В этом году у инженерно-технической службы Росгвардии двойной профессиональный праздник. 24 января ей исполнилось 75 лет. А 27 марта взрывотехники вместе с другими подразделениями ведомства отметят День войск национальной гвардии РФ.
Накануне даты корреспонденты «КН» пообщались с представителями одной из самых ответственных и опасных профессий и узнали, зачем взрывотехники изучают историю советского вооружения, сколько весит их защитный костюм и почему специалисты, обезвреживающие боеприпасы, не должны терять страх.
Сосредоточенность, умение нестандартно мыслить и предельная аккуратность. Такими качествами должен обладать любой взрывотехник. Случайных людей на этой сложной и опасной службе нет. Ведь каждая ошибка здесь может стать роковой.
Но, как говорят сами взрывотехники, если приходишь в такое подразделение, остаешься в нем надолго. Начальник инженерно-технического отделения ОМОН Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю Роман служит почти 16 лет. Его коллега Василий – больше 20.
– Не буду скрывать, работа очень тяжелая. Свободного времени практически не бывает. Надо быть готовым к тому, что в любую минуту тебе позвонят и скажут собираться на выезд, но мы привыкли, – поделился Роман.
Кстати, о сборах. Когда своими глазами видишь специальный защитный костюм, понимаешь, почему взрывотехники всегда в отличной физической форме и регулярно занимаются спортом. Вес всесезонной экипировки – 42 кг.
Уважаемые сотрудники и военнослужащие, дорогие ветераны! Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем войск национальной гвардии Российской Федерации. Благодарю весь личный состав подразделений регионального управления Росгвардии за добросовестную службу, профессионализм и преданность делу. Особые слова поддержки выражаю росгвардейцам, которые сейчас по долгу службы находятся вдали от дома и встретят праздник на боевом посту. Желаю личному составу и ветеранам крепкого здоровья, реализации всех намеченных планов, профессиональных успехов в службе! Мирного неба над головой и благополучия!
Тяжелая куртка, которую лично я не смогла удержать в обеих руках и 10 секунд, наколенники, нарукавники, каска и экран на лицо с бронированным многослойным стеклом – костюм взрывотехника напоминает скафандр космонавта. Самому его не надеть. Всегда помогает напарник.
– Но даже такой костюм не гарантирует стопроцентную защиту. Не зря говорят, что взрывотехник не имеет права на ошибку. От его грамотных действий зависят не только собственное здоровье и жизнь, но и безопасность окружающих людей. Ведь мы работаем не только в лесу или в поле, но и в непосредственной близости от жилых домов, – рассказал Роман.
Оперативно выезжать на место, где обнаружили боеприпас, помогает машина, в которой находятся оборудование и взрывотехнические костюмы. Сегодня на помощь специалистам может прийти даже робот. Но все-таки в первую очередь взрывотехники надеются на себя.
– В каждом случае мы оцениваем обстановку. В голове сразу несколько вариантов развития ситуации. И, конечно, руки – они наш главный инструмент, – рассказал Василий. – Когда приходится откапывать боеприпасы, часть работы делаешь вручную, миллиметр за миллиметром, как археолог, освобождаешь мину или снаряд от земли, чтобы не повредить взрыватель. И только потом визуально осматриваешь боеприпас, чтобы принять решение, можно ли его перевозить в контейнере или засыпав песком и потом взрывать на полигоне или необходимо обезвредить опасную находку прямо на месте, предварительно оцепив территорию и приняв другие меры безопасности.
Сегодня инженерно-технические подразделения ОМОН играют важную роль в охране общественного порядка и безопасности региона. Они выполняют задачи по поиску, обнаружению, идентификации, обезвреживанию, перевозке и уничтожению боеприпасов, а также участвуют в обследовании мест массового пребывания людей и объектов транспортной инфраструктуры на наличие подозрительных предметов. Ежедневно инженерно-досмотровые группы ОМОН проверяют железнодорожные вокзалы и аэропорты.
Еще одна важная часть работы взрывотехников – обезвреживание боеприпасов времен Великой Отечественной войны. Как известно, на Кубани шли ожесточенные бои, до сих пор в районах края и Краснодаре находят опасные следы сражений.
Только в 2021 году взрывотехники подразделений ОМОН Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю обследовали и уничтожили более 9 тыс. боеприпасов. Это авиационные и кассетные бомбы, разнокалиберные минометные мины, артиллерийские и подкалиберные снаряды, гранаты разной модификации.
