Нацисты расценивали Анапу как важный плацдарм для наступления на Кавказ. Перед захватом, летом 1942 года, город бомбили практически непрерывно.
После оккупации фашисты постарались превратить город в подобие крепости, организовав опорный пункт, который известен в истории как «Голубая линия».
В Анапе и Анапском районе были введены тотальный контроль и комендантский час. Несмотря на это, местные жители боролись с оккупантами. Было сформировано три партизанских отряда.
– Отличие этих отрядов от партизан в других районах Кубани заключалось в том, что они не совершали масштабных диверсий, – рассказала старший научный сотрудник отдела краеведения Анапского археологического музея Светлана Рожкова, – географическое положение Анапы просто не позволяло подобраться незамеченным к врагу. Оно вынуждало партизан после каждой операции менять точки дислокации. Вместе с тем каждое действие против фашистов было как укол, как напоминание – мы не сломлены, мы не смирились!
Кстати, часто партизанские отряды действовали совместно с разведчиками-десантниками. Они добывали информацию о плотности минирования и огневых точках противника, что сыграло важную роль во время освободительной операции Анапы.
Горе Гостагаевской
За время оккупации фашисты совершили немало злодеяний в Анапе и в Анапской районе. Самое жестокое – массовое удушение мирных жителей в станице Гостагаевской.
В археологическом музее хранится запись акта Варениковской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков об этом страшном событии: «В станице Гостагаевской 25 ноября 1942 года немецкие жандармы начали арестовывать целыми семьями мирных жителей.
К дому подъезжали подводы под предлогом эвакуации в Германию, предлагали брать с собой ценные вещи. Семьи увозили в здание сельпо. Вещи, продукты и животных фашисты растаскивали. Собрав в здании 134 человека взрослых и детей, фашистские изверги три дня держали их в холодном, сыром помещении, не давая им ни есть, ни пить.
27 ноября 1942 года во двор к зданию сельпо подъехала автомашина «душегубка», и всех мирных жителей, томившихся в застенках сельпо, – мужчин, женщин, детей, стариков и больных, начали втискивать в «душегубку». Для того чтобы заглушить плач женщин и крики детей, фашисты включили моторы автомашин. Первая в «душегубку» была брошена одногодичная девочка Сабинина Лилия Никандровна. В этот день было удушено 134 человека, в том числе 27 детей».
Все для фронта
Анапа до, после и даже во время оккупации была городом, который жил под лозунгом «Все – для фронта, все – для Победы!». Здесь был организован целый цех по производству валенок и теплых рукавиц для советских бойцов.
Кроме того, анапчане собрали несколько сотен тысяч рублей как деньгами, так и облигациями государственного займа, на постройку танковых колонн и самолетных эскадрилий. За это Анапа получила благодарность от Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.
А самая главная помощь фронту заключалась в том, что анапчане собирали и отправляли на передовую урожай. С 12-летнего возраста дети уже имели дневную норму и работали в полях и на виноградниках наравне со взрослыми.
На территории Анапы дислоцировалось несколько десятков военных госпиталей, медики которых вернули в строй тысячи раненых бойцов. Среди них – Семен Сенченко. Имя этого хирурга навсегда вошло в кубанскую историю.
В годы Великой Отечественной войны под непрерывным обстрелом противника он сутками не отходил от операционного стола. На фронте Семен Сенченко встретил свою будущую жену – медсестру Тамару. Хирург участвовал в освобождении Анапы. Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, «Знак Почета», медалями: «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Ленинграда».
После войны Семен и Тамара Сенченко поселились в Анапе. С 1954-го по 1985 год он был заведующим хирургическим отделением Анапской районной больницы. Кстати, именно Семен Сенченко стал первым в Краснодарском крае специалистом, сделавшим операцию на сердце. В 1965 году его фамилия была занесена в Краевую книгу Трудовой Славы Краснодарского края. В 1977 году получил звание «Заслуженный врач Российской Федерации», а в 1998 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города-курорта Анапа».
Повторивший подвиг Матросова
В сентябре 1943 года Советская армия стала готовить операцию по освобождению Анапы. В решающий момент боевые действия развернулись на суше, на море и в воздухе.
В небе произошло одно из самых крупных в истории Великой Отечественной войны сражений с участием сотни самолетов с нашей и с вражеской сторон. Среди участников этого боя был и знаменитый ас – Александр Покрышкин.
Анапчане помнят и героев, которые сражались за освобождение города и района, на суше. Среди них сержант 89-й армянской стрелковой дивизии Сурен Аракелян, фактически повторивший подвиг Александра Матросова. Во время боя на хуторе Курбацком Советская армия долго не могла взять важную высоту.
Сурен Аракелян сумел вплотную подобраться к вражескому доту и забросать его гранатами. Раздавшейся в ответ пулеметной очередью он был смертельно ранен. Упал на амбразуру, закрыв собой от огня солдат, что позволило им подняться в атаку и захватить высоту. Посмертно боец удостоен звания Героя Советского Союза.
21 сентября Анапа была освобождена. Местные жители заплатили за мирное небо высокую цену. Во время войны пали на фронтах, пропали без вести или погибли во время оккупации более пяти тысяч человек. 1500 – были угнаны в Германию. Сегодня в анапской земле покоится прах более четырех тысяч воинов, погибших при освобождении города и района. За боевые подвиги восьмерым анапчанам присвоено звание Героя Советского Союза.
Город в руинах
За годы войны и оккупации было разрушено более 90 процентов жилого фонда Анапы, а также практически все санатории, предприятия, винзаводы, школы и больницы.
– Деньги на восстановление Анапа получила только через 20 лет после войны. В отличие от Новороссийска, которому повезло больше, – город получил средства сразу. Поэтому старинные здания сохранить не удалось. Людям негде было жить, жили в землянках. Старинные здания и то, что от них осталось, потихоньку разобрали на кирпичи, чтобы построить жилые дома, – рассказала сотрудник Анапского археологического музея Светлана Рожкова.
Кстати, здание музея – одно из немногих чудом уцелевших. Оно было построено в 1907 году. До войны здесь находился детский санаторий. А после победы здание передали под музей.
Фото из фондов Анапского археологического музея