Администрация Краснодарского края совместно с учеными отраслевых институтов, Азово-Черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» и территориальным управлением «Росрыболовство» разработали план по восстановлению продуктивности Азовских лиманов, где в лучшие годы воспроизводилось до 80 процентов молоди судака и вся молодь тарани, формирующие основные запасы некогда самого рыбного моря планеты.
– Артем Геннадьевич, из каких направлений складывается рыбохозяйственный комплекс края?
Если по вылову рыбы в наших морях мы не можем конкурировать с другими прибрежными регионами – нас не омывают воды океанов, то по объему производства прудовой рыбы наш край в числе лидеров не только Южного федерального округа, но и всей страны. В прошлом году мы вырастили около 20 тысяч тонн такой продукции. Это 10 процентов всего российского производства.
Слагаемых здесь несколько – большие площади прудов и естественных водоемов и подходящие климатические условия. Я бы сюда добавил и еще один фактор – мастерство наших рыбоводов.
– А каковы объемы добычи рыбы морской?
– Примерно в тех же пределах. Но, должен признать, это несколько меньше, чем годом ранее.
– И с чем это связано?
– Если в прудах и дамбирующих водоемах – мы сами хозяева, то в морях картина иная. Идет снижение запасов морской рыбы. Основные запасы наших морей, 80 процентов, – это хамса, тюлька, килька и бычок. По азовской хамсе идет сокращение и добычи, и численности стада. Предвижу закономерный вопрос, в чем причина. Этой проблемой сейчас усиленно занимается наука.
Страдаем не только мы, но и рыбаки Крыма и Севастополя. Если говорить в цифрах, то уловы сократились на 20 процентов по всему бассейну. Это настораживает, так как страдают и рыболовецкий флот, и переработка.
Администрация Краснодарского края уже не раз инициировала перед Федеральным агентством по рыболовству введение временных ограничений по добыче рыбы. Это закрытие отдельных промысловых районов Азовского и Черного морей, сокращение сроков путины. Например, с 1 января – вылов хамсы. Рыбе надо спокойно отнереститься. Тогда можно через несколько лет говорить об увеличении объемов добычи морской рыбы.
Конечно, запасы морской рыбы небезграничны и их надо периодически восстанавливать. Это вполне возможно.
– Речь идет, в основном, о хамсе, а как с выловом других видов рыб?
– Здесь динамика положительная. В прошлом году вылов такой ценной рыбы, как барабуля, увеличился сразу на 174 процента, кефали – на 158 процентов. Растут выловы ставриды, черноморской селедки, камбалы. Пестрая картина получается. Надеемся, что наука скоро даст свой ответ, почему по массовым видам рыб идет снижение их численности, а тут – рост.
– Может быть, надо регулировать и использование орудий лова?
– Сейчас это тоже один из основных вопросов. Некоторые федеральные структуры выступают с предложением снять всякие ограничения по орудиям лова. Администрация Краснодарского края категорически против. Главный аргумент – идет снижение рыбных запасов и надо принимать ограничительные меры, ведь так можно свалиться ниже точки невозврата возобновления рыбных запасов. Впереди большая работа.
В разработке правил рыболовства администрация нашего края сотрудничает и с Республикой Абхазия. Это вопросы межгосударственных отношений, и в российско-абхазской комиссии работают представители краевой власти. Есть хамса азовская, а есть – черноморская. В районе Сочи она смешивается. И очень важно здесь выработать единые правила «игры», чтобы сохранить маточные стада ценной рыбы двух морей.
Стоит также отметить, что с присоединением Крыма и Севастополя увеличилась промысловая нагрузка на запасы рыбы у нашего побережья. И поэтому, в том числе, администрация Краснодарского края так настойчиво выступает за введение ограничительных мер.
– Рыбодобывающие предприятия края рассчитывают только на свои силы? Есть ли в этой отрасли меры государственной поддержки?
