Кубанские Новости
Экономика
Ольга Любимцева

Юлия Приходько: «Сейчас самое время инвестировать в Краснодарский край»

Юлия Приходько: «Сейчас самое время инвестировать в Краснодарский край»
Фото: Архив Агентства по привлечению инвестиций
Каких инвесторов сегодня ждут в регионе, какие проблемы бизнеса может решить Агентство по привлечению инвестиций и куда вкладывать деньги в ближайшие годы – в интервью директора краевого Агентства по привлечению инвестиций.

Как вчера – больше невозможно

– Юлия Андреевна, Кубань традиционно привлекает в год около 500 миллиардов рублей инвестиций, в прошлом году – рекордные 690. Некоторые регионы мечтают о таких показателях, а в нашем крае с этого года запустили еще и новое Агентство по привлечению инвестиций. С чем это связано?

– Краснодарский край перестраивается в сторону клиентоцентричности. Отрасли надо балансировать. Традиционно у нас сильный АПК, мы можем вообще ничего здесь не делать, инвестор прекрасно понимает, где лучше получить доходность, где самая высокая урожайность – конечно, в Краснодарском крае. Точно так же с туризмом. Но здесь необходим взвешенный, системный подход.

Если курорт, то мы хотим быть курортом мирового уровня. Если сельское хозяйство, то нам нужна глубокая умная переработка. Наукоемкие предприятия необходимы и капиталы. Крайне важно оставлять в крае добавленную стоимость. У региона есть очень амбициозные задачи, в том числе по линии инвестиций. Все они прописаны в Стратегии-2030, и их достижение просто невозможно, если работать исключительно на входящем потоке.

В плане инвестиций сейчас мы достигли потолка. А значит, жить «как вчера» – дальше нельзя. Да, с учетом инфляции что-то будет подрастать, но глобального увеличения не будет. И здесь мне очень близка позиция руководства: никто не хочет останавливаться, довольствоваться тем, что есть сейчас. Собственно, поэтому я и перешла из бизнеса на госслужбу.

Фото: Архив Агентства по привлечению инвестиций

– С какими инвесторами сейчас готово работать агентство?

– С любыми. Главное – чтобы инвестор был готов вложить деньги в основные средства и создать рабочие места. Хоть одно. Сейчас мы действительно «хватаемся» за всех, не упускаем ни одного, капризов нет.

Если приходит инвестор с небольшими капиталами, ориентируем его на предгорные зоны, где можно развивать некапитальные средства размещения, например те же глэмпинги. Если заходит инвестор с серьезными планами, мы общаемся с учредителем, обрисовываем ситуацию, помогаем с навигацией, мы ведь знаем все площадки в муниципалитетах. Дальше начинается кропотливая работа по нашему чек-листу: понять желания инвестора, оценить его возможности…

Сейчас у нас около 120 проектов на сопровождении. Средний «вес» одного – порядка 500 млн рублей.

– Есть ли какие-то проверки для инвесторов?

– Как минимум мы всегда запрашиваем справки о наличии средств. Плюс смотрим через систему «Спарк», через «Руспрофайл». Карточку предприятия смотрим на аффилированность, юристы смотрят, были ли суды… У нас нет отдельной службы безопасности, которая бы занималась подобными проверками, справляемся силами нашего отдела привлечения, подключаем правовой отдел. Пока эта работа не такая системная, как хотелось бы. Если по итогам года покажем внушительный результат, можно будет думать о каких-то структурных изменениях.

Мы разворачиваем все свои инструменты, и по итогу в сравнении с любой ОЭЗ инвестор не только не теряет, но и финансово выигрывает при размещении в Краснодарском крае.


Или сегодня, или никогда

– Экономическая политика всех регионов сейчас развернулась в сторону внутренних инвесторов. Какую позицию занимает Краснодарский край? Есть ли сейчас иностранные компании, которым интересен наш регион?

– Нам интересен как внутренний инвестор, так и внешний. Разумеется, в работе с иностранным бизнесом произошел определенный поворот. Европейские компании сейчас перешли в режим тишины, плюс инфраструктурные инвестиции у этих компаний сейчас под запретом. Но мы туда и не смотрим.

Сейчас активность проявляет Китай: есть крупная организация в Китае, у инвестора очень диверсифицированный портфель – и добыча угля, и строительство, и медицина… Мы с представителем активно на связи, предлагаем им реализовать несколько проектов в сфере промышленности. В том числе проект, связанный с производством специальной пленки для оклейки дорожных знаков, производство керамогранита.

С Китаем вообще интересная история, мы же сейчас очень много импортируем из Поднебесной. Они говорят, зачем нам строить что-то у вас, если у нас в стране бесплатные земли, субсидированная электроэнергия… Мы объясняем: окей, но логистика по итогу съедает у вас всю эту выгоду. Удорожание только фрахта произошло практически в 10 раз! Логистическое плечо серьезно удлинилось, плюс волатильность курсов валют, разрыв финансовых цепочек… Можно долго перечислять, одним словом – все это дополнительные и существенные издержки. И здесь мы находим общий язык, Китай готов рассматривать наш регион для локализации производств. Осенью ожидаем их делегацию.

