Угроза заражения коронавирусом в Швейцарии растет. В этой стране, где живу 11 лет, всего 8,57 млн. жителей, меньше, чем в Москве, но на 31 марта у нас уже было 16 176 зараженных и 373 умерших.
Швейцарцам хочется верить, что просто медики стали больше тестировать людей, но если рассчитать количество заболевших на 100 тыс. населения, то становится ясно, что вирус распространяется здесь лавинообразно. Власти опасаются, что в больницах скоро некуда будет класть больных, а горожане без симптомов в растерянности: в аптеках давно исчезли и не появились до сих пор медицинские маски, перчатки, в магазинах – дезинфицирующие средства. Почему коронавирус обрушился лавиной?
Вернусь в середину зимы, когда в китайском городе Ухань вирус уже полыхал. Мой муж прилетел из Испании в Женеву 21 января. В аэропорту никто не проверял пассажиров тепловизорами и вообще не было никаких признаков беспокойства. Но больше всего настораживало то, что шенгенские границы оставались в Европе нараспашку. А надо знать, что каждое утро в Швейцарию едут на работу из соседних стран – Германии, Франции, Австрии и Италии, где уровень жизни ниже, целые армии так называемых фронталье – приграничных жителей, у которых есть специальные разрешения на въезд и трудоустройство. Из Франции – 180 тыс. гастарбайтеров, из Северной Италии – 76 тыс., из Германии – 60 тыс., из Австрии – 20 тыс.
Все продолжали работать. Жизнь стучала колесами поездов желаний еще в феврале – начале марта… В информационном пространстве болеющий Китай преподносили как далекую страну, ну почти на другой планете. А север Италии, под боком, уже умирал. Среди людей распространялась информация, что медицинские маски бесполезны и даже вредны, а коронавирус не страшнее гриппа, от которого тоже умирают. Было ощущение ваты в ушах, а в тишине чувствовалось, что финансовое здоровье туристического, отельного, ресторанного и торгового бизнеса важнее всего в государстве, где, как известно, буржуазное правительство.
Усиленно пропагандировалась одна мера предосторожности: мойте руки. Даже 11 марта, когда Всемирная организация здравоохранения (с головным офисом в Швейцарии) объявила пандемию коронавируса, то есть он достиг уже всех континентов и большинства стран, жизнь текла своим чередом. Хотя глава ВОЗ, как сообщали СМИ, был «серьезно озабочен тревожным уровнем бездействия» по поводу коронавируса. В это время в соседней Италии уже было 12 тыс. зараженных и 827 летальных исходов.
В пятницу, 13 марта, глава ВОЗ признал, что центр пандемии переместился в европейские страны. И Швейцария вдруг предупредила граждан о важном заявлении сразу после обеда. Аппетит у многих пропал, люди напряглись в ожидании. И вот объявили, что закрываются школы: в одних кантонах до 19 апреля, в других – до 30-го. Уже эта мера вызвала панику среди достаточно апатичных по своей натуре и пугливых местных граждан. За полдня в магазинах опустели полки с овощами и фруктами, туалетной бумагой… А к вечеру на местных сайтах со всякой всячиной стали предлагать медицинские маски втридорога – по 50 франков за штуку. Кто-то решил сорвать куш на пандемии. В общем, светопреставление началось…
Тучи собирались, ведь еще 24 февраля в Швейцарии диагностировали первый случай заражения коронавирусом, и после этого информация о числе заболевших и погибших стала напоминать военные сводки. СМИ добавляли страхов: к престарелой паре пришли «волонтеры», взяли 70 франков на покупку продуктов и исчезли. Власти объявляли о новых важных заявлениях традиционно после обеда: закрываются кинотеатры, рестораны, кафе… По радио, прерывая вещание, повторяют просьбы оставаться дома, выходить только в случае необходимости – в аптеку, к врачу или за продуктами. Не собираться больше пяти человек и соблюдать социальную дистанцию 2 метра.
Чтобы облагоразумить непослушных граждан, ввели штрафы – 100 франков. За запрещенную коммерческую деятельность – до 20 000 франков, а в случае рецидива – до 50 000.
…Вот так поскользнулась Швейцария, сама себе налив масла на рельсы, хотя надо было вовремя поднять шлагбаумы и прогудеть об опасности. И еще. Дремлющая «медицинская» змея на чаше, похоже, уснула и перестала учить мудрости.