Болезнь – спутник войны
Любые войны всегда приходят вместе с двумя компаньонами – голодом и эпидемиями: так, эпидемия испанки унесла огромное число жизней в том числе и потому, что пришлась на период Первой мировой войны.
Обычно распространение эпидемий во время войны связно с тремя факторами: резкое ухудшение уровня медицинской помощи населению, немалое число тел, которые никто не хоронит, и наконец – способствующие болезням условия (голод, холод, отсутствие гигиены, скученность во время бегства или эвакуации).
Одной из задач, которые поставило перед собой правительство СССР во время войны, стало предотвращение эпидемий – особенно опасными были холера, брюшной тиф, дизентерии. Они быстро развиваются и стремительно распространяются, стоит появиться всего одному очагу.
Чуть более чем через семь месяцев после начала войны, 2 февраля 1942 года, Народный комиссариат здравоохранения выпустил специальное постановление – «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». В соответствии с этим постановлением из эпидемиологов, бактериологов, санитарных врачей были созданы эпидбригады. Их разослали по всей стране – для профилактики острых кишечных инфекций и проведения против них тотальной вакцинации. Число бригад рассчитывалось, исходя из эпидемиологической обстановки, числа беженцев и эвакуированных.
Причем тут диагностика
Эпидбригады действовали по всей стране, начиная с крупных городов и заканчивая селами. Но для того чтобы проводить профилактику инфекционных заболеваний, необходима диагностика. Во-первых, она нужна, чтобы установить уровень эпидемиологической опасности, во-вторых, уже заболевших людей вакцинировать нельзя – их необходимо направлять на лечение.
Эти задачи и решали передвижные эпидемиологические отряды – они состояли при каждом районном здравотделе и эпидотделе. Врачи и санитары в этих отрядах были оснащены всем необходимым оборудованием и реактивами для проведения диагностических исследований. И в этом нет ничего удивительного – уже с начала 30-х годов СССР выпускал собственную оптику для микроскопов и собственные микроскопы для самых разных типов исследований. К 1940 году в СССР уже было 10 моделей различных микроскопов.
Работа передвижных эпидемиологических отрядов практически свела к нулю риск развития эпидемий – и не последнюю роль тут сыграла диагностика на месте. Ведь если бы не оснащение диагностическими материалами, то собранные анализы приходилось бы пересылать в города с лабораториями, ждать результатов – и это при том, что немецкая авиация активно обстреливала даже санитарные поезда с красным крестом. А в результате работы эпидотрядов все исследования проводились тут же на месте, врачи сразу получали результаты и приступали к работе: госпитализировали больных, выдавали медикаменты для пациентов в менее тяжелом состоянии, вакцинировали здоровых людей. Санитары проводили санобработку очагов заражения.
Эвакуация и беженцы
Значительно усложняли ситуацию с предотвращением эпидемией как проводимая властями эвакуация, так и неисчислимые потоки беженцев, которые, не дожидаясь эвакуационных эшелонов, сами спасались бегством, как могли. В итоге эвакуационные поезда и толпы беженцев чуть не стали разносчиками эпидемий – голод, холод, полное отсутствие гигиены стали отличными условиями для распространения болезней. Многие люди умирали в пути именно из-за заболеваний, а не из-за обстрелов немецкой авиации.
Для работы с беженцами и эвакуированными тоже было решено использовать эпидемиологические отряды. Эпидемиологи, бактериологи, санитарные врачи их этих отрядов встречали эшелоны с эвакуированными на всех крупных железнодорожных станциях. Отряды также выезжали в мелкие населенные пункты, находящиеся на проселочных дорогах, по которым двигались беженцы.
Там врачи делали то же самое: проводили быструю диагностику, выявляли уже заболевших холерой, дизентерией, брюшным тифом, отправляли их в больницы. Остальным выдавали лекарства и проводили вакцинацию.
Как пример такой уникальной работы можно назвать группу ученых и медиков, которые во главе с Зинаидой Ермольевой работали в Сталинграде. Сначала в город прибыло очень много поездов с эвакуированными людьми, из-за чего население Сталинграда выросло до 800 тысяч человек. Затем началась борьба за город между советской и немецкой армиями. А меж тем в рядах немцев вспыхнула холера, и чтобы не допустить распространения болезни среди горожан и советских солдат, Ермольева развернула вакцинацию прямо под обстрелами. Каждый день она и ее сотрудники вакцинировали по 50 тысяч человек.
Кстати, именно Ермольева изобрела методы экспресс-диагностики холеры – еще в 1939 году, во время работы в Афганистане. Благодаря этому она и ее коллеги предотвратили эпидемию холеры в Сталинграде. Кроме вакцинации, она устроила массовое хлорирование колодцев – и это все было сделано прямо во время войны.
Каков же был итог работы советских эпидотрядов? По собранной к началу 1943 года статистике, заболеваемость инфекциями достигала всего лишь 3%, а к 1944 году ее уровень снизился до 1,2% - более чем в два раза, и это в самый разгар боевых действий!
Вот так диагносты, бактериологи и микробиологи предотвратили массовые болезни во время войны и спасли множество жизней мирных жителей.