Кубанские Новости
Общество

Понять и простить: как начинающему водителю выжить в Краснодаре

Эксперты рассказали, в чем проблема начинающих водителей в Краснодаре, и как с этим бороться.

В Краснодаре автошколу можно встретить едва ли не чаще, чем продуктовый магазин. Ежемесячно такие учебные заведения выпускают сотни новоиспеченных водителей. Без того непростая ситуация с городскими пробками усугубляется с каждым днем. Аварийность растет на глазах.

Для чего ходить в автошколу - понятно всем: чтобы получить хотя бы минимальный набор знаний и навыков, позволяющих выезжать на дороги. Вот только действительно ли наши начинающие водители обладают этим самым минимумом? Даже если предположить, что все автомобилисты честно сдали экзамены в ГИБДД, то аварий с участием начинающих рулевых все равно слишком много.

По данным краевого министерства образования, науки и молодежной политики, в настоящее время в Краснодарском крае работают около 200 организаций по подготовке водителей - автошколы, ДОСААФ, ВОА и другие.

Сейчас ситуация с аудиторией будущих водителей несколько изменилась. Если раньше обучение стоило порядка 15 тысяч рублей, то его могли себе позволить практически все желающие, шло много молодежи. Сейчас же, когда цена на курсы выросла в два раза, идут, в основном, осознанно люди среднего возраста. Ежемесячно наше учебное заведение выпускает порядка 70 водителей.
Максим Кухарев, директор краснодарской автошколы «Лидер+».

По его словам, в настоящее время процентное соотношение женщин и мужчин - 50 на 50. Чаще всего они выбирают обучение на категорию В, однако к весне ежегодно растет число желающих стать водителем мотоцикла, среди них становится все больше представительниц прекрасного пола.

Если еще годом ранее доля тех, кто выбирал «автомат» была 1-2%, то сейчас их количество выросло до 10%.

- Самая большая проблема новичков - это опыт вождения. Такие люди где-то более осторожны, теряются в различных дорожных ситуациях. Все когда-то проходили через это, это абсолютно нормально, - рассказал председатель Краснодарского отделения «Всероссийский Союз автомобилистов» Владимир Коробчак.

Другое дело - как эти самые водители проходили обучение. Сейчас в каждой автошколе существует официальная программа, предусмотренная законодательством, и каждый учащийся должен ее пройти. Проблема в том, что многие учатся спустя рукава, не приходят на занятия, не вникают в лекции, и автошкола это сильно не отслеживает.

На самом деле ученик вправе требовать обязательный минимум, а если полученных знаний недостаточно, можно за дополнительную плату позаниматься со специалистом, сдать экзамен, получить свидетельство об успешном окончании автошколы и только после этого идти в ГИБДД.

Годом ранее доля тех, кто выбирал при обучении машины с автоматической коробкой передач была 1-2%, то сейчас их количество выросло до 10%.

Еще одна проблема, считает Владимир Коробчак, заключается в том, что сейчас обучение обустроено не так, чтобы научить ученика водить, а просто приучить его выполнять какой-то набор определенных упражнений.

Главное, уверен он, помимо знаний теории, научить человека пользоваться автомобилем, чтобы тот не смотрел себе под ноги и руки, когда скорости переключает или педали нажимает, делал эти движения на автомате, а все его внимание было уделено дорожной обстановке.

- Начинающим водителям не стоит и стесняться повесить наклейку с восклицательным знаком, чтобы предупредить остальных участников дорожного движения, что за рулем новичок, чтобы стало легче всем участникам дорожного движения, - заверяет Владимир Коробчак.

И все же, чтобы легче «влиться» в езду по городу, председатель краевого Всероссийского Союза автомобилистов советует новичкам создать и отработать для начала «свой» маршрут: это может быть, к примеру, путь от дома до места работы. Проехать его рекомендуется несколько раз, пока дело не дойдет до автоматизма. После этого можно пробовать понемногу «новые горизонты».

По данным ОБ ДПС ГИБДД Краснодара, с начала 2019 года в краевом центре произошло 221 ДТП, из них по вине водителей со стажем до трех лет - 24: один погибший и 32 пострадавших.

ГИБДД также призывает новичков соблюдать правила дорожного движения, не нарушать скоростной режим, соблюдать дистанцию, быть внимательными вблизи пешеходных переходов.

Зачастую новички жалуются на притеснение на дорогах со стороны опытных водителей. Однако такое отношение далеко не у всех, уверен краснодарский водитель с 30-летним стажем вождения Андрей Евтеев.

- Если я вижу машину с наклейкой «!», то стараюсь просто подальше держаться от нее. Всегда стараюсь, чтобы такой водитель не оказался сзади моей машины. А в целом отношение к ним вполне нормальное, с пониманием. Я помню свои ощущения, когда впервые самостоятельно выехал в город, поэтому понимаю, что испытывают молодые водители, оказавшиеся в плотном потоке городских улиц, и стараюсь лишний раз не нервировать их сигналами. Как правило, многочисленные гудки со всех сторон редко помогают, если уж водитель немного «затупил». Крики и сигналы его введут в еще больший ступор, - рассказал Андрей Евтеев.

Он посоветовал всем водителям чаще вспоминать, что они сами чувствовали в такие моменты и немного более снисходительно относиться к ошибкам молодых, а молодым водителям, в свою очередь, научиться не поддаваться на провокации со стороны других участников движения, не реагировать на сигналы, крики, особенно в моменты пересечения перекрестков или выезда на главную улицу со второстепенной, когда нужно встроиться в поток.

- Завершайте свой маневр только тогда, когда будете уверены на 100 процентов. Иначе вы можете попасть в ДТП, а тот, кто вас торопил и фактически спровоцировал аварию, спокойно уедет. А виновным будете вы, - подытожил Андрей Евтеев.

Как ранее сообщали «Кубанские новости», на федеральном портале проектов нормативных актов опубликована доработанная версия нового практического экзамена на вождение в России.

Согласно документу, привычного разделения испытаний на «город» и «площадку» больше не будет.

В перечень обязательных элементов, наряду с началом и остановкой движения, левым и правым поворотом, параллельной парковкой, проездом перекрестка неравнозначных дорог, остановкой на подъеме и разворотом, включена проверка навыка обгона или опережения.

Пересечение железнодорожного переезда отнесено к опциональным упражнениям, которые сдаются при наличии такой возможности, как и перестроение на многополосном участке дороги.