Кубанские Новости
Общество

Время Грицианов

Наш собственный корреспондент – о большой объяснительной  силе классических фильмов советского кино  

А я всю свою сознательную жизнь был уверен, что «Свадьба в Малиновке» – это художественный фильм. Но украинские события последних лет наглядно продемонстрировали всю глубину моих заблуждений. Теперь я точно знаю, что этот нетленный шедевр советского киноискусства – документален до самых костей, причем некоторые его образы идеально, как шар в лузу, ложатся в нынешнюю политическую историю незалежной.

Вот, например, сакраментальная фраза: «Батько, гроши!», которую прорычал пан-атаман, таская отца-куркуля за грудки. Она абсолютно точно характеризует финансовую политику украинского руководства, которое любую встречу с иностранными партнерами начинает и заканчивает вымогательством очередных кредитов. Без всяких размышлений о том, что их, вообще-то, придется отдавать. Но к чему забивать голову всякой ерундой, когда сегодняшним Грицианам «золотой запас» нужен сию минуту, иначе их доблестное войско во главе с адъютантом-одесситом разбежится в разные стороны.

Или вот меткая характеристика ударной силы киевского режима – добровольческих батальонов, принадлежащая Попандопуло: «Да у нас в монастыре цельная дивизия стоит! Ну, дивизия не дивизия, а банда морд полтораста наберется». Тут и добавить нечего.

Наконец, мой любимый диалог о сущности либеральных ценностей, когда на вопрос деда Нечипора о политической программе Грициан отвечает:

– А как же можно без программы? Я что, бандюга с большой дороги? Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один, стоят за свободную личность.

На что одна из жительниц Малиновки с полным знанием ситуации говорит другой: «Значит, будут грабить». Кстати, современные либералы (и не только украинские) ради верховенства принципа свободы личности и не такое вытворяли. Стоит вспомнить героев лихих 90-х.

Но откуда такое поразительное сходство киношной комедии с трагическими реалиями соседней страны? Вероятно, в том, что фильм, хоть и в гротескной форме, но весьма отчетливо показал сущность гражданской войны на Украине. Помните еще одну классическую фразу: «Власть меняется»? Так вот, с ноября 1917-го по ноябрь 1920-го годов в одном Киеве власть менялась десять (!) раз. Четыре раза верх брали красные, три раза – разные украинские самостийники, однажды – белогвардейцы, наконец, по разу – «евроинтеграторы» немцы и поляки. А уж что творилось на местах – вообще уму непостижимо. И, кстати, когда изучаешь весь этот кавардак, напрашиваются два вывода.

Первое. Любая украинская власть может существовать в двух формах: бандитов-атаманов и иностранных лакеев. Причем между этими формами существует прямо-таки диалектическая взаимосвязь. Помните закон о единстве и борьбе противоположностей? Что-то в этом роде.

Второе. В условиях паралича власти любой гражданский конфликт, тем более война, становится кровавой опереттой, где на авансцену выходят проходимцы, готовые на все ради утоления своих бушующих страстей. Кстати, главное – не сущность, а сила чувства, если хотите – размер «таракана в голове». И тогда мы наблюдаем такие кульбиты судьбы – мама не горюй!

В этой связи вспоминаю биографию одного из панов-атаманов – Юрия Тютюнника, дальнего родственника Тараса Шевченко. Ему еще тридцати лет от роду не было, а он успел повоевать за украинскую Центральную Раду против большевиков, потом – против немцев, потом – за большевиков, потом – опять против них за Петлюру, потом с Петлюрой – за поляков. Эмигрировал из страны, потом вернулся в Союз и даже снялся в художественном фильме, где сыграл… сам себя. И бог весть, на что сподобился бы еще, если бы не был арестован и расстрелян в 1930 году.

А теперь сравните с еще одним проходимцем, но уже современным. С бывшим командиром украинского добровольческого батальона Семеном Семенченко, который на самом деле Константин Гришин. Этот пострел много успел еще до войны, в том числе даже поучиться во ВГИКе. Потом – участвовал в майдане, а в начале «Русской весны» пытался примкнуть к ДНР, но не срослось. Тогда быстренько перешел на другую сторону, организовав карательный батальон «Донбасс». В боях за Иловайск был героически ранен в место, которое несколько ниже спины. Награжден украинским орденом, чуть позже стал депутатом Верховной Рады. А теперь – один из организаторов транспортной блокады, которая грозит окончательно добить украинскую промышленность. В общем, еще год-второй такой насыщенной жизни, и впору сдаваться русским властям, чтобы сняться в художественном фильме о себе.

О чем все эти аналогии? О том, что, глядя на политический цирк, который уже три года успешно гастролирует по братской стране, не нужно оценивать выступления очередных клоунов с точки зрения здравого смысла. Ну, там национальных интересов или экономической целесообразности. Ничего такого там и близко нет. Как ни прискорбно, но сегодня на Украине самое время панов-атаманов, и не только таврических. А сущность всех происходящих событий заключается в отчаянной борьбе между ними за «кормовую базу» и красивый жупан главного атамана. Вот такая современная «Свадьба в Малиновке» с танцами и песнями массовки на майдане.

И можно было бы бесконечно смотреть эту веселую оперетту, если бы не одно «но». Если бы не разрывы снарядов, которыми эти атаманы убивают людей Донбасса, отказавшихся участвовать в сериале духовного абсурда.

]