Улитки в соусе «По-лимузински», в раковинах – «Конфунги», ризотто с улиточным мясом «Бургундия». Это не изысканное меню французского ресторана высокой кухни.
Деликатесы с виноградным моллюском сегодня доступны любому кубанцу и жителям многих российских регионов. В Приморско-Ахтарске работает уникальное для краснодарского края предприятие полного цикла по выращиванию, сбору и переработке улитки «Азов Трейд».
– Мы занимаемся созданием готовых блюд из пищевой улитки Helix Aspersa. Ферма появилась в 2005 году, когда была освоена французская технология выращивания улитки, – рассказал директор предприятия Олег Рева. – Сегодня нам удалось выйти на стабильную самоокупаемость.
Интересно, что маленький сухопутный моллюск по вкусовым качествам и полезности может дать фору устрицам и мидиям. Виноградная улитка – настоящий кладезь белка. Кроме того, в ней содержатся аминокислоты, жиры, множество микроэлементов, таких как калий, магний, железо и цинк. Сейчас на предприятии Олега Ревы самый разгар производства – моллюск за лето нагулял нужный вес и может отправляться на столы гурманов.
В цехе готовой продукции предприятия стерильная чистота. Слышен только шелест белых халатов, перчаток и улиточных раковин. На разговоры работницам отвлекаться некогда. Необходимо быстро наполнять пустые раковинки предварительно сваренным мясом моллюска, а затем начинять их сливочным маслом и соусом, укладывать на тарелочки и упаковывать. При этом важно не повредить хрупкий улиточный домик.
– На сегодняшний день мы увеличили ассортимент своей продукции. Выпускаем улитки не только на тарелочках, но и в тарталетках, а также вареное мясо моллюсков в пакетах. Последнее охотно закупают кафе и рестораны для дальнейшего приготовления блюд. Кроме того, и это главное, на предприятии выросло количество работников. Если раньше у нас трудились постоянно 25 человек, то сегодня уже 50. Все работники – жители Приморско-Ахтарска и соседних населенных пунктов района, – рассказал Олег Рева. – Можно сказать, что мы «выбрались из раковины» и постепенно расширяемся.
Потребляют деликатес в первую очередь кубанцы. Но экзотические блюда из виноградной улитки хорошо знают в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже. А недавно приморско-ахтарская улитка появилась на прилавках Камчатки и Сибири.
По словам Олега Ревы, с логистикой проблем нет. У предприятия свои рефрижераторы, которые развозят упаковки с готовыми улитками по торговым сетям в Краснодарском крае и на московские базы, откуда дальше они путешествуют по всей стране.
– При правильной заморозке улитка может долго храниться и оставаться свежей. Перед употреблением тарелку надо просто разогреть, – объяснил Олег Рева.
До конца этого года на предприятии планируют выпустить и продать 360 тысяч упаковок деликатеса. В связи с расширением производства выращенной на ферме улитки уже не хватает. Часть моллюска собирают в дикой природе.
– Мы планируем делать упор на сбор дикой виноградной улитки, а кроме того, сейчас решается вопрос о получении земельного участка под новые площади для выращивания моллюска.
Уже разработана технология, которая подходит именно для нашей приморско-ахтарской почвы и климата. Хотим максимально приблизить улиточную ферму к цеху переработки, – отметил Олег Рева.
Олег Рева – постоянный участник главного агрофорума Краснодарского края – «Кубанской ярмарки».
– Приезжаем на ярмарку со своей продукцией каждый год, с самого открытия. Больших контрактов здесь пока заключить не удалось. Но я считаю, что в нашем случае не это главное. Благодаря участию в выставке и дегустациям мы постепенно приучили кубанцев к нашей продукции, чтобы они спрашивали ее в торговых сетях. Ведь фаршированная улитка – довольно экзотическое блюдо. Пока не попробуешь – не купишь.На VIII «Кубанской ярмарке», которая состоялась в Краснодаре в начале октября, экспозиция улиточной фермы была одной из самых заметных. Посетители охотно пробовали деликатес, после чего уходили от прилавка уже с полными пакетами.
– Мы довольны участием в «Кубанской ярмарке», – отметил Олег Рева, – это отличная возможность поддержать нашего местного производителя и расширить возможности импортозамещения.