В кинотеатрах Краснодарского края 2 марта в широкий прокат вышел новый фильм российского режиссера и сценариста Николая Лебедева «Нюрнберг».
Это одна из самых ожидаемых премьер года и первая в истории отечественного кинематографа художественная картина, в основу которой легло значимое для всего мира историческое событие – международный Нюрнбергский процесс 1945 года над фашистскими карателями, чьи чудовищные преступления в годы Великой Отечественной войны были преданы общественной огласке и оценке с точки зрения закона.
Фильм был создан по мотивам книги юриста, правоведа, писателя, историка Александра Звягинцева «На веки вечные» с использованием рассекреченных архивных документов.
Как рассказал «Кубанским новостям» Николай Лебедев, он не сразу согласился работать над этим непростым проектом.
– Он был предложен мне продюсерами из компании «Синема продакшн», которые давно разрабатывали этот проект. Уже существовало несколько вариантов сценария, написанных разными авторами, но, увы, ни один не работал в должной мере. Поначалу я отказался, однако в течение нескольких лет мы возвращались к этому разговору и в конце концов решили попробовать поработать вместе. Я принялся писать собственный сценарий. За основу был взят роман Александра Звягинцева «На веки вечные».
«Нюрнберг» – картина сложная, масштабная. Год я занимался написанием сценария, два года продолжалось производство картины. Если учесть, что в этот процесс «вклинилась» пандемия и локдаун, продолжавшийся еще почти целый год, на протяжении которого я разрабатывал проект во всех деталях, то в целом я посвятил фильму четыре года жизни. Ну а если вы любите совсем уж конкретные цифры, то сами съемки продолжались 71 день.
– Вы отмечали, что отчасти решили работать над фильмом, так как его сюжет перекликается с историей вашей семьи. И правда ли, что вы дали героям ленты имена реальных людей?
– Игорь и Елена – так зовут главных героев фильма. Эти имена носили мои родители, титр – посвящение их памяти, а также памяти выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, ушедшего из жизни вскоре после окончания работы над музыкой к картине, – стоит в начале «Нюрнберга». Мой отец всю жизнь искал могилу своего погибшего на войне девятнадцатилетнего брата. Эту историю я положил в основу сценария.
– Насколько в работе над лентой вы опирались на исторические факты, архивы и роман Александра Звягинцева «На веки вечные»?
– Невозможно сделать историческое кино, не опираясь на достоверные источники. Я изучал материалы Нюрнбергского процесса, протоколы – все тексты, которые произносятся в фильме в зале суда, – абсолютно документальны. Также опирался на хроники Бориса Полевого «В конце концов», который был в то время репортером и присутствовал в трибунале, на мемуары Аркадия Полторака – одного из участников процесса, на свидетельства очевидцев. Все это так или иначе отразилось на истории, рассказываемой в фильме.
– «Нюрнберг» – это военная драма, триллер, патриотический проект или фильм о любви, ведь не зря вы ввели в картину эту сюжетную линию?
– Это история о том, как человек и человечество пытаются выйти из войны и залечить нанесенные ею раны. Здесь есть место всему человеческому – и боли, и предательству, и надежде, и отчаянию, и любви. Это не кино про судебное заседание, это полная событий и страстей история, где много приключений и неожиданных поворотов. Я вижу, как эмоционально реагируют на фильм первые зрители, как они увлечены, и это не может не радовать.
– В фильме снимались молодые и уже известные актеры, причем не только российские. Команда была интернациональной. А съемки проходили в том числе и за рубежом? Как вы подбирали актерский состав? И как работалось на одной площадке нашим и зарубежным актерам?
– Скажу больше, у нас не только актерская группа, но и весь съемочный коллектив был интернациональным. Как-то раз я попытался сосчитать, представители каких стран участвовали в работе. Россияне, украинцы, чехи, немцы, словаки, англичане, грузины, американцы, датчане, австрийцы, сербы, болгары, поляки… И все прекрасно понимали друг друга, вне зависимости от знания или незнания языков. Потому что когда людей объединяет общее хорошее дело, то нет никаких границ для дружбы и взаимности.
Съемки проходили в России и Чехии. Дворец правосудия собирались снимать в Нюрнберге, но, увы, помешала пандемия – в Германии был введен запрет на въезд иностранцев. Поэтому сцены у дворца снимались в Калининграде, где сохранились здания старинной немецкой архитектуры.
Я неоднократно работал с актерами и специалистами из разных стран. У меня снимались американцы Энн Арчер и Кип Парду, поляк Даниэль Ольбрыхский, итальянец Фабио Фулько. Вот и в этой картине собрались отличные артисты со всего света, которые прекрасно ладили меж собой, – Сергей Кемпо, Любовь Аксенова, Вольфганг Черни, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Карстен Норгаард, Лаура Бах, Алексей Бардуков, Маркус Кунце, Шарлотта Харвуд, Марина Вайс и многие другие… Эх, политикам бы поучиться такому взаимопониманию!
– В любом фильме важен музыкальный фон, который помогает создавать нужную атмосферу, и в этом проекте музыкальному сопровождению было отведено значительное место?
– Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев, с которым мы уже работали вместе на «Легенде № 17». Выдающийся мастер и замечательный человек, светлый и распахнутый, как ребенок. С уходом его из жизни наша культура понесла огромную потерю. А я лишился очень близкого и дорогого человека.
– Считается, что настоящее мастерство режиссера и сценариста в фильмах, затрагивающих поворотные исторические события, заключается в умении просто рассказать о сложном. Вы считаете, вам это удалось?
– Мне кажется, этот вопрос надо адресовать зрителям. Я среди прочих тем хотел сказать о том, что добро всегда побеждает зло, этому учит нас вся история человечества. И побеждает человеческое – и в мире, и в человеке.
– В последнее время часто выходят российские премьеры, так или иначе связанные с темой Великой Отечественной и Второй мировой войн, с победой над фашизмом. Не считаете ли, что зритель может пресытиться? Или же так надо именно сейчас, чтобы не допустить переписывания истории?
– Я думаю, что время и место действия фильма не так важны. Гораздо важнее, чтобы рассказываемая история носила глубокий универсальный характер. Человек в эпоху потрясений – это вечная тема, и то, как он справляется или же не справляется с катастрофами, всегда являлось главным объектом в искусстве. И это всегда будет актуально.
– Ваши фильмы «Экипаж», «Легенда № 17» посмотрели зрители разного возраста. На какую аудиторию рассчитан «Нюрнберг»?
– Эта картина рассчитана на самую широкую зрительскую аудиторию. В ней есть увлекательный, захватывающий сюжет и глубокие философские темы. Каждый зритель может найти что-то свое, важное и близкое именно ему. Главное – захотеть это найти. А для этого надо просто прийти в кинотеатр.
– Поступают ли вам предложения снять еще один масштабный фильм, основанный на исторических событиях?
– Поступают. Но, как я уже сказал, вопрос не в декорациях, в которых происходит история, а в темах, которые поднимаются в материале. Если я найду тему, которая волнует меня по-настоящему, то, возможно, опять обращусь к историческому материалу. Потому что история – это зеркало, в котором мы способны увидеть себя и свои сегодняшние проблемы. Зеркало, а может – даже увеличительное стекло.