Стало известно, что в Армавире планируется построить уникальный завод по прессованию алюминиевых профилей для производства поездов, которые будут курсировать по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Она станет первой железной дорогой такого типа в России.
Запустить высокоскоростную дорогу планируется уже в 2028 году, а время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут. Для этого поезда будут двигаться со скоростью 200–400 километров в час, и производить их будут в России.
Чтобы поезд мог быстро разгоняться и безопасно эксплуатироваться, корпуса его вагонов должны быть выполнены из широких алюминиевых профилей. Сейчас в России нет прессов, способных производить такое комплектующие. Именно их собирается выпускать завод по прессованию алюминиевых профилей, который планирует построить в городе Армавирская металлургическая компания.
Армавир исторически был промышленным городом. И сейчас мы ставим перед собой задачу вернуть ему былую славу: возродить банкротные промплощадки и запустить новые. За последние годы мы наблюдаем положительную динамику в развитии промышленного сектора нашего города.
Сегодня в Армавире успешно работают предприятия различных отраслей – от машиностроения до пищевой промышленности. Благодаря действующим мерам государственной поддержки в стране созданы все условия для развития существующих производств и привлечения новых инвесторов. Кроме этого, особое внимание уделяется модернизации предприятий и внедрению современных технологий.
Весь этот комплекс мер помог сформировать эффективную систему взаимодействия между представителями промышленного сектора и органами власти. Это позволяет оперативно находить решения различных проблем, от которых напрямую зависит развитие промышленности и экономики города.
Генеральный директор предприятия Александр Симаков рассказал, что сейчас уже идет проектирование будущего производства, ведутся переговоры с поставщиками оборудования. Инвестиции в проект компания оценивает в сумму около 7 миллиардов рублей. По словам руководителя, запуск пресса сможет в среднесрочной перспективе обеспечить заказы на широкий профиль в объеме до 20 тысяч тонн в год.
– Мы рассчитываем дозагрузить пресс заказами от других машиностроительных отраслей, а также строительной отрасли. Стройка во всем мире является крупнейшим потребителем этого металла, постоянно появляются новые варианты применения алюминиевых профилей, в том числе для уникальных архитектурных решений. Продукция пресса будет иметь также хороший экспортный потенциал, ведь ни в Турции, ни в странах Персидского залива на текущий момент подобного оборудования нет, – рассказал Александр Симаков.
Удивительно, но промышленное величие Армавира зарождалось также во многом благодаря железной дороге. Судите сами: в 1839 году на эту территорию ступили первые поселенцы, был образован тогда еще безымянный аул. Уже через 36 лет здесь появилась первая железнодорожная ветка Ростов – Владикавказ.
Развитие Северо-Кавказской железной дороги в 1890-е годы позволило нарастить промышленность в среднем на 7,6 процента в год, притом не только из-за спроса сырья на нужды стройки, но и за счет увеличивающегося экспорта.
Согласно материалам Армавирского краеведческого музея, к 1908 году здесь уже насчитывалось 89 промышленных предприятий, в том числе Чугунолитейный завод Михаила Мисожникова, Табачная фабрика Муратчаева и Назарова, Кавказская Бавария Зубарева и Пивзавод Челидзе.
В начале XX века через Армавир прошли еще две железнодорожные ветки: Армавир – Туапсе и Армавир – Ставрополь. Для того времени Армавир уже считался крупным железнодорожным узлом и получил статус города. Он стал значительным культурным центром, где располагались крупнейшие на Кубани мужская и женская гимназии, десятки школ, библиотеки, музей, зимний драматический театр, концертные залы, кинематографы и цирк, в формате больших столичных изданий выходила ежедневная газета. В период Гражданской войны в городе даже чеканили собственные монеты! Они включены во многие мировые каталоги и для нумизматов представляют ценное сокровище.
Однако особенный расцвет промышленность Армавира увидела в советский период. Город был одним из крупнейших промышленных центров на Северном Кавказе: интенсивно развивались приборостроение, химическая, металлообрабатывающая, легкая, перерабатывающая промышленность.
