Мультимедийная выставка Политехнического музея, разработанная при участии российских ученых и Национальной иммунобиологической компании («Нацимбио») Госкорпорации Ростех, прошла в Краснодаре.
Первые экспозиции были посвящены болезням и эпидемиям в истории и литературе: от оспы и чумы до ковида.
– На протяжении тысячелетий ни дня не проходило, чтобы человечество не страдало от инфекционных заболеваний. Боккаччо в «Декамероне» противостоял чуме, Альбер Камю в своем романе «Чума» искал природу появления этой болезни внутри человека, а не во вне, – отметил в своей первой вступительной речи один из организаторов выставки и ее ведущий спикер Сергей Рыков.
Он знакомил присутствующих с историей зарождения эпидемий, терзавших человечество в разные века, сопровождал посетителей в четырех залах с разными экспозициями, рассказывал с юмором о том, что самим читать на стендах не так уж интересно. Вокруг невероятное количество инфографики, глаза разбегаются, хочется разглядеть все, рассмотреть каждую деталь под микроскопом. Но он, к сожалению, вместе с билетами не прилагался.
В первом зале темно, включен приглушенный свет, только виден белый шрифт на полотнах и аккуратно подсвечиваются крупные стенды с инфографикой. Есть здесь портреты исторических личностей, чью жизнь унесли болезни и вирусы – это фараон Рамзес V, умерший, вероятно, от оспы, художник Тициан, умерший от чумы, Петр Чайковский, скончавшийся от холеры, актриса Вера Холодная – от «испанки», Фредди Меркьюри и Айзек Азимов – от ВИЧ-инфекции.
Особое место выделено для стендов с полотнами художников, изобразивших инфекции и вирусы в устрашающих образах. Нашлось здесь место и для одной из самых популярных картин швейцарского живописца Арнольда Беклина – «Чума» (1898). На ней изображена Болезнь в образе Смерти, которая как бы восседает на крылатом драконе и мчится над городом, беспощадно убивая людей огромной косой. На полотне Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти» (1561–1563) изображена целая армия скелетов, подвергающая мирный люд безжалостным пыткам и мукам на выжженной бесплодной земле.
Все полотна разные, но посыл у них один – они передают настроения тревоги и неопределенности, которые царили в Европе в разные века с приходом в мир страшных болезней и вирусов.
– О природе возникновения патогенов, безусловно, не было ничего понятно. Столкнувшись с ними впервые, люди думали, что боги их наказывают за неправильную жизнь. По гравюрам, литературным произведениям становится понятно, что страх перед вирусами был огромным, оттого мастера слова и кисти изображали болезни в образе Смерти, – отметил Сергей Рыков.
Исторический раздел выставки постепенно сменяется научным. Он целиком и полностью посвящен возбудителям разных болезней и тому, как медики и ученые борются с ними – создают вакцины и препараты, одолевающие вирусы в человеческом организме. В зале на стендах изображены микроорганизмы, внешний вид которых напоминает, скорее, обычные предметы из жизни, а порою и продукты.
Вот бактериофаг. Глядя на него, в памяти возникает образ молота известного персонажа из вселенной Marvel – Тора. Туберкулезная палочка на вид, как хот-дог, а вот вирус Эбола почему-то очень похож на малосольный огурец – он тоже вытянутой цилиндрической формы и пупырчатый на вид.
– Аденовирус – самая распространенная инфекция, которую начали изучать в конце 50-х – начале 70-х годов. Она является возбудителем ОРВИ и попадает в человеческий организм ежегодно. Благодаря исследованиям наши ученые в советское время смогли за короткий период создать вакцину, способную победить микроорганизм, похожий на пыль, – рассказал спикер.
Подробнее об этом рассказал ученый Михаил Гельфанд. Нет, известный биоинформатик не приехал в Краснодар на открытие выставки, но организаторы нашли способ дать ему слово. В научном разделе были отдельные стенды, подготовленные совместно с российским ученым. Изучив их, можно было узнать, в том числе, и мнение Михаила Сергеевича о том, почему до сих пор нет вакцины от всех болезней.
Третий раздел продолжает тему второго – он тоже связан с наукой, вот только все его стенды посвящены одной конкретной теме – иммунитету. Здесь можно узнать о существовании разработанного программистами совместно с Министерством науки и высшего образования РФ приложении «Прививки – личный календарь». Это, по сути, оптимальный график вакцинации. В нем можно узнать, от каких вирусов и инфекций на данный момент следует вакцинироваться, в каком возрасте можно сделать прививку от той или иной болезни.
– У нас есть устоявшееся мнение, что вакцинироваться нужно только в раннем возрасте. Будучи взрослыми самостоятельными людьми, мы не обращаемся в поликлинику за повторной вакцинацией, хотя действие любого лекарства и препарата всегда ограничено. То есть существуют вакцины, которые нужно регулярно делать, и это касается не только ковида. Есть десятки вакцин от болезней, существующих в южных странах. Например, перед путешествием в Южную Азию или Африку обязательно нужно делать вакцину от той же малярии и ряда других болезней. Чтобы люди не забывали об этом, им необходимо наше приложение, – рассказал Сергей Рыков.
В четвертом, последнем зале можно было посмотреть на работы известных фотографов, которые во время локдауна делали портреты медработников из «красной зоны», фотографировали пустые улицы столицы, а также гуляющих в масках и перчатках людей. Здесь также был установлен огромный экран с миниатюрами «жизни в ZOOM», которые можно разглядывать очень долго. Вот в маленьком «окошечке» лежит человек со своим ушастым и хвостатым другом, взгляд его потухший, видимо надоело ему второй час слушать лекцию от преподавателя в университете. А в другом «окне» кто-то играет на гитаре, вероятно, этот человек решил собраться со своими друзьями дистанционно.
И таких историй можно придумать много. ZOOM и другие программы для общения в сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, как и коронавирус, с которым люди тоже уже научились жить и который уже скоро медики смогут победить.