Часто о таких боеприпасах сообщают кубанцы, которые находят их во время строительных и аграрных работ, рыбалки и даже просто прогулки в лесу или отдыха на пляже.
Так, в 2021 году сотрудники инженерно-технического отделения ОМОН обследовали и уничтожили 105-миллиметровый артиллерийский снаряд времен Великой Отечественной войны со следами сильной коррозии, найденный отдыхающими недалеко от берега одного из пляжей на Пионерском проспекте в Анапе.
В воде на адлерском пляже дайвер во время погружения увидел предмет, внешне похожий на боеприпас. Взрывотехники установили, что это минометная мина. Опасную находку аккуратно извлекли из воды, вывезли с пляжа и уничтожили с соблюдением всех мер безопасности.
Случается, что взрывотехники обезвреживают не один, а сотни боеприпасов. Такая работа занимает до нескольких суток. В апреле прошлого года в Крымске местный житель во дворе собственного дома нашел несколько предметов, похожих на боеприпасы. Вызвали специалистов. Обследовав участок, взрывотехники обнаружили больше 200 разнокалиберных минометных мин, артиллерийских снарядов, гранат времен войны. Их транспортировали в карьер, подальше от жилых домов, и уничтожили.
А в марте 2021 года в лесополосе недалеко от села Отрадо-Кубанского Гулькевичского района местный житель нашел несколько старых снарядов и сообщил об этом в правоохранительные органы. Выехавшая на место группа разминирования, обследуя местность, обнаружила еще более 4 тыс. боеприпасов. Их уничтожали партиями в карьере, на безопасном расстоянии от населенных пунктов. Работа продлилась больше суток.
На стройплощадках больших объектов, прежде чем к своим обязанностям приступят рабочие бригады, местность обследуют взрывотехники. И не зря. Например, на месте, где сегодня стоит Крымский мост, были обнаружены сотни мин военных лет и даже баржа с боеприпасами, которая покоилась на дне моря. А в декабре 2020 года при подготовительных работах по строительству дороги в Славянском районе взрывотехники нашли и обезвредили 100-килограммовую авиабомбу.
Как противника надо знать в лицо, так и взрывотехники должны четко понимать, какой именно боеприпас перед ними. Этому учатся годы.
– Мы с иронией смотрим, как в кино легко выбирают между красным и синим проводом и перерезают нужный, обезвреживая бомбу, – на деле все гораздо сложнее, – рассказал Роман.
Василий добавил: чтобы точно различать боеприпасы, взрывотехники изучают их не только в учебном центре.
– Есть справочники по артиллерийским снарядам, минам и так далее. Ну и, конечно, на практике, когда сталкиваешься с тем или другим боеприпасом, учишься определять, что перед тобой. Какие-то встречаются чаще. А есть, к примеру, боеприпасы войск гитлеровской коалиции. Такие подразделения в годы войны находились на оккупированных кубанских территориях. И сегодня иногда в районах находят, например, румынские боеприпасы.
В целом, как признаются взрывотехники, учатся они столько, сколько служат, чтобы постоянно держать себя в тонусе.
Я поинтересовалась, бывает ли взрывотехнику страшно или со временем это чувство притупляется.
– Стальных нервов, как это принято считать, у нас нет. Переживаешь каждый раз. До сих пор помню свой первый выезд, когда на улице Черкасской в Краснодаре при строительстве многоэтажек выкопали 800 минометных мин времен Великой Отечественной войны. Было волнение, пот прошиб в защитном костюме. Но потом сосредоточился на том, чтобы четко делать работу, и эмоции ушли. Осталась только задача, которую надо выполнить, – поделился Роман. – Ну а в целом скажу, что здоровый страх у взрывотехника должен присутствовать всегда. Он помогает неординарно мыслить и обезвреживать боеприпасы. Ведь, как известно, именно страх – лучший помощник для выживания. Поэтому тем, кто перестает бояться, пора уходить с нашей службы.
Мы поздравили взрывотехников с наступающим профессиональным праздником и поинтересовались, как будут его отмечать.
– Хотелось, конечно, побыть дома с семьей. Но не исключено, что поступит сигнал и соберемся на выезд. Такая работа, – улыбнулся Роман.