В 1980-х годах в Армавире работало 40 промышленных предприятий и объединений. Всей стране была известна продукция крупнейших из них – заводов пластмассовых формованных изделий, резиновых изделий, электротехнического и опытного машиностроительного, комбинатов искусственной подошвы, мясоконсервного и масложирового. Старейшее предприятие города – приборостроительный завод – выпускало сложные многотонные весы, оборудованные микропроцессорами и электроникой.
Ряд созданных производственным объединением «ЗИМ-Точмашприбор» машин не имел аналогов в мире. Испытательные машины с маркой «Завод испытательных машин» охотно покупали крупнейшие фирмы Англии, Швеции, Польши, Чехословакии, Ирака. Зимовские приборы многократно были представлены на международных выставках, демонстрировались на ВДНХ.
Слава промышленников города гремела не только по всему Советскому Союзу, но и за его пределами. Армавирская колодочная фабрика снабжала своей продукцией 60 процентов обувных предприятий страны. А производственное мебельно-деревообрабатывающее объединение «Армавир» на заре 1990-х годов наладило производство кофейных столов для шведской компании «ИКЕА».
В целом же продукция армавирских предприятий экспортировалась в 57 стран мира, 72 изделиям был присвоен государственный знак качества.
В непростой период 1990-х, когда стали рушиться экономические связи, крупные промышленные предприятия пришли в упадок. Свободные рыночные отношения привели к резкому сокращению объемов производства, численности сотрудников и к банкротству ряда предприятий.
Сохранение и возрождение промышленных площадок, которые в силу разных причин оказались в банкротном или предбанкротном состоянии, стало главной задачей не только самого Армавира, но и всего Краснодарского края. О том, что у города есть все ресурсы для восстановления былой промышленной славы, говорил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев во время своего первого визита в Армавир в 2015 году.
Тогда же в регионе был взят курс на полномасштабное возрождение промышленности. Результат этой работы оценили и на федеральном уровне: по итогам 2023 года исторически аграрная и курортная Кубань заняла третье место в стране по эффективности реализации промышленной политики. Сейчас Краснодарский край – лидер в Южном федеральном округе по объему промышленного производства.
В 2023 году произошел тектонический сдвиг в экономике региона: впервые в современной истории доля промышленности в валовом региональном продукте превысила сельское хозяйство. А по результатам 2024 года впервые в общем объеме производства почти сравнялись доли «чистой» промышленности и производства пищевой продукции.
В таких высоких показателях есть и заслуга армавирских промышленников. За десять последних лет благодаря масштабной поддержке федеральных и краевых органов власти городу удалось сохранить имущественные комплексы Новозыбковского машиностроительного завода, на которых ранее работали крупные производственные предприятия города. Сейчас этими площадками управляют другие инвесторы. Так, на имуществе ООО «Завод газового оборудования» с 2020 года осуществляет производственную деятельность компания «ЮгЭнергоПром», сохранив коллектив предприятия и производственную направленность.
А на базе банкротного Армавирского машиностроительного завода с 2022 года работает завод стальных конструкций «Кубань». В июне 2023 года на заводе приступили к серийному выпуску грузовых вагонов и уже через два года – в июле 2024-го – торжественно отметили выпуск тысячного вагона. Коллектив предприятий насчитывает уже почти тысячу человек, а в планах у руководства – создание современного индустриального парка.
Результатом комплексных мер поддержки промышленности на уровне города и региона стало появление и бурное развитие новых промышленных предприятий. За последние десять лет в городе их стало действительно много. Здесь и производитель посуды с антипригарным покрытием, и завод по производству балансировочных станков, и перереботка вторичного неметаллического сырья. В городе наладили производство дорожно-разметочных материалов, пластмассовых изделий, молдингов и плинтусов для строительства, оборудования для нефтегазовой отрасли, бойлеров и полотенцесушителей, светодиодов.
В целом за десять лет отгрузка промышленной продукции в городе выросла в 2,3 раза и в 2024 году составила более 24 миллиардов рублей! По объему отгрузки Армавир сейчас занимает пятое место среди всех 44 муниципальных образований Краснодарского края. При этом в городе активно идет работа по созданию еще нескольких крупных промышленных площадок, в том числе двух индустриальных парков и промтехнопарка.