Дорога завтрашнего дня
Как отметил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев на сессии Законодательного Собрания Краснодарского края, этот объект будет достроен не в 2025 году, а в 2024-м – на год раньше запланированного срока.
Сегодня проект уже в работе.
– Новый Яблоновский мост поможет значительно улучшить ситуацию на кубанских дорогах, особенно при въезде в Краснодар и выезде из него, – рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Александр Писаренко. – На этих направлениях сегодня наиболее интенсивное движение транспорта, случаются заторы. Проект строительства нового моста реализуется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его основные задачи – увеличить протяженность улично-дорожной сети крупнейших агломераций в нормативном состоянии и обеспечить безопасность дорожного движения. Краснодарский край на четыре месяца раньше установленного национальным проектом срока завершил работы по ремонту улично-дорожной сети.
Замминистра транспорта и дорожного хозяйства края считает, что завершить нацпроект раньше срока удалось за счет слаженной работы всей команды. На базе министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края был создана рабочая группа. В ее состав вошли представители заказчика, муниципальных образований, ОНФ, Законодательного Собрания края, ГИБДД. Скоординированная работа позволила максимально быстро принимать решения без ущерба для качества.
Строительство нового моста началось в текущем году. Работы идут по графику.
Яблоновский мост – объект межрегионального значения. Он является началом федерального маршрута А-146 Краснодар – Новороссийск, который обеспечивает транспортные связи кубанской столицы с Черноморским побережьем, морским портом Новороссийск и юго-западной частью Краснодарского края. По нему осуществляется ежедневная маятниковая миграция населения.
Существующий мост устарел и не справляется с огромным потоком машин. Сегодня самый простой и очевидный объездной путь – Тургеневский мост в Краснодаре, но и он существенно перегружен. Добраться с одного берега Кубани на другой можно и на паромной переправе, а также через шлюзы Краснодарского водохранилища.
В связи с активным жилищным строительством транспортная нагрузка на участок Яблоновского моста значительно увеличилась. При этом путепровод ведет к трассе в направлении Черного моря. Для обеспечения безопасности граждан в связи с ветхим состоянием моста в 2019 году движение транспорта по нему было ограничено – теперь здесь могут проезжать только легковые автомобили.
О необходимости возведения нового моста говорили и власти кубанской столицы. Мэр Краснодара Евгений Первышов еще год назад отмечал, что новый Яблоновский мост, безусловно, нужен. Но при этом он подчеркивал, что самостоятельно такое строительство муниципалитету не потянуть. Стоимость возведения нового моста более 7 млрд. рублей. А это почти треть городского бюджета вместе со всеми дотациями и субсидиями.
Приступить к сооружению нового Яблоновского моста удалось благодаря активной позиции губернатора Кубани Вениамина Кондратьева и включению объекта в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с софинансированием из федерального бюджета. Краевые власти долго лоббировали этот проект на федеральном уровне и, наконец, в нынешнем году его строительство началось.
Как рассказали «КН» в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства, это будет уникальное инженерно-техническое сооружение. Длина металлических пролетных строений превысит 100 метров, а протяженность мостового перехода составит 1,1 км, в том числе длина самого моста – 478 метров. Он будет четырехполосным, с тротуаром и велосипедной дорожкой. Мост станет продолжением краснодарской ул. Захарова.
Общая стоимость объекта – 7,4 млрд. рублей. В эту стоимость включены затраты на проектирование, отвод и выкуп земельных участков, перенос коммуникаций, снос зданий и сооружений, а также непосредственно строительно-монтажные работы. В октябре 2019 года министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключило контракт с подрядной организацией на строительство одного из этапов на общую сумму 511,8 млн. рублей. Срок завершения работ по контракту – конец этого года.
Всего на строительство Яблоновского моста в 2020 году предусмотрено 1 077 млн. рублей, из них 564 млн. – средства федерального бюджета. Подрядные работы выполняет организация, которая ранее занималась реконструкцией Садового и Северных мостов в Краснодаре, а также путепровода через реку Цемес в Новороссийске.
