1 июля на Кубани появилась Ассоциация социально ориентированных некоммерческих организаций Краснодарского края. В ее составе семь известных общественных движений и благотворительных центров региона. У каждого свой профиль и свои задачи, но бок о бок активисты работают далеко не первый год – так легче и эффективнее.
Говорят, что мысль об официальном объединении подсказала сама жизнь. Возглавил ассоциацию руководитель Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество» Павел Снаксарев.
– Павел Борисович, как вы и ваши коллеги пришли к мысли об объединении?
– Знаете, как бывает: выехал городской человек на природу, вдохнул после автомобильных выхлопов чистого воздуха, да и потерял тут же сознание. Так и с общественной работой – надо знать, как правильно помогать людям. Сейчас в общественную работу приходит много новичков, но цели у них разные, и некоторые на фоне реальных социальных проблем хотят себя показать или продвинуть собственный бизнес. К примеру, компания приглашает людей с ограниченными возможностями здоровья посещать бассейн со скидкой, а взамен хочет, чтобы государство им за свой счет сделало подъемники.
Или вот до сих пор у меня из головы не выходит прошлогодний случай. Одна бизнес-леди предложила ребенку с ДЦП из Тимашевска приехать в Краснодар, чтобы сфотографироваться с известным певцом Сергеем Лазаревым. В машине по дороге организаторы благотворительной акции долго обсуждали, сколько им билетов дали на концерт. Лазарев, и правда, вышел, сфотографировался (наверное, была какая-то с ним личная договоренность). А потом благотворители оставили ребенка с мамой на улице – это в феврале-то, а сами спокойно пошли на концерт. Мы, мол, обещали только фото… Вот это как? Это, я считаю, за гранью морали.
Мы с коллегами на разных встречах и форумах говорили о том, что должны быть единые критерии работы общественных организаций. Причины для создания некоммерческих движений могут быть самые разные, и мы их не осуждаем, не критикуем, говорим, что у каждого своя логика. Но нормы и этические требования к человеку, который что-либо делает для других, тоже должны быть едины.
– Кто еще включен в вашу ассоциацию, и будет ли она расширяться?
– Помимо Надержинской и ее центра «Ангелы Кубани», с нами сотрудничают Союз многодетных семей «Кубанская семья» Светланы Недилько, Центр социологических исследований и Краснодарская краевая общественная организация выпускников программы подготовки управленческих кадров «Директорский корпус». Мы решили так: прием новых членов будет выноситься на общее голосование. Если все за, то организация входит, если хотя бы один воздержался (или вообще против), то нет.
Очень хотим привлечь к сотрудничеству Ассоциацию медицинских работников Краснодарского края, Ассоциацию юристов Кубани и многих других. Мы понимаем, что без профессионального подхода по всем вопросам, без профессионального взаимодействия общественные организации просто не смогут существовать. Особенно, если занимаешься проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, с талантливыми ребятами всех возрастов и социальных групп.
– В чем именно заключаются эти особенности?
– Если речь идет о детях, требующих медицинского обслуживания, то вы можете работать с ними только тогда, когда они находятся в состоянии ремиссии, когда они стабильны. В противном случае помощь может повредить. Социализация взрослого человека-инвалида и ребенка – совершенно разные вещи. Взрослый уже накопил какой-то жизненный опыт, получил образование, профессиональные навыки. У ребенка ничего этого нет.
Еще один аспект – родители, которые сопровождают инвалидов, они постоянно находятся в этой неблагоприятной ситуации, и это очень тяжело и страшно. К тому же семьи с социальными детьми чаще всего неполные и, соответственно, лишены многих возможностей.
– Вашему движению «Содружество» в этом году исполняется 20 лет. Как, по вашему мнению, общественникам в России за эти годы стало легче работать или труднее?
– Сегодня отношение государственных структур к нам другое. Нет такого, как раньше: «Идите-идите, мы разберемся». Наоборот, государство заинтересовано в профессиональных решениях назревших проблем. Мы имеем возможность постоянно взаимодействовать с представителями министерств здравоохранения, соцразвития, муниципалитетов. Мы всегда ратуем за то, чтобы общественные организации с определенной специализацией включали в состав соответствующих комиссий, в различные структуры на общественных началах, чтобы с мнением общественников считались. И наш подход к работе получил продолжение на последнем форуме «Сообщество», проходившем в Калининграде 19–20 сентября 2018 года, где как раз и говорили о профессионализме НКО.
Вот, к примеру, комиссия по закупкам. Если больной ребенок получил от государства именно то медицинское оборудование, которое ему необходимо именно сейчас, то он не поставит его, грубо говоря, в сарай, а будет им пользоваться. Можно купить что-то дешевое и абсолютно не нужное, но будет ли в этом случае выгода для государства?
Или еще один пример. В случае определенных тяжелых заболеваний ребенка очень дорого обслуживать в реанимационном отделении больницы. А вот если приобрести необходимое оборудование и установить у него дома, это будет в четыре раза дешевле. Вот пример рационального расходования бюджетных средств.
Много вопросов сейчас по транспорту – родители тяжелобольных детей не имеют права им пользоваться в отсутствие своего ребенка, что создает определенные проблемы. Но ведь этот автомобиль дан им не для собственного комфорта, а для обеспечения жизни сына или дочери. На нем инвалидную коляску перевозят…
– В решении этих вопросов и состоит задача гражданского общества?
– Почему государству необходимо гражданское общество? Если для него, по статистике, какая-то проблема видится не очень важной, то для общественников, которые постоянно занимаются данной проблемой, это вопрос насущный и жизненно необходимый. И они о нем заявляют. В итоге мы имеем государственный продукт – готовое решение. Примеры? То же трудоустройство граждан, помощь в открытии нового бизнеса, создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы можем помогать этому процессу – содействовать, продвигать, доносить полезную информацию до тех, для кого это создано.
По моему мнению, социальные группы не должны быть предметом чьей-то монопольной заинтересованности. Не для того они, чтобы на них пиариться! Мы не хотим автономного плавания. Мы, общественники, должны доступно рассказать, что для решения конкретной проблемы предоставляет государство, мы можем быть посредниками между госструктурами и нуждающимися и должны участвовать в поиске решений. Показать, что все плохо, легче легкого, совсем другое дело – разбить проблему на несколько задач и успешно их решить, пусть на это потребуется не один месяц работы или даже не один год.