Фото: Архив Агентства по привлечению инвестиций

Такая же история с Индией. Сейчас у индийского бизнеса в отношении России позиция – «Или сегодня, или никогда».

Серьезный интерес к региону проявляет Иран, сейчас идут дипломатические переговоры на самом высоком уровне.

Турция тоже подтягивается – ведем предметные переговоры уже по нескольким проектам на территории края.

Для дружественных государств сейчас открыты максимальные возможности, ведь конкуренции с Европой на внутреннем рынке страны у них больше нет. Турция, Китай, Индия – серьезные государства, крупнейшие экономики. Сейчас им важно накопить опыт, понимание ведения бизнеса в России.

– Как в сегодняшних реалиях удается находить заграничных инвесторов?

– Всегда по-разному. Последняя международная промышленная выставка «Иннопром» в Екатеринбурге, например, совпала с российско-китайским ЭКСПО – и по времени, и по площадке проведения. Провели там ряд переговоров. На всех отраслевых выставках мы максимально масштабно показываем потенциал края. У нас задача – побывать буквально на каждом стенде и проработать с каждым.

Плюс старые контакты с крупным бизнесом – мои личные и сотрудников агентства. Так получилось, например, с индийской фармацевтической компанией. Еще по работе в бизнесе знаю, что большинство компонентов и субстанций для производства препаратов у нас импортные. Особенно в ветеринарии. В свое время я побывала на крупных производствах всемирно известных брендов в Словении и Германии: как это выглядит и какие деньги приносит не только регионам, а целым государствам. Плюс это «чистые» производства по самым жестким стандартам, им нужно совсем немного земли, невысокие запросы на энергомощности…

В России есть серьезные фармацевтические производства, которые нуждаются в компонентной базе, их надо снабжать и надо срочно замещать эти ниши. Если бизнес придет не к нам, то придет в другой регион, поэтому «включаться» необходимо максимально активно – не только на уровне нашего агентства, но и на всех уровнях власти.

Калькулятор против красивых слов

– Конкуренция за инвестора между регионами в последние полтора года особенно обострилась. Какие «козыри» есть у Краснодарского края?

– Мы работаем с другими регионами на конкурентное предложение. Говорим инвестору – дайте, что вам предлагает другой регион, и мы предложим лучше – 100 процентов.

Бизнес, который рассматривал уже другие регионы, первым делом спрашивает: «Есть у вас ОЭЗ (особые экономические зоны. – Прим. ред.)? Может, ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития. – Прим. ред.) есть? Нам интересно только в них размещаться!» Мы говорим: окей, это звучит красиво, но давайте возьмем калькулятор и посчитаем финансовую модель. Наш регион предлагает более 120 мер поддержки. А еще у нас экспортный хаб и 9 незамерзающих портов. Плюс богатейший внутренний региональный рынок, 17 миллионов туристов ежегодно. Высокая экономическая активность населения. Активная миграция из других регионов. Мы разворачиваем все свои инструменты, и по итогу в сравнении с любой ОЭЗ инвестор не только не теряет, но и финансово выигрывает при размещении в Краснодарском крае.

Самые «лакомые» меры поддержки сегодня у бизнеса – инвестиционный налоговый вычет и предоставление земли без торгов для реализации масштабного проекта.

Кроме того, все, что касается проектного финансирования, займы нашего Фонда развития промышленности. Сейчас большой запрос мы видим на офсетные контракты: инвесторы очень привыкли к этому в Москве и Московской области, нам нужно тоже в этом направлении двигаться. Механизм «1704» тоже интересен бизнесу, особенно когда речь идет о дорогостоящем подключении к газу или к электричеству. Это позволяет серьезно снизить цену для инвестора.

Мы активно пользуемся картой инвестпредложений – виртуальный тур по участку приводит бизнес в восторг. Сейчас там около 200 предложений, но должно быть больше – занимаемся вместе с муниципалитетами.

– На какие отрасли или проекты инвесторам сегодня стоит обратить особое внимание? В какие муниципалитеты вкладывать деньги?

– Промышленность и туризм – те направления, по которым сейчас агентство работает активнее всего. Индустриальные парки, логоцентры – на пике популярности, особенно если они расположены рядом с создаваемым Международным транспортным коридором «Север – Юг». Белоглинский район, например, в максимальной близости к прохождению этой артерии. Мы здесь работаем на опережение – с муниципалитетами смотрим участки, которые в непосредственной близости могут быть нарезаны и подготовлены для размещения на них логистических центров, перехватывающих хабов, многофункциональных заправок высокого уровня… Это то, что будет востребовано завтра. Из традиционно сильных, привлекательных для инвестиций отраслей – сельское хозяйство, туризм, особенно в части строительства четырех-пятизвездочных отелей. Плюс проекты, связанные с виноделием и виноградарством, – очень перспективное направление.

