Кажется, тема с беспределом коллекторов, которые любыми способами выбивают деньги из должников, осталась в прошлом. Однако так думают только те, у кого нет серьёзных непогашенных кредитов. Чтобы защитить себя и свою семью от нападок некомпетентных и слишком навязчивых сотрудников коллекторских агентств, достаточно немного разобраться в законах.
«КН» выяснили, какие действия кредиторов и лиц, действующих от их имени, по возврату просроченной задолженности законны, а какие – запрещены.
- Коллекторы имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, sms-уведомлений, электронной и почтовой переписки, - уточнили кубанские приставы.
Однако есть целый список ограничений при взаимодействии кредиторов и коллекторов с должником. Вот он:
любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие, и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные и праздничные дни;
личные встречи могут осуществляться не чаще 1 раза в неделю;
телефонные звонки допускаются не более 1 раза в сутки, не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
телеграфные, текстовые или голосовые сообщения для должника разрешено направлять не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 в месяц.
Кроме того, кредиторам и лицам, действующим от их имени, категорически запрещено угрожать должникам.
- Также не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие их честь и достоинство, - добавили приставы. - Помимо этого, не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.
Все вышеперечисленные правила действуют в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Так что при общении с коллекторами и представителями банков кубанцы могут смело ссылаться на этот документ.
Если же кредиторы и представляющие их лица нарушают закон, граждане могут обращаться в отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Краснодарскому краю. Он расположен по адресу: Краснодар, ул. Старокубанская, 141, каб. 231/232.
Обратиться за помощью можно также по электронной почте mail@r23.fssprus.ru или по телефону консультационного центра (861) 262-74-14.
- Напоминаем, что сведения о реестровых коллекторах, которые прошли определенную процедуру проверки на соответствие требованиям Закона, расположены на сайте ФССП России в разделе «Сервисы», - продолжили в ведомстве.
Конечно, атаки так называемых коллекторских агентств способны испортить жизнь любому человеку.
- Только за первые 5 месяцев этого года в отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Краснодарскому краю поступило 211 обращений, - подсчитали приставы.
Кубанские судебные приставы разработали свод правил, которые помогут гражданам обезопасить себя от беззакония со стороны «сборщиков долгов».
В течение трех лет после возврата долга сохраняйте свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа и в период исполнения договора. Особое внимание уделите хранению квитанций и расписок о погашении долга.
Не общайтесь с коллекторами в анонимном режиме. При личной встрече требуйте предъявлять документы (действующее законодательство РФ разрешает вам просить копии этих документов, либо их фотографировать).
При общении в телефонном режиме, если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет.
Если кредитор применяет неправомерные методы воздействия, записывайте беседу с помощью диктофона, камеры мобильного телефона и с помощью других средств аудио- и видеофиксации.
Если кредитор или коллектор угрожают вашей жизни и здоровью, а также грубого разговаривают, стоит напомнить им о своем праве обратиться в правоохранительные органы.
Если вам звонят слишком часто или в ночное время, то отвечайте на звонки и фиксируйте точное время. Возьмите у своего оператора связи детализацию звонков с указанием времени звонка и телефонного номера абонента.
Сотрудники УФССП России по Краснодарскому краю подготовили памятку для тех, кто вынужден общаться с коллекторами.
- Достаточно досконально изучить свои права и соблюдать простые рекомендации, - уверены кубанские судебные приставы.
Итак, как бороться с угрозами и другими противоправными действиями?
Если вам угрожают
Если лица, осуществляющие действия по возврату просроченной задолженности, угрожают вам причинением вреда, убийством и тому подобное, необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы. При этом стоит письменно ходатайствовать об установлении номер телефона звонящего и кому он принадлежит.
Если требуют наличные
Коллектор требует от вас внести платеж не на счет в банке, а отдать ему наличными? Возможно, вы столкнулись с вымогательством и злоупотреблением служебными полномочиями. В этом случае вы имеете право подать заявление в полицию.
Если разглашают персональные данные
Выявлен факт разглашения персональных данных без вашего согласия? Смело обращайтесь в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с жалобой.
Если пытаются попасть в ваш дом
В ситуации, когда коллекторы пытаются проникнуть в ваше жилище, прикрываясь необходимостью описать и изъять ваше имущество, следует срочно вызвать полицию. Кроме того попросите двух соседей присутствовать для засвидетельствования правонарушения.
- У коллекторов требуйте предъявить документы, чтобы в случае их ухода до прибытия полиции была возможность подать заявление в правоохранительные органы, - подчеркнули сотрудники ведомства.
Коллекторы нарушают ваши права? Можете жаловаться в следующие органы:
если кредитор является кредитной, либо микрофинансовой организацией, то можно обратиться в территориальный орган Центрального банка РФ;
если права нарушены кредитором, который не является кредитной организацией, а относится к реестровым или нелегальным коллекторам, то необходимо обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.
В заявлении детально в хронологическом порядке изложите все события и приложите следующие документы:
копию паспорта;
копии договоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства, копии судебных актов о взыскании денежных средств;
детализацию смс-сообщений и телефонных звонков от оператора сотовой связи;
копии договоров на оказание услуг, заключённых с операторами сотовой связи; аудиозаписи общения (на компакт-диске);
цифровые копии изображения экрана монитора компьютера (скриншоты), свидетельствующие о том, что коллекторы размещают в различных социальных сетях негативную информацию в отношении должника;
распечатанные копии электронных писем; копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, если обращались в правоохранительные органы;
копии ответов органов прокуратуры, если вами оспаривались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
копии ответов из территориального органа Центрального банка РФ или прокуратуры, если обращались в эти органы.
Долги отдавать, конечно, всё равно придётся. Однако сделать это можно будет спокойно, безопасно и в установленном законом порядке.