Кубанские Новости
Культура

Директор КЦ «Типография» Олег Сафронов: «Моя задача - быть мостиком между искусством и городом»

Известный своими проектами в области современного искусства культурный центр «Типография» в октябре 2017 возглавил краснодарец О

- За пять лет работы КЦ «Типография» рулили соучредители Ник Мороз и Евгений Руденко, журналист Галина Колонтаевская, художник Степан Субботин. Ты знаешь всех своих предшественников?

- Есть бессменный Евгений Руденко. И да, было несколько топ-менеджеров. Например, Эльдар Ганеев - при нем довольно живо все было, проводились турниры по интеллектуальным играм, викторины, работали языковые курсы. Но, на самом деле, я не очень осведомлен обо всех.

- В августе этого года в прессе были громкие сообщения о новом витке сотрудничества «Типографии» с московским музеем современного искусства «Гараж», журналисты цитировали слова директора «Гаража» Антона Белова о том, что он намерен искать управленцев для Краснодара. А потом стало известно, что ты стал директором. Кто тебя пригласил работать в «Типографию»?

- У нас был долгий роман с «Типографией», который закончился свадьбой. Не могу сказать, что меня кто-то именно пригласил. Я узнал об основателях «Типографии» - арт-группировке «ЗИП» (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины - ред.) в 2013 году, когда учился в Москве. Вернувшись в Краснодар, приходил сюда сначала как посетитель, потом предложил помощь, как дизайнер - занимался оформлением, делал постеры, афиши, даже поучаствовал в одной из выставок, была такая творческая коллаборация с ЗИПами.

- Стал частью арт-группы «ЗИП»?

- Это громко сказано. Я снял на камеру Женю Римкевича, затем мы вместе с ребятами нанесли дополнительные изображения на эту визуальную фактуру, разработали концепцию проекта и показали его на выставке «Для бро». Это был крутой опыт, и мне захотелось стать еще ближе к процессу современного искусства. Когда «Типография» отмечала пятилетие, Степа (Степан Субботин - ред.) позвал меня на встречу с Антоном Беловым. Антон приезжал в Краснодар провести дискуссию на тему развития регионального искусства и «Типографии» в частности. В какой-то момент оказалось, что эта дискуссия превратилась в наш с Антоном диалог. Мы задали друг другу немало вопросов, искали ответы, и на следующий день за разговором со Степаном я понял, что, да, мне интересно участвовать в процессе развития «Типографии» профессионально.

- Значит Антон Белов не то, чтобы предложил тебе должность, а... помог определиться?

- Да, это общение было большим стимулом. До этого я не представлял, чем действительно может стать «Типография». Я приходил и видел: здесь вроде мастерская, здесь выставка, вот тут ребята (не знаю, кто) тоже что-то интересное делают. А в диалоге с Антоном я понял, как это можно упаковать. Не с точки зрения содержания художественных проектов, а как площадку. Несмотря на то, что все воспринимают «Типографию» и арт-группировку «ЗИП» как целое, я сознаю, что это место должно стать точкой притяжения разных творческих людей и зрителей. «Типография» будет работать по модели культурной институции, а не клуба.

- А «зиповцы» не волнуются, что их перестанут ассоциировать с родным детищем?

- Их никогда не перестанут с ним ассоциировать. Я не говорю, что «Типографию» и «ЗИП» надо разорвать. Ни в коем случае. Они связаны, но это не тождество. «Типография» - место для художественного высказывания, в том числе тех авторов, чье творчество может не совпадать с идеями ЗИПов. Все должны звучать.

- Художник захотел выставиться в «Типографии». Пришел и с тобой лично об этом договорился?

- Курирующий орган выставочной программы - группа «ЗИП». Они отвечают за смысловое содержание площадки. Свою роль я рассматриваю, как роль бренд-менеджера, пиар-менеджера, коммерческого директора. Заниматься кураторством и искусством не буду. По всем вопросам, которые касаются содержания выставок, я консультируюсь с ЗИПами и слушаю их мнение безоговорочно. Моя задача - быть мостиком между искусством и городом.

- Нет ли несоответствия: художников выбирают художники? Удастся создать «разнозвучание»?

- Никакого несоответствия. Ребята могут привлекать на площадку художников, с которыми не совпадают в поисках и творческом методе, но это не мешает им видеть роль и значение других авторов в современном искусстве.

- Какие изменения произойдут в пространстве «Типографии» с твоим приходом?

- Мой опыт присутствия в таких московских творческих кластерах, как Artplay, «Флакон», «Арма», говорит о том, что это должно быть открытое пространство, где гость сразу будет вовлечен в события и процессы: выставки, лекции, мастер-классы, постановки, концерты. Речь идет о комфорте пребывания для посетителя. Территория, которую занимает «Типография», изначально неудачно зонирована для наших целей, потому что это было производственное помещение. Есть выставочный зал и система коридоров и ответвлений в глухие комнаты. Я бы хотел избавиться темных углов, трухи, старой мебели и оборудования, расширить коридор, снести часть стен. Всем помещениям нужен серьезный анализ, профессиональное дизайнерское решение. Для меня важно организовать навигацию места, обновить фирменный стиль - это обычные маркетинговые технологии, чтобы повысить трафик, сделать «Типографию» более посещаемой. Человек не должен спотыкаться о полуразрушенную ступеньку, тратить время на поиски гардероба и туалета.

- Коворкинг останется?

- Его пока не трогаем. И даже планируем расширить список услуг.

- Две кухни останутся?

- В них нет смысла. Там ничего не происходит. На месте кухонь сделаем второй зал для мероприятий, который будем сдавать в аренду.

- Хостел?

- Хостел давно закрыт. На его месте действует арт-резиденция, в которую приезжают художники. Арт-резиденцию мы не трогаем, это одна из ключевых особенностей нашей галереи RedGift и «Типографии» в целом. Людям очень нравится жить и работать при галерее. Они в восторге.

- Выставочный зал «Типографии» и галерея RedGift находятся в смежных комнатах, если можно так сказать. Где проходит граница между двумя площадками? Или они сольются?

- Галерея RedGift является частью КЦ «Типография», но развивается по своей коммерческой модели. У RedGift есть свои запасники, в которых хранятся произведения. Это взрослое место со своим куратором Натальей Кур. Там показывают и продают работы художников. Процент от продаж идет «Типографии». Кого повесить - решает куратор. Если вы хотите купить искусство, приходите в RedGift.

- На чем «Типография» еще зарабатывает?

- Аренда - одно из основных направлений. Образовательные программы. В том числе у нас отличная детская арт-школа. Коворкинг - человек пять всегда сидит, это наши фанаты, которые считают, такой атмосферы в городе больше нигде нет. Абонемент в коворкинге стоит три тысячи в месяц.

- Вход на выставки будет платным?

- Всегда бесплатным.

- Сколько всего соучредителей у «Типографии»?

- Трое: Евгений Руденко, Ник Мороз и Степан Субботин. В менеджменте у нас - обстановка цеха, есть чат в Телеграме, где мы обсуждаем все вопросы.

- Кто сейчас финансирует «Типографию»?

- Евгений Руденко, Николай Мороз, а также Валерий Неженец - предприниматели, которые готовы вкладывать в искусство, не прося ничего взамен.

- «Типография» будет получать финансовую помощь от «Гаража», из фонда «Айрис»?

- Через две недели я лечу в Москву, и мы будем все это обсуждать. Давайте расскажу вам через месяц.

- Можно ли говорить теперь о «Типографии» как филиале «Гаража»?

- Нет. Это разные институции, которые не объединены общим администрированием. У «Гаража» не стоит задачи нас подминать. Мы будем сотрудничать, но я не могу сказать, что «Гараж» станет диктовать, какими нам быть. Все решения «Типография» принимает самостоятельно.

- «Гараж» для тебя - это образец культурной институции?

- Я не могу брать «Гараж» за образец: мы находимся в разных городах, разных ментальных поясах, разных финансовых контекстах. Да, я смотрю на «Гараж» как на нечто сияющее. Понятно, что оттуда можно многое взять. Но при этом «Гаражом» мы никогда не станем и не хотим становиться. Сейчас в России идет процесс культурной децентрализации. В Москве, да, все есть - деньги, люди, но параллельно развиваются и региональные культурные центры. И мы с ними налаживаем горизонтальные связи - с Казанью, Екатеринбургом, Нижним Новгородом, Ростовом-на-Дону. «Гараж» готов нам оказывать посильную поддержку в этом. Мы хотим стать частью сети, когда регионы и города будут обмениваться кураторами, художниками, выставками. Этим процессом никто не управляет свыше, он спонтанный, построенный на личных связях, личном диалоге. Плана развития нет. Стратегия не прописана. Но новые идеи возникают постоянно.

- Какие ближайшие события ожидаются в «Типографии»?

- 13 октября откроется выставка краснодарского художника Андрея Скрипки. С 22 октября принимаем у себя выставку Международного фестиваля фотографии Photovisa. Дальше к нам едет ростовская художница Маша Богораз, а в декабре начнутся новогодние арт-ярмарки.

- У тебя не было искушения самому идти по пути художника?

- Мое первое образование - худграф КубГУ. Со второго курса я перевелся на дизайн. Он казался мне более ясным по целям, чем традиционное искусство. Первый год меня окружали головы Антиноя, пейзажи, натюрморты. Рисование казалось бессмысленным занятием. Зачем тратить время на штриховку носа, если можно его просто сфотографировать? Потом я два года учился в Британской высшей школе дизайна в Москве, прошел путь от арт-дизайнера к арт-директору. Дирижировать мне больше нравится. Ты не просто создаешь проект, а должен понимать коммерческую составляющую, уметь связывать дизайн с конечным потребителем. В Москве я начал ходить по выставкам и в конце-концов познакомился с ребятами из группировки «ЗИП».

- Почему вернулся в Краснодар?

- Здесь были крупные проекты по работе, но я бы не приехал, если бы не любил свой город. В Краснодаре я пришел слушать лекции в КИСИ - краснодарский институт современного искусства, это неформальная программа обучения в «Типографии». На них произошел перезапуск моего отношения к искусству, я понял, что у него есть современные задачи, и оно во многом свободнее дизайна.

- А что за лекции там читали?

- Самое основное - курс по истории искусства ХХ и ХХI веков. Степан, Василий, Женя и Эльдар (братья Субботины, Римкевич и Ганеев, члены арт-группы «ЗИП» - ред.) читали его по очереди. Во время лекции они могли спонтанно вспоминать каких-то художников или их работы, открывать тут же Google, искать и находить детали, обсуждать их. Это был живой монолог, а не подготовленный бизнес-тренинг. Такой формат подкупал.

- Ты запостил в facebook сообщение о том, что стал директором в «Типографии», через полтора месяца после того, как принял решение. Почему?

- Я почти десять лет проработал в компании Concept group, знаю ее очень глубоко, в моем подчинении было пять-десять человек. Неприлично вот так встать и уйти. Я болею за эту компанию и буду оказывать ей экспертную поддержку еще некоторое время.

- На предыдущей работе ты много сделал дизайнерских проектов для города?

- В первые годы мне было важно ткнуть в билборд - смотрите, это моя разработка. А сейчас уже не замечаю. Что меня разочаровало в дизайне - его преходящесть. Ты вкладываешь в проект всю душу, а потом условия изменились, и его отложили. Готовишь работу полгода, а она пригодилась на форуме в Сочи, и все. Не ездишь в отпуска, не общаешься с близкими, переживаешь за результат, а заказчики пришли, хмыкнули и разбежались. Срочные проекты, бег, бег, бег, взаимодействие с сотнями компаний и брендов... В «Типографии» я просто выбрал один любимый бренд и теперь работаю с ним.

- Представим, что прошло еще пять лет. Какой будет «Типография»?

- Если бы это была вторая, третья «Типография» в моей жизни, я бы мог говорить: сколько будет посадочных мест, квадратных метров. В идеале, конечно, я вижу появление новых площадей, арт-резиденций. А лучше всего - строительство нового центра современного искусства, где было бы еще больше места для выставок и хранения.


СПРАВКА "КН"

Олег Сафронов - 1985 г.р., окончил факультет дизайна КубГУ и Британскую высшую школу дизайна по специальности «визуальные коммуникации», работал арт-директором в рекламно-коммуникационном агентстве Concept group. Не женат.


Фото Михаил Ступин

Благодарим за гостеприимство семейный ресторан «Веники-Вареники»:

Краснодар, ул. Фрунзе, 135 www.venikivareniki.ru