Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

Таинственные истории. Как погиб экс-губернатор Санкт-Петербурга Данил Драчевский

Исследованием этой удивительной истории долгое время занимается секретарь регионального отделения Российского военно-историческо

Почти по Шекспиру

Витька зашел в пещеру и ахнул. На него смотрела огромная медвежья морда. Это потом он понял, что животное давно мертво, а поначалу даже испугался. Под звериной тушей был человеческий скелет, который в руках сжимал винтовку, переделанную под охотничье ружье.

Парнишка из партизанского отряда тогда и подумать не мог, что здесь, в окрестностях станицы Темнолесской Апшеронского района Кубани, при столь странном стечении обстоятельств он приоткроет завесу страшной тайны о своем происхождении. Это было в августе 1942-го, когда немцы заняли Мезмай.

Только многие годы спустя старожилы расскажут, что то самое необычное ружье, обнаруженное в пещере, принадлежало его прадеду – Данилу Драчевскому.

Данил Васильевич – русский военный и государственный деятель, генерал-майор, входил в Свиту Его Императорского Величества. В 1905–1914 годах был градоначальником Ростова-на-Дону, а потом Санкт-Петербурга.

Иван Бормотов
Иван Бормотов
Фото: Михаил Ступин

Википедия пишет, что генерал-майор Драчевский «погиб в 1918 году под Адлером во время красного террора». Но теперь есть повод в этом усомниться.

Исследованием этой удивительной истории долгое время занимается секретарь регионального отделения Российского военно-исторического общества в Адыгее, заслуженный путешественник России, автор 24 книг Иван Бормотов. У него хранятся архивы партизанского отряда, действовавшего на территории республики.

– Лет пять назад я был депутатом парламента Адыгеи и проводил встречу с майкопчанами, – рассказывает Иван Васильевич. – И вот подходит ко мне пожилой человек и представляется Виктором Провором, правнуком легендарного Драчевского. Так началось наше знакомство.

Родные Виктора никогда не рассказывали о происхождении семьи, а когда речь об этом заходила, то беседа под любым предлогом пресекалась. Лишь однажды, когда он приехал в форме капитана в армейский отпуск, отец как бы невзначай обронил: «Служи, сынок, может, дослужишься, как твой прадед, до генерал-майора».

Скелеты в шкафу

Однажды в 1942-м нужно было разгрузить эшелон и искать место, где спрятать продукты для партизан. Виктор Провор с товарищами начал обследовать балки и скалы в местности чуть выше станицы Темнолесской.

В одной из пещер и были найдены человеческие останки под медвежьей тушей. Казалось удивительным, что у мертвого охотника в руках была дорогая винтовка. Приклад и ложе – из красного дерева, покрыты лаком. Ствол заржавел, и затвор не открывался.

Винтовка генерал-майора, градоначальника Санкт-Петербурга Данила Васильевича Драчевского.
Винтовка генерал-майора, градоначальника Санкт-Петербурга Данила Васильевича Драчевского.
Фото: Михаил Ступин

Виктор показал уникальную находку старому казаку, и тот изумленно воскликнул:

– Да это же винтовка нашего генерал-майора, градоначальника Санкт-Петербурга Данила Васильевича Драчевского! Драчевских до революции проживало в станице Темнолесской несколько семей. Здесь в глухих лесах и прятался генерал Драчевский. Он бежал из Санкт-Петербурга, за ним охотились и белогвардейцы, и советская власть.

Однако, когда появился командир партизанского отряда, все разговоры умолкли. Он, наверное, тоже что-то знал или догадывался, но от греха подальше решил спрятать винтовку. Просто взял и забил ее глубоко в трухлявый пень.

Особа, приближенная к императору

Много лет прошло с той поры, но та находка в пещере не давала Виктору Провору покоя. Все-таки он сумел разобраться в своем происхождении, выяснил, что приходится правнуком генерал-майора Данила Драчевского. Как-то случайно в столе отца Виктор нашел документ о том, что был крещен и усыновлен в двухлетнем возрасте.

Обнаружились и другие подробности. У дочери генерала, Дарьи Драчевской, было трое детей – Елена, Александр и Владимир. Несмотря на то что все они были дворянского рода, братья в Гражданскую сражались в Первой Конной Семена Буденного, с боями дошли до Майкопа. Елена воспитала трех сыновей – Германа, Тараса и Виктора (о нем – наш рассказ). Герман умер в Канаде, а Тарас переехал из Мезмая в Иркутск, где скончался.

В этом трухлявом пне нашли винтовку экс-губернатора Санкт-Петербурга
В этом трухлявом пне нашли винтовку экс-губернатора Санкт-Петербурга
Фото: Михаил Ступин

– Сложно сказать, что произошло, но бабушка Дарья вынуждена была забрать в двухлетнем возрасте Виктора, правнука Драчевского, и отдать на воспитание своему младшему сыну Владимиру Провору, который стал приемным отцом, – поясняет Иван Бормотов. – О родном отце Виктор ничего не знает.

Приемный отец героя нашего рассказа до войны работал заведующим избой-читальней и председателем сельсовета в станице Темнолесской. Когда фашисты напали на нашу страну, ему местный райком партии поручил формировать партизанский отряд. Он был зачислен туда бойцом-бронебойщиком и назначен политруком разведгруппы. А после войны работал в Гузерипльском леспромхозе.

Краеведу Ивану Бормотову (сейчас он работает обозревателем в газете «Майкопские новости») удалось, казалось бы, невозможное – помочь отыскать ту самую «винтовку Драчевского». Все благодаря отличной памяти потомка генерал-майора.

Железнодорожный тупик, урочище Малиновая Поляна, ручей с большим камнем в русле, ивовая роща… Картина тех лет со всеми деталями крепко-накрепко запечатлелась в памяти.

– Беседуя с Виктором Провором, я составил подробную схему места, где в 1942 году была спрятана винтовка Драчевского, – продолжает исследователь. – Как-то, приехав в Мезмай, я зашел в музей кузнечного дела Кубани к Михаилу Скворцову, рассказал ему про опального царского генерала и передал схему места, где спрятана знаменитая винтовка. Однажды перед Днем Победы я вновь навестил Скворцова, и каково же было мое удивление, когда он положил предо мной этот предмет, достойный любого музея. Он, руководствуясь моей схемой, нашел тот трухлявый пень и извлек из него генеральскую винтовку.

По словам Ивана Бормотова, ему удалось ответить на многие вопросы, но кое-что остается пока неясным.

– Может быть, кого-то заинтересует этот рассказ, и останки губернатора Санкт-Петербурга, особы, приближенной к императору, похоронят по православным обычаям, – говорит краевед. – Местонахождение их еще предстоит установить и идентифицировать. И тогда в биографии Данила Драчевского появится место его захоронения и одной тайной в этом мире станет меньше.

P.S.:

По словам Ивана Бормотова, сейчас Виктора Провора забрала жить к себе его дочь в Краснодар. Но, к сожалению, нового адреса никто из старых соседей не записал. Если сам Виктор Владимирович или его родственники откликнутся, то читателей будет ждать продолжение начатой нами истории.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies