Сегодня железная дорога Армавир – Ставрополь, которую в народе ласково называют Туапсинка, осталась лишь в воспоминаниях да сюрреалистических пейзажах с безжизненными руинами. Любители экстремальных путешествий приезжают, чтобы сделать селфи на их фоне. Арочные мосты, разрушенные виадуки и верстовые столбы вдохновляют художников и фотографов и будоражат воображение каждого, кто попадает в эти места.
Когда выдалась командировка в Успенский район, первой мелькнула мысль – вот бы воочию увидеть остатки царской старинной дороги.
Нашелся и проводник – библиотекарь Светлана Ермичева. Кажется, знает все о каждом камешке Ставропольской возвышенности. Повезло, решили мы. И только увидев величественные руины, поняли – насколько.
Железную дорогу запустили в 1917 году, но бурные события начала века не дали ей выполнить свое главное предназначение – стать хлебной жилой, соединяющей плодородные южные губернии с черноморским портом. Просуществовав всего шесть лет, Туапсинка была разрушена. Белыми? Красными? Зелеными? Степь цепко хранит свою тайну.
Восстанавливать ее не стали – сложные рельефы, грунты. Вся конструкция сильно пострадала от оползней.
– Уцелевшие рельсы сняли и увезли. А вот переплавили или уложили в другую дорогу – этого не удалось узнать, – рассказывает Светлана Ермичева, которая собирала историю здешних мест по крупицам.
В музее Армавира она нашла книгу, написанную инженерами, принимавшими участие в строительстве дороги. Сохранилась в единственном экземпляре. Платить нужно за каждый час просмотра, переписать – за дополнительные деньги, фотографировать нельзя – а вдруг развалится. Пришлось собирать информацию самой. Ходила по дворам старожилов, собирала семейные фото, расспрашивала.
– Строили дорогу пленные немцы и австрийцы – шла Первая мировая. В каждом местном дворе тоже хоть кто-то, но принял участие в грандиозной стройке. Мне захотелось сохранить для потомков целый пласт – как строилась дорога, откуда везли материалы, где изготовили рельсы. Но время было такое – люди ничего не записывали, фото без подписей. Вот и гадали вместе: кто это, да когда это было? Уйдут ведь последние очевидцы, и ничего не останется, – говорит Светлана.
О дороге, да и обо всей жизни хутора Державного, ставшего ее второй родиной, она написала аж три книги. Труд высоко оценили на краевом уровне. Светлана Ермичева – лауреат премии администрации Краснодарского края в области образования, науки и культуры 2014 года.
Стоим на небольшом балочном мосте. Такие строили для связки железнодорожного полотна. Уцелела почти вся штукатурка – наверное, и правда замешивали на яйцах. Замечаем цепочку выбоин. Пулеметная очередь, предполагаем мы.
– В годы Гражданской здешние места и к белым, и к красным переходили. Гуляли банды зеленых, которым ни бог, ни черт не указ. Крови пролилось немало, – рассказывает наш гид.
А вот водонапорная башня изрешечена уже фашистскими пулями. Палили по ней из пулеметов нещадно. Но причудливая конструкция выстояла. То ли ротонда, то ли фантастический летательный аппарат из фильма «Кин-дза-дза». А вот предназначение самое прозаическое – заправка паровозов. Здесь была большая узловая станция. Составы шли на Ставрополь, заправлялись водой, загружались. Сохранились даже остатки грузовой платформы.
В срезах конструкций замечаем камешки оранжевого цвета.
– Местный гравий – такого нигде больше нет. Уникальное месторождение. Верстовые столбы были оранжевого цвета – один из них уцелел, – продолжает рассказ Светлана. – Потом увидите. А сейчас поедем к арочным мостам. Их два сохранилось – Веселовский и Николаевский.
При виде разрушенных виадуков захватывает дух. Каменные исполины безмолвно и одиноко стоят среди степи. И только время властно над их величием.
Дома у нашего гида хранится брошюра художника-графика, который запечатлел эти мосты и сравнил их с одиночеством сильных мужчин.
– Но бывало и здесь людно. Когда по Успенскому району проходил автомарафон Париж – Дакар, возле этих мостов собралось множество народа. Смельчаки вскарабкались на самый верх и оттуда кричали, махали гонщикам, несущимся в клубах пыли, – вспоминает Светлана Ермичева.
Сотня человек – невеликий груз для основательных опор. Когда-то эти плечи выдерживали груженые составы с зерном. Первый поезд из Армавира здесь прошел в 1917-м. Фоторепортаж об этом событии сохранился в «Вестнике Кавказа» за этот год.
– А в том, что здесь проезжал царь со своей семьей, есть большое сомнение, – продолжает Светлана Ермичева. – Царской называют просто потому, что строилась в царские времена. Дорога была хлебная. Губернии выращивали много зерна, а куда его поставлять? Надо было вывозить. Сначала в Армавир, потом на Туапсе, там – на корабли и дальше по морю. А в Гражданскую здесь бронепоезда ходили. Один из них назывался – не поверите – «Единая Россия»!
Наш гид показывает: если идти по этой горе, выйдешь на Прочноокопку. Редут основал Суворов. Вот Азово-Моздокская линия – отсюда пошли линейные казаки. А впрочем, здесь в каждом дуновении ветра – дыхание истории.
Вдоль этой гряды гор стояли каменные бабы, потом их увезли в краевой музей.
– Вон там, видите, плоское плато? Гора Баба – ударение на последнем слоге. Историки утверждают, что именно там древние племена изготавливали каменные скульптуры, – археологи нашли остатки мастерской. А еще раньше на месте возвышенности было Сарматское море, а до него – океан Тетис, по которому киты плавали. Один из них у меня во дворе лежит, – улыбается собеседница.
Думали – шутка. Ошиблись. Кости возрастом 10 миллионов лет супруги Ермичевы нашли во время прогулки по горам. Прямо на дороге торчал камень. Решили, что для цветника пригодится. Ковырнули ломом, а наружу вылезли кости, облепленные ракушками. Отвезли находку в краеведческий музей Ставрополя. Там подтвердили: кит цетатерий. Такие во множестве бороздили воды древнего океана.
Подобных находок в музее предостаточно. Супругам показали скелет 12-метрового гиганта во всю величину. А ребро с частью позвоночника Ермичевы привезли домой. Положили во дворе, прикрыли шифером от непогоды.
– Даже костный мозг сохранился. В голодный год холодец сварим, – шутит Светлана. – Есть еще камень с отпечатанной рыбкой. Видно каждую косточку, перышко, хвостик.
По своим находкам библиотекарь-краевед Светлана Ермичева сделала электронную презентацию. Когда выступает с ней перед школьниками, муж приносит тяжеленные кости.
– Дети подходят – трогают время руками. Мы разрешаем, – рассказывает Светлана.
А вот для того, чтобы прикоснуться к истории поближе – душой, лучше все-таки приехать в эту степь, овеянную былью и легендами. И тогда уникальный музей под открытым небом приоткроет свои тайны.