Оборона «Малой земли» (такое название получил небольшой, но стратегически важный участок земли чуть южнее территории Новороссийска того времени) вошла в историю освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков, историю Великой Отечественной войны, а значит, в историю нашей страны одной из самых трагических и героических страниц.
Оборона Малой земли продолжалась 225 дней, и к 10 часам утра 16 сентября 1943 года Новороссийск был полностью освобожден. Враг бежал, оставив на поле боя тысячи солдат и офицеров, а также большое количество техники и военного имущества.
За мужество и отвагу 21 воин был удостоен высшей степени отличия СССР – звания «Герой Советского Союза».
7 мая 1966 года город награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. 14 сентября 1973 года Новороссийску присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Майор Цезарь Куников был первым командиром десанта и первым старшим морским начальником на плацдарме. В ночь на 12 февраля 1943 года, принимая катера и эвакуируя раненых, он был смертельно ранен осколком разорвавшейся мины и умер в геленджикском госпитале.
Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В Новороссийске на его могиле горит огонь Вечной славы.
Легендарный снайпер морской пехоты Филипп Рубахо. При освобождении Новороссийска он получил тяжелое ранение. Герой скончался в госпитале Сочи.
На его личном счету – 346 уничтоженных солдат и офицеров противника, 8 подорванных дзотов, подбитый танк и взорванный 6-ствольный миномет. Лично обучил снайперскому искусству 72 человека.
Снайпер Лиза Миронова. Уничтожила около 100 солдат и офицеров противника. В боях за Новороссийск была тяжело ранена и умерла в госпитале. Ей было всего 19 лет. Похоронена в Геленджике. Фотокорреспондент запечатлел ее на Малой земле незадолго до гибели.
14-летний боец Витя Новицкий. Когда немцы подошли вплотную к Генуэзской башне, он выхватил из ящика несколько гранат и метнул туда, где было больше всего вражеских солдат. После он схватил пулемет и покосил гитлеровцев, которые шли на штурм.
Но все же немцам удалось проникнуть в здание. Ударом приклада они обезоружили мальчика, а затем облили тело спиртом, подожгли и выбросили из окна верхнего этажа башни...
В фонде Новороссийского исторического музея- заповедника сохранился уникальный выпуск фотогазеты ТАСС, посвященный освобождению города. Он вышел в октябре 1943 года. Война тогда была в своем страшном разгаре, но в номере нет даже намека на смерть, кровь, потери товарищей...
Редакции газеты главного политического управления Красной армии было важно подбодрить бойцов и наполнить их военные будни оптимизмом.
Так в подписи к одному из фото говорится: Это был радостный день в жизни этих двух молодых бойцов 83-й бригады морской пехоты. Ефрем Саджая (слева) и старшина первой статьи Михаил Желновакин (в центре) получили комсомольские билеты.
Подпись к другому фото гласит: С воем проносятся над Мысхако вражеские снаряды. Черные столбы взрывов поднимаются к небу. А здесь, в землянке, раздается веселый смех. Три друга-разведчика вернулись из рейда в тыл врага. Теперь они отдыхают. Фомин пишет письмо родным, Алейников старательно разглаживает гимнастерку, а Кундий пришивает воротничок.
Еще одна фотография подписана так: На Мысхако не хватало пресной воды. Малочисленные колодцы пересыхали. Комсомольцы и молодежь бригады вырыли новые колодцы, чтобы наладить снабжение своих частей хорошей питьевой водой.
Осенью 1942 года немцы заставили местных жителей засеять на Мысхако пшеницу. Когда немцев выбили с Мысхако, «поле» стало передним краем нашей обороны. Комсомольцы все же решили собрать с этого поля урожай. Ночами ползком пробирались они на поле, стригли пшеницу ножницами.
На заминированных участках урожай снимали саперы. Работали в абсолютной тишине: в нескольких метрах от поля сидели ничего не подозревающие немцы. Урожай был собран и обмолочен.
Еженедельно в течение семи месяцев санитар хирургического полевого госпиталя Оганес Мурадьян совершал вылазки на Большую землю. Он отвозил в стирку белье и привозил продукты для госпиталя. Каждая его поездка была героическим подвигом. Но комсомолец исполнял свою работу так спокойно и весело, будто отправлялся на прогулку, а не на опасное боевое задание.
Фото из Фонда новороссийского исторического музея-заповедника и из открытых источников