Ведущий научный сотрудник Международного центра экологии университета «Сириус» Андрей Гринько рассказал, как избежать необратимых последствий для экосистемы Черного моря.
По словам ученого, важно своевременно ликвидировать источник разлива, в этом поможет откачка оставшегося мазута. Следующий шаг – сбор нефтепродуктов с поверхности моря с помощью боновых заграждений. Для работы с нефтепродуктами нужны силы МЧС, экологических организаций и волонтеров. Силы специалистов необходимо направить, в том числе для сбора мазута с затонувшего танкера. Для этого нужно оградить место затопления судна.
Что касается помощи животным – в первую очередь, их необходимо отмывать от мазутной пленки. Сразу выпускать пернатых в окружающую среду ни в коем случае нельзя.
– Изменения в состоянии небольших организмов в результате ЧС, таких как моллюски и рачки, мелкая рыба, требуют оперативного наблюдения и анализа. Несколько обнадеживает тот факт, что определенная часть мазута может быть переработана местной микробиотой. По поводу долгосрочных мер сложно ответить, так как последствия аварийных разливов в море невозможно ликвидировать на 100% и в долгосрочной перспективе необходимо проводить мониторинговые исследования различных экосистем моря. Будут полезны исследования, направленные на разработку так называемых биофильтров, которые в перспективе смогут помочь морской экосистеме быстрее восстановиться, – цитируют «Ведомости ЮГ» эколога.
Для уборки берегов, покрытых галькой, необходимо задействовать специальные сорбенты. Специалистам уже нужно думать над тем, как подготовить и продумать проезды техники к таким пляжам.
Во избежание распространения мазутных пятен в Азовское море поможет ограничение нефтепродуктов боновыми заграждениями. Избежать попадания загрязнений в другие водные объекты позволит, в том числе постоянный мониторинг за экосистемой Черного моря.
– В качестве превентивной меры можно предложить ограничить специальными боновыми заграждениями постоянной плавучести возможный путь миграции мазута, при этом параллельно проводить мониторинг состояния дна, водных масс и побережья с тем, чтобы оперативно включиться в работу по их очищению. Технически осуществить это, конечно, непросто, однако последствия загрязнения могут быть значительными, – цитирует эксперта издание.