В середине мая произошло знаковое событие для всего юга России. По Крымскому мосту открыто автомобильное движение для машин с максимальной массой не более 3,5 тонны. Для грузовых машин этот транзитный коридор заработает к октябрю. Начала движения железнодорожного транспорта эксперты ожидают к декабрю следующего года.
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края:
– Открытие Крымского моста превратит юг России в единый большой курорт. Суммарно мы принимаем свыше 21 миллиона человек в год, и эта цифра будет только расти. Туристы, которые соберутся отдыхать на полуострове, посетят и наш регион, проедут по нашим дорогам. По предварительным подсчетам, турпоток по трассам, проходящим по территории края, возрастет с 6,2 до 8 миллионов человек в год.
Чтобы сделать проезд к Крымскому мосту удобным, в 2019-м начнется строительство Дальнего северо-западного обхода Краснодара. Новая транспортная магистраль, с одной стороны, обеспечит подъездные пути к мосту, с другой – разгрузит город от изнуряющих пробок.
Большая работа ведется и по обновлению железнодорожной инфраструктуры. Прежде всего, это строительство краснодарского обхода от Кореновска до Тимашевска. Протяженность новых путей составит 69 километров. Эта масштабная работа затрагивает многие муниципалитеты – от Белоглинского до Темрюкского районов. В итоге к 2019 году мы увеличим пропускную способность железнодорожных линий, что позволит в разы повысить количество поездов, идущих к Крымскому мосту и кубанским портам.
Алексей Коренев, аналитик Группы компаний «Финам» (Москва):
– Эффект от построенного моста, соединяющего полуостров с материком, трудно переоценить. Крым был фактически отрезан от РФ. Из-за этого экономика полуострова развивалась неполноценно: она вынуждена подстраиваться под крайне слабую и дорогую логистику. Сейчас полуостров получает возможность выстраивать полноценные экономические связи не только в масштабах всей страны, но и на локальных уровнях – за счет существенного увеличения товарооборота с соседними регионами.
Не думаю, что курорты края испытают существенный отток туристов из-за открытия Крымского моста. Просто увеличится общий поток туристов на юг России, одна часть из которых предпочтет Крым, другая – поедет на уже хорошо освоенную Кубань и, в частности, – в Сочи. Судя по статистике Ростуризма, именно из-за открытия моста на полуостров в этом году ожидается заметное увеличение объемов внутреннего туризма. То есть какую-то часть отдыхающих потеряют Египет и Турция за счет роста туристического потока в Крым.
На курортах Краснодарского края, возможно, будет несколько снята проблема «перенаселенности», но вряд ли это существенно повлияет на экономику региона.
Увеличение транспортного потока в направлении полуострова определенно приведет к оживлению тех секторов хозяйства и в тех регионах, которые, так или иначе, «завязаны» на транспортную инфраструктуру. Это – АПК, строительная отрасль, выпуск стройматериалов, пищевая промышленность и сектор услуг. Конечно, в районах, непосредственно находящихся или примыкающих к транспортным потокам, усиление этих тенденций будет заметнее.
Николай Петропавловский, председатель комитета ЗСК Краснодарского края по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения:
– До открытия моста Крым практически был островом со снабжением через Симферопольский аэропорт и паромную переправу Керченского пролива. Это были две маленькие ниточки, которые соединяли Крым с материком.
Чудовищная логистика создавала огромные проблемы для населения трехмиллионного региона. Это усугублялось еще и многочисленными санкциями, наложенными на полуостров зарубежными странами. Целый ряд товаров и услуг либо вообще отсутствовали на рынке, либо предлагались по баснословным ценам. Такие перекосы можно было даже рассматривать как своеобразную дискриминацию населения Крыма.
Когда появился мост, который лет сто не могли построить, Крым наконец-то стал полуостровом с хорошей пропускной способностью – 25 тысяч автомобилей в сутки.
У Кубани появился очень мощный транзитный путь, которого до сих пор мы не знали. Кроме того, начат процесс передачи двух краевых автодорог в федеральную собственность. Они получат финансирование из госбюджета. По этим магистралям поедет, по некоторым расчетам, до пяти миллионов россиян в год. Естественно, пассажиры повезут много денег, которые захотят потратить еще на подступах к Крыму.
Для Кубани – это возможность создания, считай, в чистом поле, тысячи рабочих мест. Районы Краснодарского края, по которым поедут транзитом в Крым пассажиры, могут заработать столько денег, каких они никогда не знали. Появятся новые рынки, мотели, магазины…
Дорога дает возможность заработать. Если хочешь. Иначе будут одни проблемы. Сам факт прохождения магистрали через территорию района местным властям ничего не даст. Нужно развивать сервисы… Вот только один пример. Концентрация придорожной инфраструктуры в соседней Адыгее в сто раз (!) выше, чем в Краснодарском крае. Это чья проблема? Наша. Федеральные законы одинаковы, трасса одна и та же, пассажиры те же, а активность предпринимателей несопоставимая.