– В программе развития кубанского АПК есть подпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса края, согласно которой предусмотрено выделение предприятиям субсидий. Доплаты идут за каждый килограмм выловленной рыбы и на производство рыбной продукции. Надо отметить, что, в отличие от господдержки развития, скажем, животноводства, где субсидирование идет на основе софинансирования с федеральным бюджетом, предприятия нашего комплекса датируются только из бюджета Краснодарского края. Соответствующей федеральной программы пока нет. В этом году нам выделено 30,5 миллиона рублей.
Кроме того, 15 миллионов рублей администрация края выделила на новое направление – компенсации части затрат на приобретение оборудования. Это делается с целью стимулировать рыбодобывающие предприятия не вывозить продукцию на переработку за пределы края, а отправлять сырье на наши перерабатывающие предприятия. Мы сами должны производить конечную рыбную продукцию с добавленной стоимостью. Пока, к сожалению, еще рыбные консервы из черноморской кильки, произведенные в Подмосковье, не редкость на прилавках наших магазинов. Но это пока.
– Как формируются рыбоводные участки для выращивания прудовой рыбы?
– Площади рыборазводных участков сейчас сокращены. Если в 2014 году, когда был принят федеральный закон об аквакультуре, в нашем пользовании было 34 тысячи гектаров водной глади, то сейчас площадь рыбоводных участков сокращена до 29 тысяч гектаров. Мы провели детальный научный анализ таких участков и исключили из оборота наименее перспективные. В интенсивной работе оставили только высокопродуктивные участки. И на меньших площадях, как было уже сказано, мы производим сейчас гораздо больше товарной рыбы.
В прошлом году министерство сельского хозяйства провело четыре заседания комиссии по определению рыбоводных участков. Их было сформировано 36, а это 1600 гектаров. Мы не формируем рыбоводные участки в границах населенных пунктов, чтобы дать возможность местному населению заниматься любительским рыболовством. Иногда все-таки приходится делать исключения, но это с согласия депутатов сельского поселения.
– По какому принципу сейчас формируются рыболовецкие хозяйства?
– Сейчас мы возвращаемся к практике прошлых лет, когда формировались крупные рыбхозы на дамбированных участках рек, как это было еще в прошлом веке. Это Калниболотский рыбхоз, Выселковский, Тихорецкий, Кореновский. Сама жизнь заставила вернуться к этому. Только так можно добиваться экономической эффективности рыбных хозяйств.
Прудовые хозяйства мы рассматриваем, в первую очередь, как поставщиков высококачественного посадочного материала для рыболовецких хозяйств, которые осуществляют свою деятельность на степных реках.
Добавлю несколько слов о морекультуре – выращивании мидий и устриц. Здесь очень хороший рынок сбыта с учетом огромного количества приезжающих к нам отдыхающих. В прошлом году объемы значительно возросли. Так было получено более 160 тонн моллюсков. В два раза выросло производство устриц.
– Артем Геннадьевич, администрация Краснодарского края всерьез занялась вопросами восстановления продуктивности Азовских лиманов, чего в былые годы не отмечалось. Вице-губернатор Кубани Андрей Коробка на заседаниях рыбохозяйственного совета региона отмечает, что из 190 тысяч гектаров водной глади пригодными для нереста рыбы сейчас остаются не больше 40 тысяч. Лиманы зарастают водорослями и камышом. Какая здесь идет работа?
– Для решения проблем Азовских лиманов при министерстве сельского хозяйства была создана межведомственная комиссия, которая разработала программу расчистки естественных водоемов и согласовала ее с Федеральным агентством по рыболовству. Это трехлетний план по выпуску растительноядных рыб. Он уже близок к завершению. Но программа эта не будет закрыта и в последующие годы. Мы должны выйти на объемы зарыбления лиманов в тех объемах, которые нам рекомендует наука. И этим мы сейчас усиленно занимаемся.