Как рассказали в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства, уже проведены подготовительные работы, установлены три опоры с 62 сваями на левом берегу реки Кубань из семи необходимых, перестроено 337 метров газопровода – 77 процентов. Близится к завершению устройство фундаментов армогрунтовых подпорных стен и специальных вспомогательных сооружений для монтажа пролетного строения.
Работа идет в три смены силами более 100 человек. Задействовано 15 единиц тяжелой специализированной техники и 10 единиц малой механизации.
…Краеведы рассказывают, что 9 мая 1887 года был открыт железнодорожный мост, соединяющий Екатеринодар с противоположным берегом реки Кубань. Он стал не только ключевым участком, по которому понеслись поезда к Черному морю, но и чрезвычайно способствовал освоению прилегающих территорий. Именно в то время на левом берегу Кубани стали появляться хаты первых казачьих поселенцев.
В первые годы советской власти на Кубани появлялись проекты строительства пешеходного моста через Кубань. И в итоге такой появился в 1926 году. Правда, сделан он был из дерева. Кстати, забегая вперед, скажем, – именно на его месте находится сегодня современная железобетонная мостовая конструкция.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны незамедлительно на месте разрушенного началось строительство нового автодорожного моста. Важность его с каждым годом возрастала. Не в последнюю очередь из-за того, что разрастались населенные пункты вблизи города. В 1958 году решением Краснодарского краевого исполкома Совета народных депутатов хутор Яблоновский получил статус рабочего поселка и был соединен с аулами Новым Кошехаблем, Хаджимуковым и Вторым отделением Адыгейского овощного совхоза.
Сегодня Яблоновский – поселок городского типа, в котором проживает почти 39 тыс. человек. Это – второй по численности местных жителей (после Майкопа) населенный пункт Республики Адыгея.
В июле 2008 года движение большегрузных автомобилей по старому Яблоновскому мосту было временно прекращено из-за ухудшения состояния опор и их ремонта. В мае 2012 года здесь было полностью обновлено асфальтное покрытие на мосту. Однако в прошлом году движение грузового транспорта и автобусов все-таки опять приостановили.
При поддержке краевых властей муниципалитет провел ремонт температурных швов, укрепил верхнюю часть моста, но не опоры. Ранее по просьбе мэрии эксперты кафедры транспортных сооружений Краснодарского государственного технологического университета провели детальное обследование объекта. Они подтвердили, что нагрузки от тяжелого транспорта могут привести к полной остановке движения по мосту.
Решение – ограничить движение грузового и пассажирского транспорта и скорректировать транспортные потоки. По Тургеневскому мосту сейчас разрешено двигаться любому транспорту, а по Яблоновскому – только легковушкам. Также некоторые междугородние маршруты поменяли движение и пошли вдоль шлюзов Краснодарского водохранилища.
По мнению городских властей, сейчас, пока строится новый мост, одна из главных задач – сохранить работоспособным существующий Яблоновский мост.
В этом году на выполнение работ на двенадцати мостах Краснодарского края выделено около 1,4 млрд. рублей. Планируется реконструировать восемь мостовых переходов, три – капитально отремонтировать и еще на одном продолжить строительство.
Новый Яблоновский мост, конечно, в этом ряду – самый масштабный проект межрегионального значения. Ведь он соединит два субъекта федерации – Кубань и Адыгею.
Также в этом году намечено завершить капительный ремонт еще трех мостов: через реку Мирнушку на автодороге Майкоп – Туапсе, через реку Цеце на дороге станица Кубанская – станица Саратовская и через реку Полтавский Ерик на дороге хутор Трудобеликовский – станица Полтавская. По этим объектам общее финансирование на 2020 год составляет 104,2 млн. рублей.
Работы по реконструкции ведутся на восьми мостах, расположенных на региональных дорогах: через ручей в Апшеронском районе, через канал Неволька в Лабинском районе, через реку Большое Псеушхо в Туапсинском районе, через один из каналов в Абинском районе и на территории Горячего Ключа над реками Балка Шкелюк, Камышаная Балка, Цеце и Кура-Цеце. На реконструкцию мостов в этом году предусмотрено в общей сложности 208,5 млн. рублей.
Работы по реконструкции мостов через реку Большое Псеушхо и Кура-Цеце выполняются в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».