Многоэтажки по улице Дзержинского в Краснодаре возвели специально для семей военнослужащих. Казалось бы, несколько тысяч российских офицеров, которые полжизни скитались по общагам, коммуналкам и съемным квартирам, наконец-то обретут тихий семейный уголок. Но и на закате армейской службы они вынуждены продолжать воевать, только на этот раз уже с соседями.
«Зона боевых действий» видна практически на каждом этаже: выжженные электрические счетчики, выломанные двери, стены и полы в черной гари, как будто что-то взрывали при отступлении. Молчу уже про нецензурные каракули на стенах.
– Дело рук цыган, гастарбайтеров, бомжей, которые периодически сюда вселяются, – рассказывает одна из активисток дома Марина (фамилию называть отказалась – боится). – Когда полиция делает очередную «зачистку», они в отместку начинают все громить.
Откровенно говоря, нелегальным жильцам грех тут не появиться – дом Минобороны заселен всего на 30 процентов, хотя был сдан в эксплуатацию еще в 2014 году. Пустыми остаются целые этажи. Изначально все квартиры сдавались под ключ, как говорится, заходи да живи. Сегодня их разбомбили в хлам: валяются пустые бутылки от «Боярышника», разорванные матрасы, в туалете загаженные унитазы. Зимой тут для бомжей райское местечко, в 3 – 4-комнатных квартирах царит жара – батареи пашут на всю катушку.
– На кухне раньше стояли электрические печки, но их в первую очередь вынесли, – продолжает рассказывать Марина. – Как поговаривают, сделали это сотрудники бывшей управляющей компании, только они знали, какие квартиры не заселены, да и ключи от дверей у них были. Но, как говорится, не пойман не вор. Затем взялись за сантехнику, счетчики, межкомнатные двери начали выносить. Разворовали все!
Последней каплей стали батареи.
– Недавно у нас случился потоп – начала капать вода с потолка, – рассказывает владелец квартиры на 9-м этаже Александр Макаров. – Пошли к соседям – у них то же самое. Выяснилось, что на 14-м этаже кто-то скрутил батарею. Когда мы туда поднялись, вода была уже по щиколотку. Поняли, надо что-то делать, ведь Министерство обороны не распределило квартиры с 13-го по 16-й этаж! Старший по подъезду, полковник в отставке, собрал жильцов, около 15 человек, и организовал субботник. За шкирку повытаскивали бичей, вычистили весь мусор, привели все в божеский вид. Купили замки и незаселенные этажи закрыли полностью.
В этом доме многие этажи напоминают захваченные государства. Граница на замке – на площадку не попасть. Этаж можно объехать на лифте. Но в случае пожара лифт будет выключен. Пойти в обход тоже не получится. В дверь, ведущую к запасной лестнице, просто врезан замок. И, глядя на огромные квадратные метры, возникает только один вопрос – неужели эти квартиры никому не нужны? В России тысячи офицеров нуждаются в жилье. Но крышу над головой обретает кто угодно, только не действующие или отставные солдаты. Более того, Министерство обороны за все пустующие квартиры платит коммуналку – суммы выходят немаленькие, особенно зимой.
– Сама я из Ставропольского края, нашу квартиру мы с мужем получили три года назад, – продолжает Марина. – Знакомые тоже хотели бы здесь жить, но их сюда не селят, в Министерстве обороны отвечают, что свободных квартир в Краснодаре нет!
Однако новоселье здесь все же отмечают – за год в одном подъезде заселили три квартиры.
– Пусть черепашьим шагом, но законные представители появляются, – добавляет другая жительница. – Нам надо, чтобы появилось хотя бы 50 процентов собственников. Только тогда мы будем иметь право голоса и сможем самостоятельно выбирать управляющую компанию. На данный момент все решают за нас.
За три года существования дома сменилось уже несколько управляющих компаний – одна лучше другой: порядок в подъездах наводят только после жалоб, во дворах, если появляются какие-то клумбы с цветочками, то это дело рук самих жителей.
– При этом с 92-х квадратов я плачу по две – три тысячи за содержание жилья! – добавляет Марина.
__.__
Зимой тут для бомжей райское местечко, в 3 – 4-комнатных квартирах царит жара – батареи пашут на всю катушку
__.__
И пока департамент жилищного обеспечения Минобороны ищет законных новоселов, на свободных квадратных метрах кто-то неплохо зарабатывает, сдавая квартиры в аренду. Деньги, естественно, кладут себе в карман. Называть их имена пока не можем, но дело уже передано в суд.
– Когда мы пошли разбираться с нелегальными жильцами, нам просто пригрозили. Сказали, если мы еще раз к ним придем, они нас просто всех зарежут, – рассказывает Надежда Авдеева, местная жительница. – Мы по-всякому действовали: у нас лифт ходил только до 7-го этажа, потому что свободные верхние этажи заселяют незваные гости. Договаривались поставить видеокамеры, закрывали общие тамбуры, но потом опять железные двери выламываются, ставятся замки, и незаконное житье-бытье продолжается.
– Еще в начале этого года на первом этаже работала пекарня. Владелец вселился туда незаконно. Как он получил доступ, все догадываются, но сделать ничего не могли до тех пор, пока полиция не начала устраивать проверки, – рассказывает Анжела Петровская. – Он быстро свой бизнес свернул. Естественно, за коммунальные платежи не заплатил, а света там нажег, думаю, прилично. И бизнес только на одной квартире тут не останавливается, в моем подъезде на 16-м этаже работает целый хостел. Туда постоянно поднимаются незнакомые лица, мы об этом не раз говорили полиции, но пока действий никто не предпринял.
От такой информации, признаюсь, у меня глаза на лоб полезли. Поднимаемся на лифте – правая сторона лестничной клетки и впрямь заблокирована дверью. «Этот объект охраняет Господь», – написано на ней. По документам, за данной «броней» находится три квартиры. В законное пользование распределена только одна, остальные свободны. Стучим в дверь, нам долго не открывают. Через время слышится голос пожилой женщины:
– Что вам надо? – деловито спросила она, но при этом открывать дверь категорически отказалась. – Я проживаю только в одной квартире, остальные стоят свободные.
Правда, убедиться в этом она нам так и не позволила.
– Полицию вызывайте, тогда открою, – напоследок отрезала бабуля.
Дозвониться до участкового оказалось не так-то просто – трубку он не брал, а на пропущенные звонки, по всей видимости, махнул рукой.
– Да, это гиблое дело – звонить ему. Никогда трубку не берет, – говорит Марина, видя, как я пытаюсь дозвониться. Пришлось действовать через пресс-службу УМВД РФ по Краснодару.
– Жалоба по подозрительной квартире уже поступала, – комментирует официальный представитель ведомства Артем Коноваленко. – Проводили проверку, выяснили, что там проживают квартиранты – договор аренды имеется. В других квартирах, которые находятся на одном пролете, никого не было. Сотрудники полиции их открывали – следов жизнедеятельности не нашли. Как пояснил участковый, в чью зону ответственности входит данный жилой дом, заявлений о нарушении общественного порядка со стороны жильцов данной квартиры не поступало, однако практически ежемесячно нам сообщают о нахождении в этом и некоторых соседних домах подозрительных лиц.
Так, в конце в 2016-го в результате проведенных проверок было составлено более 10 административных материалов по статье 19. 1 КоАП РФ «Самоуправство». Всего за два года выселено более 50 человек, которые не смогли подтвердить правомерность нахождения в данных квартирах. На вопрос, кто вам дал ключи, все, как один, лишь хлопали глазами в ответ. То есть это еще одно подтверждение тому, что на свободных метрах кто-то зарабатывает. Кроме этого, составлено порядка 5 протоколов по статье 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации», который влечет за собой штраф от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы страны.
– Принудительно никого не выдворяли, – комментирует Артем Коноваленко. – Все иностранные лица обязаны самостоятельно покинуть Россию в течение 10 суток после вступления в законную силу решения суда. Также нами было возбуждено несколько уголовных дел по фактам краж 30 счетчиков и 20 отопительных батарей – подозреваемые задержаны. На произвол судьбы никто жителей этих домов не оставляет, профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов административных нарушений, а также уголовных деяний проводятся регулярно. Они дают положительный эффект: прежние жильцы не возвращаются, но, к сожалению, появляются новые.
Кстати, после обращения «КН» учли в полиции и претензии местных жителей, которые были связаны с игнорированием звонков участковым.
– Сегодня на участковых возлагается отработка значительного количества поступающих в полицию заявлений, – добавляет Артем Коноваленко. – Но, даже учитывая эти факты, мы обязаны всегда быть на связи и стараться минимизировать время реагирования на любые обращения граждан. С данным участковым проведена разъяснительная беседа о необходимости быть внимательнее к входящим на служебный мобильный телефон звонкам.
Еще в 2013 году президент Владимир Путин призвал напрочь извести понятие «бесквартирный офицер». Поручение начали выполнять молниеносно – выделили деньги на строительство, и заветные квадратные метры возвели через полтора года. Только почему-то они оказались никому не нужны. Но парадокс всей ситуации в том, что тысячи военнослужащих по стране продолжают скитаться с семьями по съемным и служебным квартирам.
– Все нуждающиеся военнослужащие по Краснодарскому гарнизону обеспечены жильем, кого мне туда заселять? – удивил информацией Михаил Колычев, начальник Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. – Сегодня эти квартиры не планируется использовать в интересах Вооруженных сил. Готовится проект приказа о передаче излишне имеющегося жилого фонда в собственность администрации города Краснодара. Думаю, в ноябре-декабре этого года вопрос будет решен. Муниципалитет сможет передать данное жилье в пользование нуждающихся.
Как оказалось, процедура передачи имений Минобороны в собственность крайцентра не новая – прием неприватизированного жилого фонда по улице Дзержинского ведется с 2007 года. Только жильем некоторые объекты трудно назвать.
– В 2014 году приказом заместителя министра обороны Российской Федерации предусмотрена передача в муниципальную собственность неприватизированных комнат бывшего общежития по улице Дзержинского, 125/8. В настоящее время принято 39 объектов. В связи с тем, что состояние жилого фонда по данному адресу оказалось крайне неудовлетворительным, дом признан аварийным, – пояснили «КН» в департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации Краснодара. – Муниципалитет вынужден решать вопрос о расселении около 60 семей. Департаментом также рассматривался вопрос о принятии в муниципальную собственность другого общежития – по улице Дзержинского, 129/3. Данное здание также находится в аварийном состоянии, поэтому его принятие признано нецелесообразным. В настоящее время в департаменте на рассмотрении находятся обращения Минобороны о принятии в муниципальную собственность также инженерных сетей по улице Дзержинского.
__.__
Министерство обороны за все пустующие квартиры платит коммуналку – суммы выходят немаленькие, особенно зимой
__.__
Собственно, и те квартиры, что находятся в злополучном доме (адрес мы его не можем называть, дабы еще больше не привлечь нелегальных жителей), тоже особого восторга не вызывают – горячей воды там нет и никогда не было. Как объяснили жителям, во время строительства забыли проложить соответствующие инженерные коммуникации. Но в эксплуатацию дом каким-то образом сдали.
– В своих квартирах мы за собственный счет устанавливаем бойлеры – нагреватели воды, выбора у нас нет, – рассказывает жительница Анжела Петровская. – То, что в Краснодаре электричество недешевое, никого не волнует.
Возможно, в скором времени коммунальные вопросы местным жителям станет решать проще. С 1 апреля Минобороны создало свою структуру – Центральное жилищно-коммунальное управление. Это результат реформы ЖКХ в военном ведомстве, где решено отказаться от услуг предприятий-посредников и создать отдельное федеральное бюджетное учреждение в рамках Минобороны. Оно-то и будет отныне взаимодействовать с ресурсоснабжающими компаниями. Штат сотрудников уже набирается.
Сотрудники Управления жилищного обеспечения Минобороны тоже не раз участвовали в полицейских рейдах.
– Заходишь в квартиру, а жильцы не могут представить необходимые документы, – говорит Михаил Колычев. – При этом живут семьями, растят детей. Но, когда спрашиваешь, кому они платят деньги за жилье, чтобы мы могли возбудить уголовное дело, молчат, как партизаны. И эта проблема нас очень волнует. Ну не могу я возле каждого подъезда выставить охрану. Ведь такая ситуация не только в Краснодаре, но и в других гарнизонах. Чуть ли не каждый месяц составляем административные акты вместе с полицией.
– Неужели никто не хочет получить квартиру в теплом южном городе Краснодаре? – напоследок задала я вопрос.
– В среднем 2-комнатная квартира в Краснодаре стоит 2 млн. 240 тысяч рублей, – продолжает Михаил Колычев. – Минобороны строит квартиры еще дешевле, квадратный метр, по расчетам Министерства экономического развития РФ, обходится в ??? 30 100 тысяч рублей. При этом с 2014 года в нашей стране действует жилищная субсидия. Когда закон вступил в силу, военные массово начали отказываться от квартир и просить выдать им положенное деньгами. Ведь субсидии выплачиваются из расчета, чтобы офицер мог купить жилье как в столице, так и на Дальнем Востоке. Размеры субсидии зависят от выслуги лет, званий, наград, количества детей и т. д. И порой суммы достигают 14 млн. рублей. И это правильно – престиж армии надо поднимать. Наши военнослужащие всю жизнь пашут в «горячих точках» и имеют полное право на достойное жилье. К тому же у Южного военного округа большая зона ответственности. Упрекать их в этом плане нельзя. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу – в Краснодар мечтают переехать более 250 военнослужащих, из них 242 – ждут получения жилищной субсидии.
Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше – осуждать никого не собираемся. Главное, что в ближайшее время свободные квартиры все-таки обретут законных жильцов. А это значит, что оборону осталось держать недолго. Поэтому точку ставить пока не будем. Хотим, чтобы у этой истории был счастливый конец…