Если говорить о том, какие муниципалитеты сейчас максимально включились в борьбу за инвестора, выделю Северский район – они самые первые начали взаимодействовать с агентством. Новороссийск, Анапа, Крымский район, Каневской, Крыловский, Усть-Лабинский районы, Апшеронск, Армавир, Новокубанск стали активничать с недавнего времени.

С Новороссийском было очень показательно – приехал руководитель инвестиционного блока администрации, развернул карты, говорит – вот мои 23 участка, давайте с каждым думать, что делать: вот тут хотим такого инвестора, здесь видим такого.

Анапа пошла дальше, начальник управления инвестиций и перспективного развития подготовила топ-50 перспективных площадок и проектов, которые презентовала у нас в агентстве, в том числе для вовлечения специалистов агентства в работу над инвестиционными проектами, уже находящимися на сопровождении в муниципалитете, для комплексной проработки текущих вопросов уже и с нашим участием.

Такой подход обеспечивает наибольший успех от реализации инвестиционного проекта и, конечно, демонстрирует максимальную заинтересованность и экспертность инвестиционных команд указанных муниципалитетов, за что им огромное спасибо.

Превращаем сложности в комфорт

– Есть ли уже какие-то успешные примеры преодоления сложностей благодаря сопровождению?

– Сопровождение изначально предполагает, что все сложности мы берем на себя. Наша позиция в диалоге с инвестором четкая: «Вы говорите, где сложности, а наша задача – превратить их в комфорт. Вам не надо бегать по кабинетам – бегать будем мы». Иногда благодаря такому «включению» удается решить застоялые вопросы.

Вы говорите, где сложности, а наша задача – превратить их в комфорт. Вам не нужно бегать по кабинетам – бегать будем мы.


Яркий пример был в Джубге – инвестор изначально реализовывал проект сам, без аудита и обращения за содействием. На земельном участке вдоль федеральной трассы построил кондитерскую фабрику, все цеха готовы, а примыкание к дороге сделать не может. Инвестор все круги ада прошел, ему везде отказали. В итоге фуры подъезжать не могут, логистика транспортная на нуле. Он был готов закрывать проект и признать, что потратил деньги впустую. Включились на тот момент Центр сопровождения инвестпроектов, краевой департамент инвестиций – проблему удалось решить, причем полностью в законном диапазоне. Предприятие открылось, работает, инвестор благодарен.

Еще один проект был связан с тепличным хозяйством. Стоимость проекта – до 30 миллионов рублей, а за техприз инвестору насчитали семь миллионов. Бизнесмен ожидаемо сказал: спасибо, при таких условиях этот проект мне неинтересен. Ну и наши ребята включились и помогли снизить стоимость подключения до 445 тысяч рублей.

– Для бизнеса мотивация работать с агентством очевидна. А как мотивируете сотрудников?

– Я в целом человек результата, а не процесса, и всю работу агентства мы выстроили на этой основе. У нас есть KPI для каждого сотрудника, и квартальная премия строго привязана к этому показателю на основе определенной формулы. Это лучшая мотивация, на мой взгляд. У нас вообще вся работа построена на регламентах – вплоть до того, как встретить инвестора и предложить ему кофе. Буквально сейчас, кстати, разрабатываем дизайн маленького меню, чтобы впечатление от встречи оставалось максимально позитивным. Для этого, кстати, ввели дресс-код – у нас никто не ходит в джинсах.

Кроме того, мотивируем сотрудников развивать и само агентство. Буквально на днях провели конкурс на тему того, как улучшить клиентский путь инвестора, и получили много классных идей, которые будем внедрять.

Занялись формированием стандарта по привлечению инвестора. Я позвонила коллегам на федеральный уровень – говорю, поделитесь наработанной практикой, чтобы мы не изобретали велосипед. Мне говорят – изобретайте смело, этого еще никто не делал. И мы закрутили эту работу. Создали чек-лист, где предложили инвестору галочками ответить на простые вопросы: необходимая площадь участка, транспортная доступность… – все то, о чем раньше говорили на словах. Регистрируем эту анкету, с этого момента начинается регламент. Минимум раз в семь дней у специалиста должна быть коммуникация с инвестором – за этим следим строго.

Параллельно разрабатываем пакет услуг, которые планируем предоставлять на коммерческой основе. Мы учли здесь весь накопленный опыт платных услуг, которые оказывают агентства развития в стране. Бизнес-планы, аренда площадей, маркетинговый анализ, финансово-экономическое обоснование, сбор пакета документов для мер господдержки, брендинг, нейминг, создание брендбука, этикетка для пилотных партий… Но здесь тоже будем предельно тактичны, чтобы не скатиться в «цыганщину».

Все это – командная работа, в которой у каждого сотрудника есть возможность проявить свои таланты. Важно, чтобы все причастные к реализации структуры работали в одном потоке и были нацелены на один результат. В бизнесе руководитель говорил мне: «Не я плачу тебе зарплату, ее платят те люди, которые покупают нашу продукцию». С инвестициями подход в целом такой же – должна быть персональная заинтересованность всех участников инвестиционного цикла в скорейшей реализации проекта.