Именно биологическая мелиорация – зарыбление водоемов растительноядными вилами рыб – является наиболее эффективным и низкозатратным методом восстановления потенциала некогда богатейших водоемов. Для того чтобы как можно полнее проводить биологическую мелиорацию, нам надо ежегодно выпускать в водоемы 22 миллиона штук молоди. Пока мы далеки от этой цифры, но за последние пару лет значительно, в разы, увеличили производство молоди этих ценных видов рыб и их выпуск в водоемы. Такую работу будем усиленно продолжать и дальше.
На все нужны деньги. И мы их ищем. Нашли понимание с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства по восстановлению рыбных запасов.
В первую очередь сейчас идет зарыбление Куликово-Курчанской группы лиманов, что в Темрюкском районе. По оценке ученых, именно здесь сложилась самая критическая экологическая ситуация.
– Только ли биологической мелиорацией ограничиваются мероприятия по очистке лиманов?
– В рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края» будет проведена расчистка десяти каналов и гирл, определенных рыбохозяйственной наукой. В прошлом году уже был очищен Васильчиков ерик. Это канал, который соединяет реку Протоку с Ахтарско-Гливенской системой лиманов. Мы улучшили подачу пресной воды, и это очень радует, так как уменьшится засоление этих водоемов морской водой. Проделана важная работа, потому что, если превышен порог солености воды, рыба перестает нереститься.
Продолжаем эту работу по Приморско-Курчанской группе лиманов, готовится документация на углубительные работы других водных объектов и межлиманных соединений.
Начали работу теперь уже над пятилетним планом восстановления Азовских лиманов, который начнем реализовывать с 2020 года. Цели прежние: биологическая мелиорация и механическая очистка водоемов.
Осетровые возвращаются
Около пяти миллионов «царской рыбы» разного возраста будет выпущено в водоемы Кубани за шесть лет – с 2018-го по 2024 год. Ежегодно в период с июня по август «Кубаньбиоресурсы» (учреждение министерства природных ресурсов Краснодарского края) выпускает в природные водоемы молодь различных видов осетровых, занесенных в Красную книгу нашего региона. Подробнее о дальнейших планах корреспонденту «КН» рассказал директор учреждения, профессор Михаил Чебанов:
– В рамках только минувшего Года экологии в реку Кубань было выпущено более трех тысяч особей осетровых пород – это молодь белуги, стерляди, севрюги и русского осетра. А на протяжении последних шести лет в Азово-Кубанский бассейн уже выпущено более 175 тысяч разнообразных особей. У нас в крае сохранением генофонда осетровых занимается специализированный центр. Он имеет единственную в мире живую генетическую коллекцию всех видов осетровых рыб, в том числе и исчезающих.
По поручению председателя Законодательного Собрания края Юрия Бурлачко, в мероприятиях по сохранению и восстановлению генофонда рыб, занесенных в Красную книгу региона, совместно с министерством природных ресурсов администрации Краснодарского края принимает участие профильный комитет ЗСК. Работа по сохранению биоресурсов носит системный характер, еще начиная с 2005 года, когда стартовала долгосрочная программа. За это время достигнуты значительные успехи: создан краевой центр генофонда осетровых, возобновлено искусственное воспроизводство видов, которые ранее не воспроизводились или их воспроизводство было прекращено более 20 лет назад.
Наш край является одним из немногих регионов страны, где проявляется реальная забота о сохранении ценных биоресурсов. И результат налицо. Благодаря принятой в Краснодарском крае стратегии сохранения осетровых, новой редакции Красной книги региона природный статус стерляди был снижен сразу на несколько позиций – с категории CR – «Находящийся в критическом состоянии» до VU – «Уязвимый», то есть – относительно устойчивой популяции, поддерживаемой искусственным воспроизводством.
Эффективность принятой в крае стратегии сохранения осетровых пород рыб уже получила документальное подтверждение. Для ускорения экологической адаптации в естественных условиях мы выбрали прибрежную зону Краснодарского водохранилища в районе мола, отделяющего акваторию от зоны порта и основных гидросооружений. И, как видно, не ошиблись.