Дорога дает фантастические возможности по развитию местной экономики. Можно сразу сказать, кто в первую очередь заработает на транзите в Крым. Это федеральная сеть автозаправок. Жаль, что денежки пойдут мимо краевого бюджета, прямиком в госказну.
Многие города и районы просто обязаны получить выгоду. Если этого не произойдет, ответственных за провал надо расстрелять – как экономических диверсантов.
Федор Бабенков, глава Темрюкского района:
– Крымский мост, определенно, даст значимый прирост экономике района. Мы ожидаем увеличения объема грузооборота автотранспорта. Прогнозируется и рост потока транзитных туристов, что повлечет за собой увеличение объемов оборота розничной торговли и общественного питания за счет увеличения числа придорожных точек общепита и торговых объектов.
Оценить экономический эффект от ввода в эксплуатацию Крымского моста можно к 2019 году. Но уже сейчас можно сказать, что от его строительства в бюджет Темрюкского района за два с половиной года получено 418,5 миллиона рублей в виде налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, осуществляющих строительство объекта и подъездных путей.
Это позволило направить беспрецедентные суммы на ремонт учреждений социальной сферы. Мы провели капитальный ремонт кровель, заменили на 90 процентов окна во всех образовательных учреждениях района. Асфальтировали территории, устанавливали ограждение, проводили замену коммуникаций, выполнили значительный объем противопожарных мероприятий и многое другое.
Более того, мы смогли оказать помощь предприятиям ЖКХ наших поселений в приобретении техники. Это позволило повысить уровень проводимой в районе работы по наведению санитарного порядка и благоустройству.
Роман Синяговский, глава Славянского района:
– С открытием Крымского моста наш район как транзитную территорию ожидает увеличение количества автотранспорта. Ежегодно это было порядка шести миллионов автомобилей, сейчас их станет больше. В летний период – это, в основном, люди, направляющиеся на отдых. У нас в районе 45 километров береговой полосы Азовского моря, лиманы, неповторимые природные красоты. Мы готовы предложить отдыхающим, в том числе и транзитным, широкий комплекс услуг и видов отдыха, которые будут только расширяться. Серьезные шаги в этом направлении уже сделаны – инвестор строит агротуристический комплекс «Кубанская усадьба» в станице Петровская с объемом капиталовложений 220 миллионов рублей. Здесь будут и пруды, и ферма для птиц, и рыболовная база.
Открываются новые перспективы в развитии рекреационной зоны Славянского района. Инвестор уже строит курортный комплекс в урочище Кучугуры стоимостью в 120 миллионов рублей. Проектом предусмотрены автокемпинг на 50 машин, аквапарк, современная пляжная территории на 250 человек, летнее кафе на 200 мест с площадкой для концертов.
Кроме того, увеличение числа отдыхающих позволит нарастить объемы розничной торговли и способствовать здоровой конкурентной среде.
Светлана Чиркова, заместитель главы Крымского района:
– Исторически сложилось, что один из главных факторов инвестиционной привлекательности нашего района – удачное географическое положение. Крымский район для Краснодарского края всегда служил своеобразными воротами, крупнейшим перекрестком транспортных путей.
Основные грузопотоки ориентированы на морские порты – Новороссийск, Темрюк, Порт Кавказ... По территории нашего района в 2010 году грузооборот составлял 72 тысячи тонн, сейчас – уже более 120 тысяч, а с открытием Крымского моста планируется увеличить этот показатель до 150 тысяч тонн к 2020 году. Наш район обладает достаточно высоким потенциалом для укрепления экономики за счет динамично развивающейся транспортной сети.
Автомобильная дорога, ведущая к Крымскому мосту, является частью одного из вариантов коридора «Север – Юг», по которому проследуют потоки транзитных туристов. Нам есть что предложить отдыхающим. Винные туры с экскурсией по уникальным подвалам «Саук-Дере», расположенным на глубине 24 метров. А первозданная природа и редкая красота «Долины Лефкадия» – это то, что невозможно найти в большом городе. Я уже не говорю об этническом центре «Черкесский аул», где ежедневно проходят театрализованные представления.
Заядлые рыболовы и любители отдохнуть на пикнике любят бывать на нашей базе отдыха «Семеновский пруд». Если сделать небольшой крюк к юго-востоку от станицы Варениковской, то можно посмотреть на действующий грязевой вулкан Шуго. Этот природный объект – с целебной йодобромной грязью. Там для гостей установлены смотровая площадка, бассейн, душевые кабины. А после осмотра вулкана можно отведать травяной чай с медом, кубанскими блинами и отправиться в путь! В Крым!