На инвестиционный форум в этом году региональное министерство курортов подготовило 16 проектов на общую сумму более 32,6 миллиарда рублей. Среди них – соглашения по строительству яхтенных марин, термальных комплексов, аквапарков, гостиниц, баз отдыха и других объектов.
– Светлана Сергеевна, какие, на ваш взгляд, сегодня существуют наиболее перспективные направления для инвестиций в туристическую отрасль Краснодарского края?
– Одно из перспективных направлений – строительство яхтенных марин. Спрос в этом сегменте рынка – колоссальный, а предложение пока сильно отстает.
Мы стремимся создать на Черноморском побережье зону активного яхтинга. Для этого расстояние от стоянки до стоянки должно составлять не более 20 морских миль. Сейчас у нас есть несколько готовых проектов по созданию на территории Сочи и Туапсинского района марин с сопровождающей инфраструктурой: гостиницами и жилищными комплексами, ресторанами, развлекательными центрами. Развитие яхтинга – это один из важнейших факторов нашей международной конкурентоспособности.
Перспективными остаются инвестиции в развитие горных территорий. Причем здесь речь идет не только о горнолыжной инфраструктуре. Например, у нас в Мостовском районе есть прекрасные возможности для развития бальнеологических курортов на базе горячих источников. На форуме мы представили проект в этой сфере.
Есть и более традиционные, консервативные сферы для инвестиций, где также есть большое поле для деятельности – модернизация и строительство санаториев, гостиниц.
– В каких районах Краснодарского края сегодня особенно не хватает инвесторов?
– Инвесторами сильно недооценено побережье Азовского моря. Я говорю, прежде всего, о Темрюкском, Ейском и Приморско-Ахтарском районах. Они развиты гораздо слабее, чем курортные зоны Черноморского побережья. В то же время по своим природным и рекреационным ресурсам эти курортные территории не менее привлекательны. В ближайшие годы мы планируем активно заниматься развитием здесь транспортных и туристических проектов.
– Какой туристический поток на курорты Краснодарского края вы прогнозируете в этом году? Не боитесь конкуренции со стороны, например, Турции?
– Не боимся. Тем более что заграничные курорты в последние годы отказались от политики демпинга и теряют свою привлекательность по низкой стоимости. На 2019 год эксперты прогнозируют существенное подорожание путевок в Турцию и Грецию. Поэтому мы не только не теряем привлекательность, но и становимся более конкурентоспособными.
В прошлом году мы приняли около 17 миллионов человек. Это очень значительная цифра. Судите сами: каждый год на наши курорты приезжает население такой страны как Голландия или 12 таких стран как Эстония! В среднесрочной перспективе мы прогнозируем плавный рост туристического потока на несколько процентов ежегодно.
Но для экономики важно не только число туристов, но и объем денег, которые приносит туризм в краевой бюджет. В прошлом году бюджетные отчисления предприятий отрасли выросли на 13 процентов и достигли 8 миллиардов рублей.
Еще один важный резерв для роста бюджетных отчислений – борьба с «черными отельерами». Я имею в виду частных лиц, которые оказывают отдыхающим гостиничные услуги, но при этом не регистрируются, не платят налоги, не отвечают за качество сервиса и безопасность туристов. В прошлом году мы начали активную работу по выведению этого теневого сектора на свет. В этом году работа продолжится более активно.
– А сколько в казну добавил курортный сбор?
– Мы начали собирать курортный сбор в июле. По итогам года, в Фонд развития курортной инфраструктуры поступило более 109 миллионов рублей. Подчеркиваю – это сверх 8 миллиардов бюджетных отчислений. Это целевые деньги, которые будут направлены на благоустройство курортных зон в тех городах и районах, где они собраны.
Средства будут распределяться с учетом мнения общественного совета, созданного при краевом министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия. То есть, контроль будет как со стороны органов власти, так и со стороны общественных структур.
– Конкуренция на туристическом рынке сегодня высокая и нарастает с каждым годом. Как Краснодарский край планирует удерживать свои лидирующие позиции в этой сфере?
– У нас есть четкое видение того, как будут развиваться курорты Краснодарского края в ближайшее десятилетие. Во-первых, есть региональная «Стратегия 2030», определяющая общее развитие Кубани до 2030 года. Во-вторых, мы конкретизировали положения этой стратегии в отраслевой концепции.
Этими документами определено, что к 2030 году Краснодарский край станет глобально конкурентоспособным, всесезонным туристическим центром, который прочно удерживает лидирующие позиции на российском туристическом рынке и успешно конкурирует с международными игроками. Ежегодный туристический поток к 2030 году достигнет показателя 22 миллиона. Это амбициозная, но вполне реалистичная задача.
Для достижения этой цели мы планируем развивать наши традиционные виды туризма – морской, пляжный, лечебно-оздоровительный, детский, активный, горнолыжный. Но наряду с ними планируется развитие целого ряда сравнительно новых для Краснодарского края направлений: событийного, делового, образовательного, аграрного, культурно-познавательного, круизного. Таким образом, мы стремимся повысить нашу конкурентоспособность за счет диверсификации, повышения разнообразия регионального туристического продукта.
– Почему выбраны именно эти направления?
– Все они находятся в русле мировых тенденций и связаны с тем, что сегодня активно меняются потребности туристов. Для современного туриста вопрос «чем заняться» важнее, чем вопрос «куда поехать». Именно поэтому курортные страны и регионы особое внимание уделяют развитию событийного туризма.
В Краснодарском крае ежегодно происходит около 400 туристических событий, каждое из которых может быть интересно нашим гостям. В 2018 году для развития событийной составляющей под эгидой нашего министерства создано специальное подразделение – событийная дирекция курортов Краснодарского края. Сейчас она формирует единый календарь наиболее интересных для туристов событий, проходящих на территории края. Календарь доступен на сайте дирекции, а также в социальных сетях и используется турбизнесом для своевременного формирования турпродуктов и выведениях их на рынок.
Кроме того, событийная дирекция будет активно участвовать в создании новых крупных событий на территории Краснодарского края: привлекать инвесторов, подыскивать площадки, консультировать и обучать организаторов событий.
Еще одна глобальная тенденция, которую мы учитываем, – бурное развитие аграрного туризма. Это связано с тем, что туристы из крупных мегаполисов тянутся к природе, стремятся на время отдыха замедлить ритм жизни, отказаться от гаджетов, питаться экологически чистой пищей. Спрос на этом рынке сейчас огромный. И у нас есть все шансы занять лидирующие позиции в этом секторе. Ведь мы, прежде всего, аграрный регион.
Сегодня в Краснодарском крае уже работает более 100 объектов агротуризма. За последние 3 года количество объектов сельского туризма выросло в 2,5 раза, а число туристов, посетивших эти объекты, увеличилось более чем на треть. Эту работу мы продолжаем. Сегодня активно прорабатываются вопросы привлечения туристов на действующие аграрные предприятия в степных районах Краснодарского края.