Кубанские Новости
Общество
Ольга Лыжник

Советы родителям. Как уберечь ребенка от наркотиков

Те, кому пришлось столкнуться с проблемой наркомании, вынуждены детального изучить механизмы и причины формирования синдрома зав

Зависимость не возникает внезапно, как ответ на введение наркотика, а является результатом взаимодействия огромного количества факторов.

Заместитель главного врача по детской наркологии наркодиспансера министерства здравоохранения Краснодарского края Галина Юсифова рассказала, что наркологические расстройства относятся к многофакторным заболеваниям, то есть к проявляющим себя только тогда, когда врожденные факторы риска взаимодействуют с неблагоприятными факторами среды.

Гены пальцем не размажешь

Вопреки расхожему мнению, у человека нет отдельных генов, отвечающих за наркоманию или алкоголизм.

– На самом деле все гораздо сложнее. Дело в том, что есть носители уязвимых генотипов, – объясняет Галина Юсифова. – Это люди, гены которых находятся в состоянии повышенного риска развития зависимости. Уязвимый генотип может быть хоть к тромбозу. Но для многофакторных заболеваний одного гена недостаточно. Чтобы заболевание сформировалось, необходима целая совокупность вариантов и комбинаций, которые мы называем неблагоприятными. Это очень сложная биохимическая цепочка взаимодействий.

Все разнообразие реакций обеспечено огромным комплексом факторов, начиная от генетических, ответственных за темперамент, тревожность, смелость, поиск новизны и заканчивая культурно-средовыми, которые подразумевают особенности воспитания, семейные ценности, социальный статус, культурную среду. Наследственность мы изменить не в силах, но мы можем влиять на среду или воздействовать на пластичные психические функции.

FullSizeRender-02-10-18-12-24 кро11.jpg
Галина Юсифова

Галина Юсифова утверждает, что если в семье есть больные неврологическими расстройствами, если у ребенка имеется гиперактивность, либо первые признаки зависимого поведения – чрезмерная приверженность к компьютерным играм, если есть проблемы поведения, если родителям не удается установить с ним контакт, то необходима семейная консультация у генетика. Это может стать первым шагом к взаимопониманию и, как следствие, к предотвращению серьезных проблем.

Нередко случается, что родители и дети значительно различаются по темпераменту, особенностям психических реакций, уровню тревожности и другим личностным характеристикам. Врач может проанализировать это, а родители, ознакомившись с его выводом, – преодолеть свой вполне естественный субъективизм.

– Мозг нельзя приравнять просто к набору химических процессов, – продолжает Галина Юсифова. – Несмотря на то что наши знания о мозге с каждым днем приумножаются, он все еще остается для нас загадкой. Все биохимические процессы протекают неосознаваемо, они неподвластны мыслительному контролю, но при этом являются материальным субстратом эмоций, которые регистрируются сознанием и могут быть им обработаны и модифицированы. Например, можно сознательно усилить свою тревогу или усмирить ее.

За удовольствие надо платить. Дорого

Потенциал к развитию зависимости заключен в самом человеке. Стимул, который запускает процесс, вторичен. Это может быть наркотик, сигарета, компьютерная игра, еда, секс. По большому счету, ключевую роль играет способность испытывать удовольствие. С точки зрения эволюции это целесообразно – все действия, направленные на поддержание жизни и продолжение рода, подкрепляются вознаграждением – выделением дофамина. Но постоянное стремление испытать удовольствие может быть разрушительным. Все мы знаем опыт с крысой, которая жала на рычаг, соединенный с центром удовольствия, до тех пор, пока не погибла. Но человек, конечно, не животное, его эволюция включает в себя развитие социальных навыков и навыков самоопределения, самовыражения, умения здорового и гармоничного взаимодействия с собой и с окружающим миром.

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, у родителей которых малопрестижный род занятий или вовсе нет работы, имеют большие шансы быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

Потенциал к развитию зависимости заключен в самом человеке. Стимул, который запускает процесс, вторичен. Это может быть наркотик, сигарета, компьютерная игра, еда, секс.

С другой стороны, примерно так же высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка.

– К сожалению, многие состоятельные люди (особенно отцы) по тем или иным причинам не всегда признают наличие неблагополучной атмосферы в семье, поэтому вовремя не обращаются к психологу, – говорит Галина Юсифова. – Со стороны психологов контроль практически невозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могут вмешиваться в семейную ситуацию и, следовательно, противостоять высоко вероятной наркотизации подростка. В данном случае важным является сотрудничество психологов со школами, лицеями, колледжами, в том числе и негосударственными образовательными учреждениями, в которых специалисты (педагоги, психологи) имеют больше возможностей общения с детьми и их семьями, а значит, больше возможностей профилактической работы.

Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная неустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.

Чем больше членов семьи употребляют алкоголь или наркотики, тем выше риск, что дети также будет употреблять их.

– Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто ведет к появлению проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте, а соседи ей рады, этот риск понижается.

В худших семейных традициях

Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. Например, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением дурмана.

По мнению медиков, дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях.

В семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками), имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкоголь в подростковом возрасте. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.

– Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную или другую зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкоголем в юношеском или зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное хотя бы до 19 лет.

В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети предоставлены самим себе или где дисциплина чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.

– Мальчики младших классов начальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте, – продолжает Галина Юсифова. – Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы.

Начиная с 4 – 5 – 6 классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическая успеваемость.

В знак протеста

С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе: время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление наркотиков.
Галина Юсифова, заместитель главного врача по детской наркологии наркодиспансера

Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.

Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, есть ли другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем.

Свобода – это…

Очевидно, что запретить подростку общаться с такими друзьями – задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной наркотизации. В том числе они могут обратиться к психологам и педагогам центров социально-психологической помощи.

Когда дети считают, что от курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведенным временем», существует большая вероятность того, что они будут выпивать и употреблять наркотики. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с существующими мифами типа «В любой момент я могу бросить», «От бутылки пива не становятся алкоголиками» и т. д.

Реклама принадлежит к числу макрофакторов, влияние которых порой невозможно предупредить. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.

Мифы о наркотиках и наркоманах, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического отношения к наркотикам и наркоманам.

Есть и фактор, который должно регулировать общество. Это реклама.

К сожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе.

– Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающие их лозунги, например, «Полная свобода..», «Всегда первый...», «Свежий взгляд на вещи...» и тому подобное прочно связывают в сознании подростка табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не наркотик.

Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, влияние которых порой невозможно предупредить. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.