Российский автогонщик – 24-летний пилот «Russian Time» Артем Маркелов до домашней гонки в Сочи мало кому был знаком.
С 2014-го он выступает в «Формуле 2», этим классом наши автолюбители интересуются неохотно, а телекомпании и вовсе не показывают эти соревнования. Хотя зрелищ там тоже хватает: по итогам прошлого сезона парень стал вице-чемпионом и подписал контракт тест-пилота «Рено».
Именно на кубанской земле он дебютировал в «Формуле 1», выступив в официальной сессии Гран-при. В интервью «КН» он рассказал, каково это гоняться на больших скоростях и тестировать машину своего напарника по команде.
– Как тебе в Сочи?
– Здесь я чувствую себя как дома: все говорят по-русски, очень много местных фанатов. Первые дни даже было непривычно, ведь весь год проездил в Европе.
– Еще и еда местная… Чем тебя здесь успели покормить?
– Вообще, в «Формуле 2» специфический кейтеринг (банкет на выезде, который организовывают кафе и рестораны. – Прим. авт.). Что дают, то и ем. Сегодня, например, на обед были макароны и гуляш. А в целом перед гонкой стараюсь есть за час – полтора. Иначе, беда. Особенно это чувствуется во время гонок «Формулы 1». Я как-то просто попил воды, и меня всю тренировку выворачивало наружу. Чувствовал, как она ходит внутри. И при этом я ничего не мог сделать, останавливаться нельзя. Пришлось держаться до конца. Теперь больше так не делаю – не ем и не пью до конца тренировочного или соревновательного дня.
– Каково это быть тест-пилотом?
– Боевым пилотом, конечно, быть лучше. Но тест-пилотом тоже неплохо, ведь ты находишься в команде, работаешь с ней, набираешься опыта и ждешь своего шанса показать себя.
– Как тебе местная трасса? Многие называют ее неудобной, так как есть узкие участки, где сложно обгонять.
– Везде можно обогнать – это дело случая. Соперник впереди ошибется и все. В любом повороте у тебя есть шанс его превзойти. Просто он может от тебя закрыться, а может, и нет. Трасса в Сочи очень скоростная и в тот же момент среднескоростная – есть быстрые повороты. Последний сектор с многочисленными поворотами: там можно выиграть время и в то же время потерять.
– В Сочи ты сел за руль машины «Формулы 1» своего коллеги – Карлоса Сайнса. Не боялся, что можешь ее разбить во время тренировочных заездов и таким образом оставить его без болида?
– Конечно, было волнение, что машина может сломаться или я ничего не проеду и уйду с трассы раньше времени. Но я старался об этом не думать и двигался вперед.
–Как справлялся с волнением?
– У меня есть ритуал – обычно накануне гонки я слушаю музыку. Потом перед самым стартом пытаюсь напевать ее про себя, чтобы ни на что не отвлекаться. То же самое я проделываю и за рулем. Вы не поверите, но голова при этом отключается. Бывало даже такое, я приезжал после заезда, инженер меня спрашивал, как вела себя машина, а я ничего не мог сказать.
– И что это за музыка?
– Раньше я слушал русский рэп, сейчас в Монако у меня есть трек, которому не изменяю 3–4 года подряд. Приезжаю на уик-энд и ставлю его на повтор –легкий драм-н-бейс (жанр электронной музыки. – Прим. авт.).
– Как тебе тренировка и дебют в «Формуле 1»?
– Все прошло очень хорошо. Команда довольна, и я тоже рад, что удалось выполнить задачи, которые передо мною стояли. У нас было несколько аэротестов, все они прошли достаточно удачно. Надеюсь, что еще сяду за руль болида «Формулы 1». Пока мои шансы 50 на 50. Месяца через полтора все станет известно.
– Сразу после заездов в «Формуле 1» ты пересел на машину класса ниже – на «Формулу 2». Как ощущения?
– Если честно, то совсем не хотелось возвращаться в «Формулу 2». Надо было и стиль пилотирования менять, ведь машина более медленная, тяжелая, как кораблик на волнах. Техника другая – не агрессивная на поворотах. Но со второго круга уже все было хорошо. Мы пробовали разные шинные стратегии, одна из которых нам не очень понравилась, поскольку резина не выдержала нагрузку.
– Можно ли сравнить твои чувства, например, если пересесть с «Жигулей» на «Мерседес»?
– Я бы сказал с «Ламборгини» на «Бэнтли».
– Автоспорт – очень дорогой вид спорта. Тебя можно назвать золотым мальчиком?
– (Задумался) Тяжело сказать. Если бы я был золотым мальчиком, то легко бы раскидывался деньгами. И ездил на «Геликах», которые постоянно разбивал бы. Но я занимаюсь спортом, и мой отец это поддерживает. Я не выкидываю деньги на ветер – у меня их на самом деле нет. Отец очень сильно ограничивает в этом и не дает зазвездиться, в случае чего сразу приземляет. Не дает слабину: если я даже хорошо проехал в Монако, он не поздравит, а спросит – почему я не проехал еще лучше.
– Однако во время твоей победы в Монако он пустил слезу…
– Да, я видел этот момент. Очень редко такое увидишь, но от этого получаешь удовольствие.
– Какой ты водитель в жизни?
– Я не езжу за рулем. Раньше был чуть-чуть сумасшедшим, очень любил быстро ездить, но потом успокоился. Хотя по сей день, когда сажусь за руль, меня начинают бесить все остальные водители, потому что один едет 40 км/ч, другой – 90… У меня есть личный водитель – вместе работаем семь лет, с ним я – как с родным братом.
– А где лучше ездят – в России или в Европе?
– В Европе, конечно. В России – это крах. Кстати, за границей я более спокойный за рулем. Но в России стараюсь ехать с кем-то рядом.
– Если бы не автоспорт, чем хотел бы заниматься?
– Сложный вопрос, ведь я гонялся всю жизнь. Я хотел бы стать миллиардером – это было бы здорово! Это считается (смеется)?
P.S.
Победу в «Формуле 2» одержал лидер чемпионата Джордж Расселл из команды «Мерседес».
Второе место досталось Сержио Сетте Камара из «Ред Булла», тройку лучших замкнул Александер Албон из «ДАМС».
Артем Маркелов финишировал на пятом месте. Его напарник по команде, Тадасуке Макино, стал одиннадцатым.