу упаковать.

Кейсодателем выступила администрация Анапы – ребята готовили концепт для портала «Анапа 360». Требовалось решение, которое может зацепить целевую аудиторию и сделать максимально продуктивным и интересным отдых на курорте круглый год. Продукт, который будет упакован под Анапу, понятно, упакуют коробочно, то есть использовать его можно будет для любых других муниципалитетов или для края в целом.

– Какой на ваш взгляд был самый интересный кейс?

– Решения, которые в рамках наших хакатонов предлагают разработчики, прогрессивные настолько, что к ним присматриваются крупные федеральные компании. Мы брали уже два кейса от экосистемы МТС, при этом сразу оговаривали, что команды при этом не будут переезжать в Москву, останутся в регионе и будут развивать «цифру» здесь.

Один из кейсов был про деление контента по возрастам: 6+, 12+ и так далее. Это такая история, которая сейчас не сильно зарегламентирована, и ребенок может недополучать какой-то контент. Например, курение – это 18+. Но волк из «Ну, погоди!» курит, а ставить этому мультфильму категорию 18+ нелогично.

Возникает вопрос – если контент получает маркировку 18+, какой фактор его туда отправил? Возможно, что-то можно запикать, что-то заблюрить, заместить какую-то сцену рекламным блоком, например. А все остальное уже попадает под маркировку 12+. Задачей было разработать алгоритм по автоматическому определению этого контента и его градации 6+, 12+ и так далее.

Фото: Фонд развития инноваций Краснодарского края.

Так вот, наши разработчики создали системы с десятками параметров, по которым автоматически определяется тот или иной возрастной ценз. То есть полностью раскладывается на текст весь фильм, делается раскадровка, а нейронка уже это обрабатывает. Таким образом можно действительно расширить тот контент, который будет доступен детям.

Три команды, которые стали победителями, их буквально на следующей неделе уже повезли в проектный офис, познакомили с проектной командой, которая сейчас работает над этой задачей, и интегрировали в нее. Наши ребята получают неоценимый опыт, который запишут себе в актив. Ну и финансово это, конечно, тоже оплачивается.

– По вашему мнению, как дальше будет развиваться инновационный бизнес? Какой совет вы бы дали молодому инноватору?

– Надо понимать, что официально инновационной компания становится только тогда, когда у нее есть зарегистрированная интеллектуальная собственность. Это не обязательно патент, это может быть ноу-хау, например, то есть нужна регистрация в качестве коммерческой тайны. Если в этой части есть вопросы, на базе нашего фонда работает региональный Центр поддержки технологий и инноваций, он создан по соглашению между руководством региона и Роспатентом. Мы оказываем бесплатные консультационные услуги патентным поверенным по регистрации интеллектуальной собственности.

Есть такая новая и очень перспективная категория бизнеса – малые технологичные компании (МТК). Сейчас они уже закреплены в стратегии научно-технологического развития России, появились реестры МТК, появились экспертизы для того, чтобы включиться в этот реестр. Любая компания, которая претендует на звание малой технологичной, должна пройти экспертизу вне зависимости от того, в какой отрасли у нее разработка. Эту экспертизу проводят Сколково и федеральный фонд содействия инновациям. Экспертиза платная, цена фиксированная.

Мы консультируем по комплекту документов, по порядку прохождения экспертизы, по соответствию критериям МТК абсолютно бесплатно. То есть можно к нам приходить, мы полностью проконсультируем, поможем доработать документы для того, чтобы с большей вероятностью успешно пройти экспертизу и получить статус МТК.

Почему это особенно важно сейчас? Есть очень интересный пакет льгот именно для МТК в нашем регионе, он сейчас находится на финальном согласовании, и также находится на финальном согласовании очень мощный пакет федеральных льгот, в том числе налоговых, различные преференции, финансовые меры поддержки. Поэтому если компания имеет какие-то обороты, если у компании есть зарегистрированная интеллектуальная собственность, то надо подаваться на МТК и прямо сейчас.

После того как льготы примут, бизнес массово начнет регистрироваться как МТК, экспертиза будет более длительной и, возможно, более сложной.