Четыре девушки-курсантки краснодарского авиационного училища готовятся сесть за штурвалы боевых самолетов – они станут первыми военными летчицами в истории современной России и теми, кому будет доступна оперативно-тактическая и дальняя авиация. Напомним, год назад во время «Прямой линии с президентом» они спросили, есть ли у них шанс не только попробовать себя в военно-транспортной авиации, но и овладеть истребителями и штурмовиками.
– Не вижу ограничений, ничего недоступного для женщин в армии нет, – ответил им тогда Владимир Путин. – Девушки могут освоить все.
И вот предварительная подготовка пройдена, экзамены и тесты на выносливость сданы, пора приступать к летной практике. О том, не пожалели ли девушки о своем вопросе, в эксклюзивном интервью с «КН» рассказала 24-летняя курсантка, будущая летчица дальней авиации Екатерина с летной фамилией Пчела.
Летная практика у девушек проходит на военном аэродроме, что находится на окраине станицы Кущевской. В лучах утреннего солнца взлетная полоса здесь выглядит неестественно ярко, лишь темные продолговатые птицы – тени боевых самолетов – скользят по ней одна за другой. Проносятся они здесь довольно часто в сопровождении оглушительного рева двигателя и едкого шлейфа авиационного керосина. У обывателя в такой обстановке, да еще на 30-градусной жаре, может легко разболеться голова. Но будущим летчицам новая стихия оказалась по душе.
За месяц летной практики они научились выполнять горизонтальный полет, развороты, виражи, набор высоты, выпуск и сборку шасси и даже испытали боевой самолет Л-39 в «мертвой петле». Да, пока все элементы они делают на пару с инструктором. Но уже через неделю их ждет самостоятельный полет.
– Волнительно как-то… – говорю я, глядя на Екатерину, которая заплетает свою фирменную косу.
– Отнюдь нет, – не моргнув глазом отвечает она. – Я бы хоть сейчас сама полетела. Но рановато пока. Надо отработать все элементы, исправить ошибки. Неподготовленного человека в небо никто не выпустит.
Страха высоты у Екатерины никогда не было. Гены не позволяют. Ее папа – командир дивизии дальней авиации, военный летчик-снайпер Олег Пчела. В начале этого года указом президента ему присвоили звание генерал-майора. Именно пример отца, который сегодня летает на Ту-160, и вдохновил девушку на военную службу.
– Помню, в детстве мы всей семьей приехали к папе на аэродром. И тут прилетел сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Когда он начал выруливать на стоянку, я просто обалдела от его масштабов, длины, крыльев. Он выглядел настолько мощно, что я только и вымолвила: «Вот это самолет!» Именно тогда у меня появилась мечта – покорить его и летать вместе с папой.
Но после окончания школы Екатерина поступила в Южно-Уральский государственный университет на пилота гражданской авиации, ведь тогда, три года назад, девушки могли только мечтать о военной авиации. Но, как говорится, смелым помогает судьба. После учебы девушка никак не могла устроиться на работу. И тут средь бела дня раздается звонок от отца: «В Краснодаре в военное авиационное училище впервые девушек набирают, попробуешь поступить?» – сказал он ей.
– Я никогда не собиралась отказываться от своей мечты и решение о поступлении приняла сразу, – вспоминает Катя.
– Но ты представляла, что тебя ждет: жизнь по уставу, переезды, я уже молчу об отсутствии женских радостей: походов по магазинам, салонам красоты, романтических прогулок под луной….
– У меня семья военных. И всю жизнь мы ездили по военным гарнизонам: родилась я в Морозовске Ростовской области, какое-то время жили в Барнауле, потом переехали в Джиду, что в Забайкальском крае, Челябинск, Москву, в Энгельс, и оттуда я уже уехала в Краснодар. Поэтому для меня это привычной образ жизни. Я жила со звуками самолетов, разглядывала их, когда они пролетали над нашими домами, просила отца брать меня с собой на аэродром. Особенно любила ночные полеты, когда папа летал на фронтовых бомбардировщиках Су-24 и взлетал на форсаже. Это было безумно красиво. Поэтому ожидания мои полностью оправдались, единственное, я переживала из-за перегрузок на свой организм. Но, как оказалось, они легко переносятся, если у тебя хорошая физическая подготовка.
