Кубанские Новости
Общество

Не только Сочи и Крымский мост

Не только Сочи и Крымский мост
Сергей Шведко
Наш специальный корреспондент Сергей Шведко: главное в «эпохе Путина», что все хорошее в России мы считаем чем-то обычным.

Знаете, что в первую очередь поражает иноземца, когда он попадает на Кубань? Дороги! Говорю вам это с полной уверенностью. Поскольку до сих пор не забыл тот культурный шок, который испытал в 2014 году, когда переезжал из Донбасса. Как сейчас, помню дорогу из Краснодара в сторону Ейска, по которой ехал впервые в жизни. Смотрел на современную ровную трассу с чистыми обочинами как на чудо невиданное. Хорошо, что тогда мой путь шел не по М-4. А то шок был бы еще больше. Видно, судьба постепенно приучала к хорошему.

Через пару недель нечто подобное испытала моя супруга, которая ехала за мной, как жена декабриста – в сибирскую ссылку, а оказалась в одной из лучших станиц мира – Каневской. Еще через месяц – знакомый, который перевозил наш нехитрый скарб к новому месту жительства. Его микроавтобус сначала, ловко объезжая ямы, трясся по донецким ухабам, потом потихоньку привыкал к скорости на отремонтированной дороге в Ростов. Но когда мы миновали мост через Ею и колеса запели на гладком асфальте, водитель не мог сдержать восхищения: «Это настоящая Европа!» Большей похвалы в его лексиконе тогда не было.

Людям, которые живут на Кубани всю жизнь, такое чувство, наверное, незнакомо. Вокруг них все это строилось постепенно, к тому же человек очень быстро перестает замечать что-то хорошее. То ли дело реверсное движение, из-за которого приходится стоять в пробках. Или незаасфальтированная улица возле дома. Вот это возмущает, и хочется спросить вслед за другими: куда смотрит правительство? И такое праведное недовольство постоянно зудит в голове. Пока тебе не с чем сравнить свою жизнь…

В этой связи вспоминаю широко раскрытые глаза наших волонтеров, с которыми мне недавно довелось отвозить гуманитарку на Запорожское направление. Как только мы проехали Чонгар и въехали на территорию новых регионов, дорога превратилась в направление. Ямы такие, как будто еще с Великой Отечественной остались. До Мелитополя – сущий автомобильный ад. Но и потом – ненамного лучше.

– Да что ж это такое? Здесь что, никогда ремонта не было? – водитель Андрей уже не мог сдержать эмоций.

– Представь, не было. Последние лет 10 точно!

Он только покачал головой. Потом в течение дня опять качал, глядя на обшарпанные здания школ, детсадов, амбулаторий.

– Знаешь, – говорю, – вот так бы и у нас было, если бы не Путин.

Андрей кивнул в знак согласия.

Вообще, по моему глубокому убеждению, сегодняшняя Украина – наглядный пример того, до чего бы дошла Россия, если бы 23 года назад к власти не пришел наш президент. Сегодня соседнее государство – нищая колония, из которой пачками бежит народ и которую пользуют по своему усмотрению зарубежные хозяева. Хотя старшее поколение прекрасно помнит, что в 90-х в нашем государстве тоже все к этому шло. И главная заслуга российского лидера перед своим народом в том, что этого не случилось. Что сегодня Российская Федерация является великой, по-настоящему независимой страной, которую не раздирают на клочья межнациональные конфликты. Что подавляющее большинство наших сограждан испытывают гордость за свою державу и связывают с ней свое будущее. Именно поэтому рейтинг Путина все это время держится на рекордных для любого политика отметках.

А что касается нашего региона, то здесь каждый назовет, по крайней мере, два объекта, которые люди связывают с главой государства и которыми гордится вся страна. Это олимпийский Сочи и Крымский мост. Согласитесь, ни первого, ни второго без него не было бы. Но даже не они самое важное для обычного жителя Кубани. А те 14 нацпроектов, которые реализуются в рамках знаменитого майского указа Владимира Путина. Это настоящая система развития государства, причем с упором на местные реалии.

«Экономика строится таким образом, чтобы растущий бюджет позволял обеспечить людям достойную жизнь. А это и дороги, по которым мы ездим, и больницы, в которых мы лечимся, и школы, в которых учатся наши дети, и условия, в которых мы работаем», – так в свое время объяснял журналистам глубокую взаимосвязь нацпроектов губернатор края Вениамин Кондратьев.

И, кстати, качественные дороги, которые когда-то так удивили меня на Кубани, это тоже нацпроект в развитие путинского указа. Как и строительство школ, которых только в Анапе в прошлом году было открыто целых две. И детсадов с больницами, и всего прочего, что мы так быстро перестаем замечать, считая само собой разумеющимся.

И это на самом деле очень хорошо. Потому что лучше привыкать к хорошему, чем к разрухе. Не так ли?