Распорядок дня у девушек зависит от летной смены. Если первая смена, то подъем в два часа ночи либо в четыре утра. Если вторая, то девушки могут позволить себе поспать до 8.00. Всего за четыре месяца летной практики они должны совершить порядка 150 полетов – провести в небе более 60 часов.
– Домой, конечно, хочется, – не скрывает Екатерина. – Но я ко всему привыкаю и могу выжить в любых условиях. Каждый день созваниваюсь с родителями, делюсь своими впечатлениями, они меня поддерживают.
– Отец дает особые указания по управлению боевым самолетом? – спрашиваю я.
– Папе я рассказываю, как прошли полеты, но он мне не инструктор. Когда другие люди лезут в учебу, это неправильно. Я так считаю. Все ошибки и отклонения я обсуждаю только с преподавателем. Да и со временем начинаешь самостоятельно замечать отклонения, анализировать, действовать, работать над собой. Когда понимаешь, чего ты хочешь от самолета, полеты проходят с большим наслаждением. А папа может только порадоваться моим успехам или расстроиться, если вдруг что-то не получается.
– Ты сначала отучилась на пилота пассажирских самолетов и даже успела налетать 150 часов. Гражданская и военная авиация сильно между собой отличаются?
– Гражданская жизнь и гражданское прошлое у меня остались за забором, – улыбаясь, говорит Екатерина. – Здесь скорости в два раза больше, самолет более маневренный, управление совершенно другое. Плюс в гражданской авиации мы летали в основном в горизонтальном полете, фигуры высшего пилотажа там не нужны. Но ко всему нужно привыкать и заранее продумывать свои действия.
– Мощь боевого самолета уже оценила?
– О, да. Это произошло, когда с инструктором мы выполнили петлю Нестерова, – говорит Екатерина.
Вопреки стереотипам, служить по контракту девушкам не сложнее, чем парням. Своими стараниями курсантки уже доказали, что они более усидчивые, ответственные, не устают от монотонной работы. Хотя в экстренных случаях юноши справляются лучше. Но, как показывает практика, это дело наживное.
– Все нарабатывается, – добавляет Екатерина. – У нас проходят постоянные тренажи, где мы отрабатываем особые случаи. Конечно, сначала все было непонятно. Когда давали команду катапультироваться, многие из нас терялись и долго думали. Но по мере отработок все приходит в осознание и лучше получается.
Осенью прошлого года курсантки успешно прошли практику по выживанию после аварийного покидания самолета. Их научили правильно действовать в лесу: делать шалаши, сигнальные костры, добывать еду, совершать один из опасных прыжков с парашютом – в море.
– Помню, как выпускающий перед прыжком мне сказал: «Если боишься, закрой глаза». А я ответила: «Вы чего?» Наоборот, смотрела вниз. Я не боюсь высоты.
После обучения по специальности дальней авиации Екатерина Пчела сможет летать на бомбардировщиках Ту-22М3 или стратегических ракетоносцах Ту-160 и Ту-95МС. Сегодня дальняя авиация – воздушная часть и ядерной триады России, именно самолеты дальней авиации могут нести на борту ядерное вооружение.
– Мне кажется, дальняя авиация для девочек наиболее подходящая. Потому что в военно-транспортной постоянные длительные командировки, в истребительной и штурмовой ты не принадлежишь ни себе, ни семье. А дальняя авиация – да, есть длительные полеты, но все же они дома, а для девушки это важно, – рассуждает Катя. – Как любая нормальная девушка, я мечтаю о семье, детях. Ведь человечество для этого и создано. Но загадывать ничего не хочу, в нашей семье это не принято.
Досье «КН»
Екатерина Пчела / Возраст 24 года / Рост 172 см / Вес 68 кг
Общая физическая подготовка: километр пробегает за 3 минуты 48 секунд, 100 метров за 15,2 секунды, отжимается 27 раз.